Новая Европа. Правда от шведского кино

   Шведский сериала "Партизан" (Первый сезон,2020) отмечен кинопремией. И по заслугам. У шведов, перефразируя классика, получилось "очень нужное кино". Ко всем прочим собственно кинематографическим достоинствам (сценарий, режиссура, актёры, музыка и т.п.) "Партизан" - это кинодиагноз современному шведскому обществу (тем тенденциям, которые зреют в нем и готовы вырваться на поверхность), как, впрочем, и европейскому обществу вообще.       
   Некая закрытая община работает над осуществлением проекта будущего, проекта новой Европы. Видимая, открытая часть деятельности общины - успешный бизнес по выращиванию экологически чистых продуктов. А также - летний лагерь для молодёжи, в котором проводятся занятия гимнастикой. Внешний облик молодёжи - первое, что сразу же настораживает внимательного зрителя. Юноши и девушки (особенно девушки - все исключительно блондинки) явно отобраны по определенным внешним признакам. За выращиванием овощей и фруктов по экологическим технологиям, без применения пестицидов и гимнастической подготовкой молодых людей скрывается тайная деятельность. Та её часть, которая открывается в первом сезоне сериала, - это эксперименты по выведению новой, точнее, чистой породы человека, продолжающие традиции нацистской евгеники. Таким образом, наряду с  экологически чистыми продуктами в общине взращивают расово чистых европейцев, и,по мысли авторов сериала, одно с другим находится во взаимной связи. Они, похоже, разделяют давно имеющиеся подозрения, что деятельность европейских "зелёных" вписана в далекоидущие цели и представляет собой только часть некоей большой игры, которую ведут глобальные политические игроки.
      Ключом к расшифровке этой взаимозависимости является характерная фраза, которую произносит на празднике урожая главная устроительница общины по поводу проекта новой Европы, и которая звучит как кредо: "Это у нас в крови, это у нас в земле". То есть чтобы построить новую Европу необходимо возродить, оживить, придать новый импульс тому, что как бы ей искони присуще. Перекличка с гитлеровски-нацистским "кровь и почва" тут, конечно, очевидна.
     Если вы задавали себе вопрос, зачем в Западную Европу последние десятилетия с таким неистовым упорством впихивают массу неевропейцев или выходцев из стран второго-третьего европейского эшелонов, то фильм дает ответ на этот вопрос.  Чтобы создать эффект маятника. Когда под лозунги глобализации и политкорректности маятник раскачивается до максимума условно влево, он неизбежно, рано или поздно, качнётся вправо - в сторону радикально националистического почвенничества. И тоже до максимума. Самый лучший способ избавить потомков нацистской Европы от комплекса вины и всего того, что было достигнуто послевоенной денацификацией. И вот тут может в Европе начаться такой замес...
    В общине подрабатывают два поляка. И что показательно - иначе как "польские придурки" шведский начальник их не называет. И показаны шведскими авторами они именно как придурки. Они - пьянчужки, полные отморозки и холуи. Так что европейцы европейцам (с точки зрения старых европейцев, конечно) - рознь: тут уж, пожалуйста, без иллюзий!
    Фильм снят ещё в 2020 году. Конечно, он претендует на то, чтобы служить предостережением. Но когда кого сдерживали такие предостережения? Вопреки намерению авторов они зачастую выполняют прямо противоположную функцию - готовят общества к тому, чтобы принять "новую реальность" как нечто неизбежное. 
    


Рецензии