Ч. 8 Эвакуация из Одессы

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/08/27/927

Командовал крейсером «Ворошилов», которому предстояло нанести удар по Алексеевке, капитан 1 ранга Филипп Савельевич Марков. Самым опасным местом для крейсера, который шёл без охранения, был мыс Тарханкут, потому что там проходил маршрут следования судов в Одессу и, естественно, велась воздушная разведка фашистской авиацией.

Стрелять предстояло по невидимой цели. При имевшемся приборном вооружении крейсера требовалось знать точные координаты места корабля. Орудия наводились по пеленгу, а угол возвышения стволов зависел от расстояния, снятого с карты.

Штурман и командир БЧ-2 работали вместе. Корректировал огонь самолёт-корректировщик. Огневой налёт был эффективным. При возвращении крейсера его прикрывали четыре истребителя.
 
Трудно сказать, было ли это везение или расчёт на то, что фашисты не могли поверить тому, что крейсер мог совершить огневой налёт в дневное время. На войне случается много непредсказуемого.
 
19 сентября 1941 года немцы взяли Киев.  Верховное Главнокомандование приняло решение сдать Одессу, а её защитников переправить на Крымский полуостров. Сделать это можно было только морем. Бои шли уже на Перекопе.
 
Для успешности проведения операции по оставлению Одессы требовалась скрытность, которую можно было сохранить, не раскрывая плана эвакуации до последнего момента. С этой целью приказ оставить Одессу доставил туда лично заместитель наркома ВМФ вице-адмирал Гордей Иванович Левченко.
 
Нарком ВМФ Кузнецов в мемуарах «Курсом к победе» писал: "Решение Ставки Верховного Главнокомандования  об эвакуации Одессы было принято  29 сентября…  Мне известны раздумья И.В. Сталина в связи с эвакуацией Одессы.
 
Он приказал мне запросить Военный совет Черноморского флота о целесообразности оставления в Одессе части войск, до двух дивизий, чтобы ещё держать город и отвлекать на себя силы противника… Главный морской штаб и Военный совет Черноморского флота доложили мне  о нецелесообразности такой полумеры».
 
Попросту говоря, Сталин предлагал оставить для дальнейшей обороны Одессы две дивизии смертников, или потенциальных пленных, потому что соотношение сил было бы несоизмеримым. Удивительно, но моряки набрались решимости возразить Верховному главнокомандующему, обосновав это тем, что  войска нужны для обороны Севастополя.
 
К несчастью, эвакуированные в Севастополь войска не избежали этой участи, но тогда никто не догадывался, что их ожидает.
 
Расчёты показали, что если эвакуацию проводить только транспортами, она затянется, и противник поймёт замысел, поэтому решили использовать боевые корабли. Эвакуацию провели в три этапа. Это было сложнейшее мероприятие.
 
С 1 по 16 октября корабли и суда Черноморского флота перевезли в Севастополь все войска - около 86 тысяч человек, 15 тысяч человек гражданского населения, большое количество военной техники, вооружения, ценных материалов.
 
Обычно такие цифры «пляшут», но в данном случае в самых разных источниках они совпадают.
 
В отличие от эвакуации из Таллина в Кронштадт, которая обернулась трагедией, эвакуацию из Одессы в Севастополь провели практически без потерь. Это было заслугой командования и штаба Одесского оборонительного района.
 
Каждая воинская часть знала свой причал, транспорт и корабль. В порту были указатели со стрелками. На каждом транспорте и корабле знали, сколько прибудет людей и какие будут грузы. Сначала вели эвакуацию только по ночам, но время поджимало, и стали грузить корабли и транспорты днём.
 
2 октября, чтобы отвлечь внимание противника от эвакуации, командование Одесского оборонительного района начало наступление силами 25-й и 157-й стрелковых дивизий и 2-й кавалерийской дивизии.
 
Это наступление поддержали штурмовики и 24 танка. Советские войска были остановлены румынскими резервами в одном километре от хутора Дальницкого. Румыны контратаками в ночь с 3 на 4 октября и 4 октября вернули прежнюю позицию.
 
Во время боёв в плен попадали и советские военнослужащие, и румынские. Во всех источниках - полное молчание, куда делись пленные румыны: взяли их с собой или оставили, бог ведает.
 
Самым сложным этапом эвакуации был третий, заключительный этап, вечером 15 октября. Румыны ещё не знали о проходящей эвакуации, но о том, что она будет проводиться, они догадывались: румынский Генеральный штаб получил сведения об усилении активности Черноморского флота.
 
Командование противника надеялось войти в Одессу на плечах отступавших советских войск и не только захватить город, но и уничтожить оборонявшие его войска. Для введения противника в заблуждение советские корабли с 14 октября вели обстрел позиций 5-го румынского корпуса, создавая впечатление подготовки новой атаки.

Румынское командование организовало разведывательные рейды усиленными группами. Но румынская разведка была встречена таким шквальным огнём, что больше таких попыток не делала.
 
Противник пришёл к ошибочному выводу, что идёт не эвакуация, а напротив, доставляются подкрепления. Между тем на передовой оставалась тонкая цепочка защитников, которым большую поддержку оказывала корабельная артиллерия.
 
В полдень 15-го октября на крейсер «Червона Украина» стали прибывать офицеры штаба Одесского оборонительного района. Они уже с крейсера продолжали руководить уходом войск с позиций. На переднем крае находились корректировочные посты с кораблей.
 
Когда наступила темнота, начался общий отход войск с переднего края. Его проводили очень скрытно, стремились быстрее прийти в порт и погрузиться на корабли и транспорты, чтобы успеть ночью  уйти из Одессы.
 
В это время крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник» вели огонь по позициям противника. Расстреливали последние снаряды и береговые батареи. На «Червону Украину» прибыло командование: контр-адмиралы Владимирский и Жуков, члены военного совета Илья Ильич Азаров и Фёдор Николаевич Воронин.
 
В своих воспоминаниях Сергей Георгиевич Горшков приводит свою беседу с Гавриилом Васильевичем Жуковым о последнем дне эвакуации. Жуков: «С особым вниманием я выслушал доклады о том, как будут подорваны береговые и зенитные батареи, прикрывающие отход наших войск.
 
Когда убедился, что всё идёт по плану, отправился со штабом на крейсер «Червона Украина», на нём и прибыл в Севастополь». В тот день в Одессе находились 2 крейсера, 4 эсминца, более 20 других боевых кораблей и 11 транспортов.
 
По словам Горшкова, а он это повторял со слов Жукова, потому что не присутствовал при третьем этапе эвакуации, артиллеристы, расстреляв все снаряды, взорвали орудия и погрузились на корабли. Сергей Георгиевич написал:
 
«На боевых позициях оставались лишь засады партизан, которые позже ушли в одесские катакомбы. Их поддерживали корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, не дававшие противнику разгадать, что происходит».
 
Румынские историки пишут, что 16 октября 1941 года передовые части 7-й румынской стрелковой дивизии в 10 часов 30 минут вошли в город. Порт заняли к 16.00. Но только вечером румынам удалось подавить последние очаги сопротивления.
 
Были ли это партизаны, о которых упоминал Сергей Георгиевич Горшков, или те, кто не успел попасть на корабли, неизвестно. Мы ещё очень многого не знаем о той войне. Живых свидетелей не осталось, а к архивам по-прежнему свободного допуска нет.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/01/1208


Рецензии
Дорогой Владимир! Огромное спасибо за интересный и нужный рассказ!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   02.09.2022 16:16     Заявить о нарушении
Радуете, дорогая Леда.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.09.2022 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.