Красные линии ущемлённой свободы

       Как известно, все сложные понятия состоят из понятий простых. По этой причине всякое такое понятие многогранно и ему непросто дать исчерпывающее определение. Всякая грань имеет собственное определение и истинное суждение о ней. Следовательно, сложное понятие требуется не только анализировать, но и синтезировать одновременно. Только так можно вполне понять сложное явление, обозначаемое таким же сложным понятием. Понять, значит, уметь выразить в понятиях.

       В очередной раз обратимся за помощью к классикам марксизма, которые дали определение свободы. Свобода – осознанное подчинение необходимости (Ф. Энгельс). Свобода – господство над обстоятельствами со знанием дела (К. Маркс). В обоих определениях главным условием свободы является хорошо организованное сознание, которое обеспечивает высокое качество жизни со знанием дела.

       Любое препятствие сознательной деятельности ущемляет личную свободу. Человек должен научиться думать самостоятельно, не доверяя никому этого ответственного и данного естественной социальной природой права. Полезно помнить: тот, кто за нас думает, тот за нас и живёт. Однако же, жизнь устроена так, что люди должны свободу защищать, иной раз, даже, от самых близких людей.

       Благодаря своевременной и гениальной подсказке Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, человека в высшей степени культурного и всесторонне образованного, я всегда считал смыслом всей моей жизни самосовершенствование и совершенствование окружающей меня социальной действительности, по мере сил и возможности внесение добра и гармонии в этот мир. Такой Смысл Жизни неисчерпаем, он достигается каждую секунду и не заканчивается никогда. Счастлив всегда тот человек, у которого есть талант целеполагания добрых дел, стремление получать бесконечную радость и наслаждение от их умелого осуществления.

       Так думал я, когда приступил к работе на благо общества в должности главного врача Сылвенской больницы после окончания Пермского мединститута в 1976 году.  Так думаю и сейчас, спустя много прожитых лет. Убеждений своих не меняю.         Работа главного врача имеет свою специфику и не очень тесно связана с практической лечебной деятельностью, о которой я тосковал боясь потерять навыки врача общей практики. Кроме того, пошатнулась уверенность в своих профессиональных возможностях из-за ощущения бессилия у постели умирающего 28-летнего пациента с обширным инфарктом миокарда. Я почувствовал острую необходимость в получении знаний и навыков оказания помощи тяжёлым больным, нуждающимся в интенсивной терапии и реанимационных мероприятиях.

       Заботясь о сохранении управленческих кадров, моё непосредственное начальство без большого энтузиазма восприняло это стремление и некоторое время вяло ему сопротивлялось. Однако же настойчивость и целеустремлённость, проявленные мною, способствовали получению специализации по циклу врачебной переподготовки «Анестезиология и реаниматология» в областной клинической больнице у академика Евгения Антоновича Вагнера.

       Как и ожидалось, после полугодового усовершенствования на должность главного врача я уже не вернулся, возглавив внутрибольничное подразделение скорой и неотложной медицинской помощи с прикреплённой палатой интенсивной терапии. Надеюсь, читатель понимает, что я не искал лёгкой жизни, хотел использовать хорошие знания и практические навыки, полученные мною, в интересах людей. В своё важное дело вкладывал душу. По всей стране собирал дефицитный в то время инструментарий и обучал медицинский персонал.

       Если вам кажется, что в жизни всё хорошо, значит, вы чего-то не заметили. Новое руководство больницы, пришедшее мне на смену, обеспокоенное врачебным кадровым голодом, решило сократить мою врачебную должность. С грубым нарушением трудового законодательства я был переведён на должность терапевта со значительными изменениями условий работы. Аппаратура и инструментарий, необходимые для оказания помощи тяжёлым больным, были небрежно выброшены на склад, затем растоптаны и уничтожены. Мой яростный протест против варварства и беззакония закончился приказом об увольнении, судом и восстановлением на работе в прежней должности.

       Закон, разумеется, восторжествовал, но не смог устранить последствия нарушения красной линии не только моей, но и общественной свободы. Я принял твёрдое решение более никогда не вкладывать энергию души и труда в дела и начинания, результат которых не будет зависеть всецело от моей сознательной воли. Казалось бы, нет логики в том, чтобы восстановившись на работе в прежней должности, сразу уволиться с неё, если не знать моей принципиальной позиции: никогда не доверять людям предавшим меня, относящимся ко мне пренебрежительно, пытающимся манипулировать моим сознанием и поведением или совершившим по отношению ко мне подлый поступок. Таких людей я решительно вычёркиваю из круга своего общения и прекращаю совместную работу. Принципиально никогда ни на кого не обижаясь, я не всем всё прощаю. Вот так я обозначил красные линии личной свободы. Свобода, часто, - это осознанная необходимость неподчинения как осознанное подчинение необходимости.

       Благосклонность руководителя (в качестве работодатепя) к своим работникам – «величина переменная». У всех начальников с авторитарным стилем управления всегда возникает соблазн сделать подчинённого в полной мере зависимым от своих действий и решений. Они считают, что для достижения своей цели все средства хороши, сознательно и цинично переступают красные линии ущемляемой ими чьей-либо личной свободы. Мне приходилось видеть несчастных людей с безжалостно растоптанным чувством человеческого достоинства. Благодаря   решительному сопротивлению попыткам посягательства на нарушение красных линий личной свободы мне по жизни всегда удавалось пресекать безобразное и пренебрежительное к себе отношение. Независимость и самодостаточность, оказывается, - очень полезные качества характера.

       Согласно диалектической логике, противоположности, взаимодействуя между собой, неизбежно проникают одна в другую. Связь философских категорий «внешнего» и «внутреннего», стремящихся к взаимному переходу, не является исключением. Различие между ними исчезает с возникновением спокойной простоты при условии никогда не прекращающейся борьбы. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идёт на бой». Всякое «внутреннее» принимает в себя «внешнее» с отрицанием, сохраняя себя в качестве единого целого.

       Вследствие этого внутренний мир каждой личности с его свободой должен быть надёжно защищён как минимум двумя охранительными контурами. Извне – законом и нравственностью (моралью), изнутри – достаточной психологической устойчивостью, в основе которой лежит хорошо организованное сознание с чёткими критериями красных линий недопустимо ущемляемой свободы. Оно же, сознание, определяет качества характера, называемые стойкостью, выдержкой, мужеством и терпением. Все эти внутренние свойства личности в психологии и психотерапии в совокупности называются фрустрационной толерантностью, то есть способностью противостоять стрессу.
 
       Всякое ограничение (ущемление) свободы приводит к болезни человека и общества. Известный философ Царегородцев определял болезнь как стеснённую в своей свободе жизнь. Все современные и образованные люди с высокой психологической культурой хорошо понимают смысл научного медицинского термина: «психосоматические болезни». У людей с недостаточно устойчивой психикой в результате длительного хронического стресса с неизбежностью возникают болезни тела, обусловленные психоэмоциональными переживаниями.

       Моя многолетняя практика врача-психотерапевта содержит большое количество подобных примеров. Накануне мне позвонил хороший знакомый и вполне достойный человек, длительное время находящийся под воздействием психоэмоционального стресса, сообщил об обострении язвенной болезни желудка и гипертонической болезни. Его начальство в силу своей молодости и чрезмерно авторитарного стиля руководства жёстко и безжалостно обрушило свой гнев на пожилого и, как оказалось, очень чувствительного, ранимого человека за неосторожно высказанное мнение. Поражает, честно говоря, упорное стремление «закатать в асфальт» умного и известного человека с большими заслугами. Такое отношение к человеку в «возрасте» запросто может убить физически. Убила же моего деда просто шутка (неудачная) двух деревенских мужиков.

       Очередной красной линией, обозначающей ущемляемую свободу, в отличие от прямого физического насилия, следует считать принуждение к должествованию. Хотя, впрочем, и такая форма социального взаимодействия является завуалированной эксплуатацией биологических, социальных ресурсов конформного и легко управляемого человека. В том и состоит заветная мечта всякого недалёкого руководителя-карьериста, кровожадно уничтожающего в подчинённом коллективе все ростки самостоятельности и здравомыслия.

       Должествование – философская категория, обозначающая способность объекта или субъекта к внутреннему саморазвитию, то есть способность быть тем, чем (кем) в данный момент он ещё не есть. Конечно, важно иметь в виду и то, что сам человек не всегда осознаёт своё должествование, поскольку личность его формируется воздействием воспитания и обстоятельств. Однако, всё же, не только бытие определяет сознание, но и сознание развивает бытие. Идея, овладевшая умами масс, становится мощной материальной силой.

        Истинная свобода предполагает сознательный выбор и несовместима с принуждением к должествованию. Свобода – жизнь и деятельность человека, живущего со знанием, то есть владеющего научным методом мышления. Свободный человек – это человек, ищущий истину и живущий в соответствии с ней. В.И. Ленин скромно называл себя ищущим истину. Истина – высшая ступень научного знания. Если вы не знаете, что такое истина и в чём она состоит, то забудьте о свободе навсегда.
 
       Не случайно, поэтому, в современном мире идёт ожесточённая борьба за умы. Идеология становится наиважнейшим фактором дальнейшего развития человеческой цивилизации. Идеология – стройная система научных взглядов на мир, человека и общество. Только ей доступна истина. Рабство как общественно-экономическая формация прекратило своё существование, но порабощение в различных и более изощрённых формах осталось. Вариантов манипулирования сознанием и поведением людей великое множество. Для примера можно перечислить их незначительную часть: обман, мошенничество (злоупотребление доверием), дезинформация, шантаж, различные варианты зависимостей (наркотическая, экономическая, психологическая), переформатирование сознания в тоталитарных сектах и прочее.

       Принуждение к должествованию – бесконечно ёмкое понятие. Все люди, без исключения, пытаются манипулировать сознанием и поведением других членов общества. Они делают это явно или скрытно, более или менее успешно. Тенденция эта всеобщая и объективная. Это, как раз, одно из тех обстоятельств, которые мы не в силах переменить. Так устроен мир. Надо спокойно принимать то, что никогда невозможно изменить. Впрочем, принять, вовсе не значит смириться. Просто необходимо об этом знать, помнить и действовать. Нужно выработать внутри себя самого стратегию и тактику эффективного сопротивления принуждению к должествованию, чтобы иметь возможность достижения диалектического компромисса с любым человеком без единого формального компромисса с самим собой.


Рецензии
Прекрасно написано!
Всем читать.

Григорий Аванесов   04.09.2022 23:06     Заявить о нарушении
Благодарю, Григорий. Рад тому, что Вы нашли мою стать полезной. С уважением,

Зуев Андрей Яковлевич   04.09.2022 23:30   Заявить о нарушении