Блок. Пляски смерти. Вступление

ПЛЯСКИ      СМЕРТИ
 
   


 


Из Примечаний к данному циклу в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Заглавие цикла связано с целым культурно-историческим пластом. Цикл находится в ближайшем соответствии с циклом В. Брюсова из пяти стихотворений, – "Пляска смерти", опубликованном в февральской книжке журн. "Аполлон" за 1910 г.
Цикл Брюсова, имеющий подзаголовок "Немецкая гравюра XVI века", написан по мотивам сюжетов картин Ганса Гольбейна Младшего.
     Заглавие цикла подключает его также к традиции романтизма, к сюжету пляски мертвецов в "Сновидениях" Гейне, которые, в свою очередь, восходят к Гофману и одновременно к балладе Гете "Пляска мертвецов", а дальше - к целому пласту немецкой литературы, известному как поэзия "пляски смерти".
     Внимание Блока, несомненно, привлекала и остросоциальная драма Стриндберга "Пляски смерти", посвященная теме обреченности старого мира, его омертвелости, см. подробнее: Шарыпкин Д.М. Блок и Стриндберг // Вестник ЛГУ. N2 2. Сер. истории, языка и лит-ры. Вып. 1. Л., 1963. С. 89-90.
     «Заглавие вписывает цикл Блока в традиции европейской и русской музыкальной культуры. Здесь традиция восходит к средневековому напеву "dies irae" (день гнева), одному из разделов реквиема, носящему мрачный, зловещий характер. Этот напев лег в основу парафраза Ф. Листа - сочинения для фортепиано с оркестром, созданного под впечатлением фрески А. Орканьи "Триумф смерти" (1849). В 1874 г. К. Сен-Санс написал симфоническую поэму "Пляска смерти", чуть позже М. Мусоргский – свой известный цикл "Песни и пляски смерти"» (Фоменко И.В. Цикл стихотворений А. Блока "Пляски смерти". Заметки к интерпретации // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин, 1986. С. 57-71)
»
   
     Отсыл к немецкому средневековью подчеркивался первоначальным названием первого стихотворения.
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
          Заглавие              Totentaпz  [Пляска смерти (нем.]
     »

     «Пляска смерти (др.-греч. ;;;;; ;;; ;;;;;;;; лат. Mortis Saltatio; нем. Totentanz, англ. Dance of Death, исп. Danza de la muerte), Макабр (галл. от фр. Danse macabre, итал. Danza macabra) — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества — знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей.
     Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века…»
            Википедия


Рецензии