Хлеб - всему голова

Хлеб белый и хлеб чёрный. Булочные на каждой улице.  Но булочки, калорийные, с изюмом и без него в них, были не всегда. На полках стоят поддоны с чёрным хлебом,  буханкой по двадцать копеек – и половинке буханки по десять, и белые батоны по тринадцать  и по двадцать пять.
Брать их с поддона следовало  не руками, а двузубой вилкой, привязанной бечёвкой к подставке.

Ещё – слойки свердловские.  В сахарной пудре. По двенадцать копеек. Вкуснейшие. Были они, увы, не всегда. Брала четыре – и за десять минут до дома  и за три высоких этажа в старом доме, в бывшей фабрике на Среднем Тишинском переулке, оставалось ровно две.

Всегда в булочной был тёплый, или же чуть тёплый чёрный, и тёплый, или же чуть тёплый белый хлеб,  часто рядом появлялись красно-бежевые  грузовики с надписью «ХЛЕБ» на кузове.

Батоны, теплые, везли с Ходынской улицы, дом 2, с хлебозавода  имени Зотова. Ароматное производство.

Завод, крупный  красный цилиндр, открыли в 1931-м году. Производили в нём до 270 тонн  батонов ежедневно. Везти до булочной восемьсот  метров от двери до двери – хлеб остыть не успевал.

Идею освободить  женщину от кухонного рабства  высказал Анастас Микоян в 1920-х. В результате – что получилось, то получилось.
Дрожжевое тесто поднимается долго,  и можно покупать  хлеб в булочных.

Черный хлеб производят на другом хлебозаводе, переналадить кольцевой конвейер затруднительно. Откуда везли чёрный хлеб, сказать  точно не могу. Неужели, с Большой Черкизовской везли, ехать долго - пятнадцать километров, буханки остынут.

За введёные в эксплуатацию московские хлебозаводы, ещё в 1933-м году, инженер  Георгий Петрович Марсаков, 1886-го года рождения, получил орден Ленина.

Дальше, уже из книги Карла Львовича Гальперна:
 «Марсаков происходил из семьи владельца кузницы, мастера на все руки, жившего в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском. С 1905 года он учился в гимназии города Троицка в Оренбургском крае. Далее закончил Томский технологический институт императора Николая II, где преподавали «рисование вообще и особенно машин, планов, строений, узоров и украшений; математику — все разделы; необходимые для ремёсел и искусств, познания физики; практическую химию в отношении к ремёслам и искусствам; технологию, в том числе построения разного рода машин, и притом общие познания тех произведений, которые составляют первоначальные материалы фабрик»

Пресненский район – рабочий, район заводов и фабрик,  район производственных достижений.
Район Трехгорной мануфактуры, высотки на Кудринской площади, она же Площадь Восстания,  Планетария,  Московского Зоопарка, Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Государственный Биологический музей имени Тимирязева, парк «Красная Пресня» с липовыми  аллеями и прудами, на 12-м автобусе и на 18-м троллейбусе  до ворот.
Прочие заводы производящие редукторы и локаторы военного назначения, и т.д., и т.п.

Жили в районе Элина Быстрицкая  - Аксинья  из Тихого Дона с собакой колли в высотном здании на площади Восстания, адмирал Горшков на Малой Грузинской (его внучка приходила к  однокласснице, моей соседке Марине),  Армен Джегарханян с детьми в доме рядом с 127-й школой, конечно, Высоцкий на Малой Грузинской, 28. 
ДК имени «Серафимовича» от завода и ДК «Красный Октябрь» между собой конкурируют.

Патриаршие пруды, Концертный зал имени Чайковского, Консерватория – они уже ближе к центру, нечасто выбираешься…

Увы,  потом коренных москвичей из коммунальных квартир стали,  как Меньшикова в Берёзово,  выселять  к МКАДу. 
Дорога к болотам и грибным полянам, белые грибы вместо консерватории. 
Даже булочная, одна – далеко… Рядом универсам, универсальный магазин…
Остались попытки играть фантазию-экспромт на пианино. Не вышло - только некоторые вальсы абы как… Преподаватель говорила,  что получается цыганщина, а Шопена надо играть чётко и тихо.  Поэтому  «Осенняя песнь» Чайковского на раздолбанном школьном пианино, не более того. 
… а в это  время звучала бы Апассионата, но, девушке  как бы, не положено – не женственно …
 Ближний, ароматный, хлебозавод в Медведково, на Полярной, дом 29, пекут черный хлеб, буханки. Построен в 1973-м без кольцевого конвейера, уже после кончины Георгия Марсакова в 1968-м году.
Теперь уже нужны разнообразные сорта хлеба и хлебобулочных изделий, а не много односортных.
 


Рецензии
Как чудесно рассказали о хлебе о том, как по- разному его выпекают. Увлекло путешествие по районам Москвы, как же интересно! Про музыку просто волшебно, так ранимо, так чувственно. Спасибо за впечатления!!!

Виктория Романюк   25.12.2022 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория, за отклик!

Читайте и другие заметки.

С уважением, Елена.

Местиа-Тау   26.12.2022 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.