КоммерсантиЮВСамодуров

Газета «Коммерсант» о чертежах Б.Б.Родомана
на выставке «Метагеография» в Третьяковской галерее

Кураторы, впрочем, отлично поработали над тем, чтобы заложенная в названии широта явлений выстраивалась хотя бы в какое-то подобие логики. И в этом им помогли ментальные карты выдающегося географа Бориса Родомана, красной нитью проходящие через всю выставку. Родоман, известный бесчисленными работами по географии туризма и урбанистике, на досуге занимался картографированием своих лыжных маршрутов, научных и жизненных интересов и даже сезонных ритмов. По этим картам видно, как богат язык географии и сколь полезны инструменты этой науки не только в масштабах государств и обществ, но и в приближении к личности. Работы Родомана как перекресток, от которого можно дойти и до поздней, научно-фантастической Гончаровой, и до мрачной "Карты и территории" Максима Шера — серии, посвященной аэрофотосъемке СССР фашистскими войсками.
.Дьяконов Валентин. Земля в уме. Метагеография в Третьяковской галерее  // Газета "Коммерсантъ" №182 от 05.10.2015, с.. 11.

Один из самых интересных героев этой выставки также не имеет прямого отношения к искусству. Это Борис Родоман — профессиональный географ, профессор МГУ, начавший в 1980-х заниматься своего рода интимным переосмыслением собственной профессии. Он стал составлять карты лыжных прогулок, графики самочувствия ("Сезонные ритмы в жизни Б. Б. Родомана"), причудливые диаграммы интересов (лыжи, книги, наука, секс — всему отведено свое место, прочерчены сложные связи). При этом свои картоиды Родоман считал вполне серьезными исследованиями, рассказывал о них студентам, и в результате вошел на долгое время в конфликт с миром академической науки. Арт-мир открыл его для себя сравнительно недавно, и в этой выставке вещи Родомана скорее не объясняются, а встраиваются в общий поток. И одновременно не встраиваются — торчат из нее тревожными артефактами, не поддающимися классификации (при том что сами они посвящены именно опытам причудливой классификации).

Гулин И. Не анализируй это. О выставке "Метагеография" в Третьяковской галерее // Коммерсант-weekend, 31 октября 2015 г.   http://www.kommersant.ru/doc/2826864
 

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2826864
Стиль упоминания в газете Коммерсант о Ваших картоидах на выставке - на мой взгляд, доброжелательный, но при том и типично по журналистски поверхностно-безграмотный. Это высказывание человека - т.е. автора журналиста, которого Ваши картоиды заинтересовали тем, что они выделяются своей оригинальностью из общего потока представленных на выставке материалов. Дать себе труд что-то понять в картоидах журналист не счел нужным, просто написал , что пришло в голову о том, что бросилось ему в глаза. Бог с ним. Такая банальная реакция типична для откликов читателей на сайтах разных газет по поводу весьма содержательных статей..И  автор Коммерасанта тоже сравнялся в банальности со своими читателями. Но что меня злит и чего мне жаль, что с Вашими картоиды кураторы поступили также как и журналист , - повесили их в трех разных местах, чтобы "не заморачивать" зрителям головы. Если бы картоиды  висели "кучкой" вряд ли автор статьи в Коммерсанте мог бы их так прокомментировать, как он это сделал.

Ю.Самодуров     8 ноября 2015 г.

Для "Проза.ру" Б.Р. 30.08.2022


Рецензии