Женщина в любви. Майя Кристалинская

Майя Кристалинская — певица с голосом меццо сопрано красивого звучания. Советские слушатели любили её за теплоту голоса, искренность с которой она делилась своим талантом, выходя на сцену. У певицы не было вокального образования, но она пела, словно дышала. Каждая песня, исполненная Майей Кристалинской, была словно маленький спектакль.

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года. Отец - Владимир Григорьевич Кристалинский - работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, печатался в газете «Пионерская правда», писал книги для детей. Мама - Валентина Яковлевна – была домохозяйкой.
Когда Майя была ребенком её дядя, Павел Златогоров, подарил на день рождения губная гармошку. И девочка сама научилась на ней играть, подбирать мелодии песен и скоро начала петь популярные песни.
Владимиир Григорьевич Кристалинский вёл кружок в доме пионеров, там Майя познакомилась с Валей Котелкиной, с которой они стали лучшими подругами на всю жизнь.

Майя со школьных лет любила петь и могла без репетиции выступить на сцепе под аккомпанемент рояля. Она стала петь в хоре Центрального дома детей железнодорожников, которым руководи Семён Осипович Дунаевский, брат композитора Исаака Дунаевского.

В школе Майя училась очень хорошо, особые успехи были в математике, литературе и в изучении иностранных языков.
Майя была русской по матери и еврейка по отцу. Перед тем, как получить паспорт, ей надо было определиться с национальностью и по совету подруги Вали, она выбирает национальность отца. Кто бы мог подумать, чем обернется этот выбор в будущей концертной деятельности.
В 1950 году, окончив школу, Майя и Валя Котелкина поступили в авиационный институт на факультет экономики самолётостроения.


В 1955 году Кристалинская и Котелкина окончили институт и по распределению поехали в Новосибирск на авиационный завод, выпускающий реактивные истребители, где должны были отработать три года.
Заместитель директора завода холодно принял девушек, было видно, что их здесь не ждали. Им даже не предоставили комнату, а поселили в красный уголок рабочего общежития. К ним постоянно кто-то стучал в дверь и пытались зайти. Обстановка в цехе тоже не понравилась – грязь, ненормативная лексика и издевательское отношение начальства подтолкнуло девушек к бегству. Как вспоминала Валентина Котелкина, однажды Майя не выдержала, поехала на вокзал и купила для них билеты. Подруги сбежали с завода. А вслед им полетела жалоба в главк. К их счастью начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской, и он знал её, как добросовестную студентку. Благодаря его вмешательству в Министерстве авиационной промышленности решили не наказывать беглянок, а нашли им новое место работы в Москве - они стали инженерами опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.

Работа была интересной. А после работы Майя участвовала в самодеятельности – пела в труппе Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.  Джаз в Советском Союзе был под запретом, но благодаря фестивалю комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому в короткие сроки организовать джазовый оркестр.Саульский пригласил Майю Кристалинскую в свой оркестр. На время фестиваля Дом работников искусств стал концертной площадкой. Выступление оркестра и певицы были приняты зрителями, но в самом конце фестиваля в газете «Советская культура» вышла статья под заголовком «Музыкальные стиляги».Творчество композитора Саульского было разгромлено, журналистам не понравилось «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных инструментов». Двери Дома работников искусств были закрыты для всех участников оркестра Саульского.

В середине весны 1958 года Майя познакомилась с выпускником медицинского института Аркадием Аркановым. Познакомился Арканов с Майей из-за спора с товарищем. Арканов был влюбчив, веселая, певунья Майя запала ему в сердце и он начал ухаживать со всей пылкостью влюбленного и она не устояла. В конце лета они расписались. Своих родных они поставили перед свершимся фактом. Родители обоих молодоженов выбор не одобрили.


Майя работала в конструкторском бюро Яковлева, а Арканов работал участковым врачом в московской поликлинике № 22. Жили молодые отдельно в съемной квартире.
В октябре все того же 1958 года проходили выборы. В день выборов Арканов собрался ехать голосовать по месту прописки. Собрал свой чемодан с вещами и сказал ничего не понимающей жене, что он уходит и больше не вернется. И таки не вернулся. Майя любила мужа и тяжело пережила разрыв. Они развелись, но врагами не стали.


Сцена манила Майю а песня была её любовью. Отработав в конструкторском бюро обязательные три года, Майя Кристалинская ушла из профессии. Она начала работать в оркестре Олега Лундстрема, а затем в оркестре Эдди Рознера. С гастролями побывала во многих уголках Советского Союза.
В 1960 году на экраны вышел фильм «Жажда», песню «Два берега» записала Майя Кристалинская. Песня приобрела огромную популярность и семимиллионный тираж пластинки с этой песней был распродан в мгновение ока. А запись песни ежедневно крутили по радио.

Голос Майи Владимировны полюбился советскому народу. С тех пор у нее вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Белый свет». Она работала с лучшими композиторами Советского Союза. Беда пришла неожиданно.
В 1961 году в возрасте 29 лет Майя обратила внимание на уплотнение на шее. После обследования врачи поставили диагноз лимфогранулематоз (опухоль лимфатических желез). Она прошла очень тяжелый курс лечения и с тех пор выходила на сцену с косынкой на шее, чтобы скрыть шрамы от лучевой терапии.

В то сложное время, когда она боролась с недугом в доме своих друзей певицы Петровавловской-Вишневской и хирурга Вишневского, Майя познакомилась с архитектором Эдуардом Барклаем. Майя не принимала ухаживания Эдуарда и призналась, что она тяжело больна и что ему не стоит посвящать свою жизнь женщине, измученной химиотерапией.
Она говорила: «Зачем я Вам? Славы Вам и без меня хватает. Оставьте меня в покое».
«А как же два берега одной реки? Я ждала и верила сплетням вопреки: мы с тобой два берега у одной реки? — парировал Эдуард. — Умоляю, поверьте мне, я Вас на руках носить буду!».Через некоторое время Майя переехала к Барклаю.

В 1966 году Майя Кристалинская стала первой исполнительницей песни «Нежность», которую написала композитор Александра Пахмутова. Музыкальный редактор Центрального телевиденья Чермен Касаев, присутствовавший в студии при звукозаписи, вспоминал, что у Кристалинской при прослушивании фонограммы капали слёзы из глаз: «Вот такие росинки… утренняя летняя роса…» Первый космонавт Юрий Гагарин любил песню «Нежность» в исполнении Кристалинской.

Эдуард Барклай нежно заботился о жене. Майя после химиотерапий должна была принимать лекарство в строго отведенное время. Рядом всегда находился Эдуард Максимович, который поил ее с ложечки…Хозяйкой Майя Владимировна была никудышней, а Барклай оказался замечательным кулинаром. Рядом с любимым она почувствовала себя настоящей женщиной, которую носят на руках.
Друзья семьи не переставали говорить Майе: «Вы даже не представляете, какой у вас замечательный муж! Таких мужчин на свете почти уже не осталось!». Майя знала и ценила это. Отвечала любовью на любовь.


Благодаря заботе мужа Майя смогла жить и бороться с болезнью. У них случались ссоры из-за лекарств, которые Майя забывала принимать, и из-за различных диет для похудения, придерживаться которых запрещали врачи. Майя Владимировна уходила ночевать к подруге, но потом возвращалась. Детей у пары, к сожалению, не было из-за болезни Майи, но она с поразительной материнской проникновенностью исполняла песни о детях.

Несмотря на популярность Кристалинской к концу 60-х годов карьера осложнилась после эфира новогодней телепередачи, в к котором певицей был исполнен романс «В нашем городе дождь». Начальство обвинило ее в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.


В 1970 году Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, он был ярым антисемитом и составил список, в котором певцы и певицы еврейской национальности остались без работы и уехали из страны. Кристалинской не разрешали выступать в Москве, но она много гастролировала по стране. Писала статьи в газету «Вечерняя Москва», занималась переводом с немецкого книги Марлен Дитрих «Размышления».
Её приглашали именитые композиторы выступать в творческих вечерах, которые проходили в Колонном зале Дома Союзов, но на центральном телевидении она появлялась крайне редко. В течение десяти лет певица выступала в сельских и поселковых клубах райцентров Орловской, Тульской, Рязанской и др. областей.
Несмотря на это, в 1974 году Кристалинской было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка РСФСР.
Жизнь очень жестоко обошлась с этой талантливой женщиной, но в утешение ей была любовь Эдуарда Барклая.

Ушла из жизни Майя Кристалинская 19 июня 1985 года в возрасте 53 года, всего на год пережив своего мужа. На стеле у могилы певицы выгравирована эпитафия:
«Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься — и опять споешь».


Рецензии