Свет мира

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».(Матфея 5:14- 15)
Тема света, горения, огня, очень актуальна в библии. Бог часто ассоциируется с огнём. Христос говоря о себе, сказал: «Я свет миру». Однако если Он - свет миру, то мы названы светом мира. Бог светит в мир и этот свет прямо пропорционально должен отражаться в людях преданных Ему. Евангелие тоже свет просвещающий наши сердца, которые в свою очередь отражая этот свет должны быть живым свидетельством, пятым евангелием для людей этого мира, но всегда ли это бывает? На неделе я вспоминал свою молодость, горение для Бога в служении, не было дня, чтобы я кому-то не рассказал о Его любви и величии. В писании это называется первая любовь,. но с возрастом что-то надломилось, потухло. Может стал более мудрее, осторожнее, толерантнее, ну зачем людям навязывать своё мнение..., а может суета и заботы житейские угасили светильник? Если раньше и был похож на зажёную свечу, то после всё больше стал ощущать себя потухшей спичкой. Внешне всё вроде правильно и благочестиво, но иной раз гложет навязчивое чувство, что чего-то мне не достаёт. И волей неволей вспоминается библейский персонаж, так похожий на потухшую спичку:
« И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»;  «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?  А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».(Мат.19:16-26)
Люди часто задавали вопросы Иисусу, вопросы разные и мотивация вопросов разная. Я думаю, что каждый в своей жизни сталкивался с тремя типами вопросов 1. Провокационные, или искушающие. Такие вопросы, часто задавали фарисеи, желая уловить, в чём-то Иисуса. Когда встречаешься с таким людьми, задающие подобные вопросы не очень приятный осадок остаётся. Наверное кто общался с атеистами всем задавали вопрос: «а может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять? 2. Есть вопросы из праздного любопытства. Я таких людей называю «афиняне», которые любили послушать, что-то новое. Кто вы такие? Что проповедуете? Ну, ладно послушаем об этом в другой раз. Человек получив информацию в лучшем случае обогатит свой интеллект, но он не предполагает, что эта информация изменит его жизнь. 3. А есть вопросы искренние, вопросы ищущего человека.  В зависимости от вопросов были и ответы Иисуса. И в данном случае, мы становимся свидетелями искреннего порыва души юноши изменить свою жизнь. Он не был удовлетворён внешним, показным благочестием и понимал, что что-то ему недостаёт.
Есть мнение, что проблема юноши была в том, что он видел в Иисусе лишь учителя и не обратился к Нему, как к Мессии. Может быть, не буду спорить, но осмелюсь предположить другое. По словам юноши учитель был не простой, а благий. Характерной же чертой иудеев того времени было, не бросать слова на ветер, обдумывать и правильно формулировать свои мысли. Будучи образованным он не мог не знать к кому применяется слово благой. К тому же сама просьба была не обычная. В греческом языке есть несколько слов, означающие – жизнь. Биос – биологическая, псюхе – душевная, эмоции, интеллект и дзое – жизнь, как Абсолют. Он просил «дзое» и добавлено «айонион» - века или вечную, жизнь которою живёт сам Бог.
Что именно пробудило в нём такую жажду? Возможно он был свидетелем, как Иисус благословлял детей и говорил, что таковых есть Царство Небесное. Все три евангелиста помещают эту историю, как раз перед встречей Иисуса с юношей. Юноша понимал, что он уже не ребёнок и так просто туда не войдёт и возникает вопрос, что мне сделать? Итак, у Него появилась цель – жизнь вечная. Прекрасно понимая, что в жизни, за всё надо платить, поэтому средство к достижению цели - нужно что-то доброе сделать. А что именно сделать, знает благой учитель.  Не будем поспешно судить этого человека за такой мещанский подход к делу, он мыслил в соответствии со своим временем. Да и в наше время найдётся не мало людей, которые считают, что за деньги можно купить всё, от корки хлеба до прощения грехов. Юноша был богат и имел возможность сделать много доброго. Если бы он жил в наши времена, он мог бы стать спонсором какой-нибудь миссии, пожертвовать крупную сумму на распространение библий, открыть благотворительный фонд. В его словах чувствуется уверенность, ты только скажи сколько и куда. Он имел не толко состояние, но и власть, у Луки написано, что был одним из начальствующих.
В одном из евангелий написано Иисус полюбил юношу, ему приятно было видеть этот огонь, эту жажду жизни. И Он вступает в диалог: «Что ты называешь меня благим?» И дальше идёт тайное раскрытие божественной природы Христа, не понятное для окружающих, но понятное тому, к кому  он обращается. Ты понимаешь что ты сейчас сказал, назвав меня благим? Ведь благ только Бог. Ты даёшь отчёт своим словам, а если да, то видишь во Мне больше, чем учителя. А дальше, ответ Иисуса был до неожиданности прост – соблюди заповеди. Указывая, что путь ко спасению уже возвещен пророками. Такой ответ не удовлетворил юношу, Он ожидал, что-то не обычного, а получил шаблонный ответ, который мог бы получить в любой поместной синагоге. Отсюда возникает странный вопрос: «Какие?» Ответ Иисуса был самодостаточен – соблюди мицвот, все 613 заповедей, ради исполнения которых еврей рождается на свет. Иисус перечисляет 5 заповедей из десятисловия, касающиеся межличностных взаимоотношений и добавляет 6-ую о любви к ближнему обобщающую пред идущие. Мы не знаем были ли у юноши проблемы с исполнением их, но знаем что Иисус судил о любви к Богу, на основании любви к ближним. Ответ явно не удовлетворил юношу он глядел на заповеди, как на пройденный этап: «Всё это я сохранил от юности». И вот не смотря на достаток материальный, нравственный, юноша всё же чувствовал, что чего-то ему не хватает и это что-то, является главным в его жизни. И он хотел восполнить этот недостаток, чего бы это не стоило. Наивный человек скажем мы, за какое-то дело, он хочет получить то, что не имеет цены. Однако, как часто мы бываем похожи на этого человека, когда подходим к Богу, как к некому бухгалтеру, который награждает за хорошие поступки и вычитает за плохие. Тем ни менее Иисус видел искренность сердца его, не удовлетворённость внешним, горение к чему-то большему и он готов работать с этим материалом. Он предлагает путь более совершенный. Которым шёл Сам. Иисус не пришёл, чтобы отменить заповеди, но исполнить, придать им более глубокое осмысление. Первое, что делает Иисус испытывает, ты говоришь, что исполняешь, а знаешь, что исполнение предполагает множество градаций. Можно не убивать физически, но словом, тоже можно убить, а более совершенен тот, кто даже не гневается. Ты говоришь любишь ближнего, но до какой степени, словом, делом, а может жизнь готов отдать? Подобно ловкому хирургу, с острым скальпелем Он входит в нашу душу Своим словом вскрывая все тайные намерения и пороки. От этого бывает больно, но иначе нельзя. Он сердцевед, безошибочно ставит диагноз и выписывает рецепт: «Одного тебе недостаёт» И тут тот, кто желал сделать, что угодно, с печалью отступил и огонь погас. Причиной тому, большое имение, это было преградой, барьером между им и Богом. Привязанность к земному не давало в полной мере исполнить заповедь. Иисус говорил, что не можете служить двум господам. И тот кто говорил исполнил всё, не исполнил первой, о любви к Богу, в его сердце был иной бог – мамона.
Суть повеления не в том, что теперь все должны продавать имения, от других он этого не требовал. У каждого человека свои индивидуальные привязанности. У кого-то он может попросит выбросить телефон, или отключить интернет, кому-то оставить работу, если она стала идолом.
Приближение к Богу осуществляется не путём исполнения внешних обрядов, а преодоление внутренних барьеров. Чтобы жить жизнью Бога, нужно перестать жить жизнью ветхого человека. Иисус сказал, что одного тебе не достаёт, хотя по сути, здесь три повеления 1. Продай, 2. Раздай 3. Иди, но все их можно объединить в одно: ИЗМЕНИ СВОЁ МЫШЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО БОГАТСТВА КОТОРОЕ ИМЕЕШЬ, или другими словами покайся. Нам иной раз кажется покаяться это – Господи прости, все вольные и не вольные. Однако нет – это ломание себя, через колено, достойный плод когда есть изменения в мыслях и жизни. Подчас мы готовы идти на любые жертвы, любые служения, но содрогаемся от мысли когда нужно вести борьбу с самим собой. Со своими амбициями привычками, привязанностями. Когда юноша отошёл с печалью, Иисус начал объяснять ситуацию ученикам: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» Под богатым подразумевается не тот, кто имеет состояние превышающее определённый лимит, а тот кто одержим им. Ев. Марк подчёркивает – надеющийся на богатство, для кого оно стало идолом, тому путь закрыт. Если вы будите в Иерусалиме на экскурсии вам покажут ворота под названием «игольные уши», в которые якобы верблюд может проползти на коленях. Но более грамотные люди вам скажут, что ни в Торе, ни в евангелиях, ни в одном древнем трактате, нет упоминания этих ворот и ранние толкователи евангелий видели в этом буквальный смысл.  А вот вельможам и служителям средневековой Европы этот текст был бельмом на глазу, они имели несметные богатства, поэтому была придумана такая версия – да, сложно, но можно. Это изобретение времён крестоносцев, как впрочем многие другие святые места, развод паломников того времени, так и современных туристов на бабки. И Иисус привёл эту аналогию, чтоб подчеркнуть не совместимость одного с другим. Это подобно тому, как мальчик сунул руку в банку, взял монетку, а обратно ни как. Отец ему говорит, разожми руку и вынешь, на что он ответил, но монетка тогда упадёт. Сказано, где сокровища ваши, там и сердце ваше будет. На что надеется человек, на что уповает, то и является наиболее ценным в его глазах. Вердикт Иисуса - нельзя войти в Царство Бога, прихватив, что-то с земли. Это повергло в ужас учеников, если такой благочестивый человек, как этот юноша не может спастись, кто же может? Ответ Иисуса неумолим - человеку это не возможно. Каким благородными не были бы наши устремления, исполнить в полной мере их может только Бог. Богу же всё возможно! В греческом написано (пара де Тео) – у Бога, находясь в Его присутствии. Юноша был близок к Богу, но не с Ним, потому что его сердце было прилеплено к другому. Единственный способ, наладить взаимоотношения с Богом, это устранить барьеры нас разделяющие. И тогда наша жизнь станет, как светильник на подсвечники, освещающий этот мир.


Рецензии
Бог послал Иисуса - чтобы мы, через Христа, могли познать Его природу, да?

Дмитрий Козлов Невельчанин   11.02.2024 01:24     Заявить о нарушении
Конечно, основная миссия Иисуса, это спасение человечества от греха, но поскольку написано: "ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно"(Послание к Колоссянам 2:9) то да, мы можем познавать природу Бога.

Дмитрий Кульпин   11.02.2024 05:00   Заявить о нарушении
Вы смогли познать это?

Дмитрий Козлов Невельчанин   11.02.2024 07:27   Заявить о нарушении
Скажу так, стремлюсь к этому познанию, забывая заднее простираться вперёд. Но пока мы живём в теле не сможем совершенно познать: "Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;" Только, когда то, что отчасти прекратится, в вечности можно познать, как Он есть: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан."

Дмитрий Кульпин   11.02.2024 17:46   Заявить о нарушении
Нет познания - нет веры!

Это очевидно, да?

Дмитрий Козлов Невельчанин   12.02.2024 13:36   Заявить о нарушении
Познать Бога - через призму Христа, надо было.

Дмитрий Козлов Невельчанин   12.02.2024 13:37   Заявить о нарушении
Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия.

Дмитрий Кульпин   13.02.2024 00:09   Заявить о нарушении
"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать". (1Кор.8;2)

Дмитрий Кульпин   13.02.2024 00:14   Заявить о нарушении
Люди слышали Бога тысячелетиями, записывали слова,- и ВЕРИЛИ ТОМУ, ЧТО САМИ НАПИСАЛИ!

Потом явился Христос.

Что было дальше?

Пальчиком погрозили?

Вот к тебе явится Христос,- ты,
что ему скажешь?

Цитату ему толкнёшь?

Дмитрий Козлов Невельчанин   14.02.2024 03:46   Заявить о нарушении
Я живу Христом и общаюсь с Ним ежедневно.

Дмитрий Кульпин   14.02.2024 05:44   Заявить о нарушении
Передай Ему мой привет.
Ладно?

Дмитрий Козлов Невельчанин   14.02.2024 07:19   Заявить о нарушении
Обязательно!!!

Дмитрий Кульпин   14.02.2024 14:25   Заявить о нарушении