Четырим 1
Вот и сегодня получил задание на доставку бандероли с документами на внегалактическую астрофизическую базу. Как туда добираться никто не знает, только координаты. Хорошо хоть денег на проезд не экономят и мне достанется кругленькая сумма, если уложусь в три месяца. Обычно срок доставки - 2-3 недели, а тут как-то напрягает. Неужели так сложно?
Первая сложность выяснилась на космодроме. Прямых рейсов никогда не было, нет и, скорее всего, не будет. Надо либо выяснять пути снабжения этой базы и пытаться сесть на хвост, либо искать свободных торговцев и попытаться уговорить сделать крюк в пару тысяч световых. Первый вариант потерпел крах, не начавшись. Никто тут об этой базе слыхом не слыхивал, и кто её снабжает неизвестно. Со вторым вариантом тоже не очень, но есть надежда в соседней системе. По слухам, там застряли с ремонтом корабля подходящие мне ребята. Полечу туда. Хоть какой-то шанс.
Ура! Ребята на месте, корабль отремонтирован. Топлива в баках – ноль. Заказов – тоже пока ноль! Договорился, что отвезут куда надо и обратно, если заправлю. С этим проблем нет. Зато есть другая проблема – куда лететь. Готового маршрута нет, а сами проложить не могут, так как штурмана не имеют. Вот он мой шанс.
- Мужики, маршрут проложу, как два пальца… Скидочку бы, а? Не верите? Диплом штурмана при мне.
- Договорились, коли так! Тебя как зовут?
- Родители Дмитрием назвали. А вас?
- Командир и пилот – Михаил, бортинженер – Максим, боцман – Матвей.
- Это что, специально подобрались так? Все на одну букву.
- Чего это ради? Случайно получилось.
- Ладно, не обижайтесь. Это я так. Когда вылет?
- А, вот, завтра заправимся и вечером стартуем. Или тебе что-то ещё надо сделать?
- Нет, мне чем скорее, тем лучше.
- Вот и договорились! Хочешь оставайся на борту, а не хочешь, можешь смотаться в город, но завтра, не позже обеда, будь добр на борт.
- Не, я останусь тут. Что мне там делать? Я и не знаю в городе никого…
- Как знаешь. Твоя каюта – вторая отсюда по правому борту. Найдёшь?
- Спасибо! Конечно найду. До двух считать ещё не разучился. А много у вас свободных кают?
- Ни одной! Это была каюта штурмана! Кстати, Леонидом звали. Семь лет с нами летал. Царствие ему небесное!
- А что так? Вроде бы мирная профессия. Что с ним случилось?
- Алкаш был профессиональный и бабник первостатейный! Полгода назад в баре, на одной планете, надрался, в очередной раз, и начал приставать к официантке, ну и получил в челюсть от другого ухажёра.
- От удара в челюсть не умирают…
- Обычно да, но данный индивид ухитрился, падая разбить стекло в двери и напороться животом на него же. Спасти не смогли.
- Как-то вы о нём не очень-то и жалеете…
- Да достал он всех! Хотя спец был хороший. С тех пор мы и летаем от звезды к звезде без штурмана.
- Что, так трудно найти замену?
- Желающих много, специалистов – ноль, навигационный компьютер знаешь сколько стоит? Это нам не по зубам! А худо-бедно я и сам справляюсь. Ладно, иди отдыхай. Завтра беготни хватит на всех. Если ты такой штурман, как говоришь, то мы возьмём попутный груз. И нам хорошо заплатят, и ты подзаработаешь.
- Ладно, тогда я пошёл отдыхать!
С утра и вправду суеты было, хоть отбавляй. Трюм загрузили, хоть он и небольшой, а 150 тонн груза поместилось и не весь он, к сожалению, грузился штабелёрами. Вручную тоже пришлось поворочать. Мне, как и остальным. В администрации космодрома меня зарегистрировали как штурмана, с испытательным сроком. С зарплатой и стажем, и с мозолями на руках. Издержки маленького экипажа! Заправились и стартовали.
- Дим, пока мы разгоняемся, рассчитай прыжок. Я тоже прикину. Посмотрим, у кого лучше получится.
- Да не проблема! Через пять минут принесу параметры прыжка.
- Что? Через пять минут? Да наш старый штурман полчаса считал!
- Не знаю, как он считал, но пяти минут мне хватит.
Через пять минут, как и обещал, я принёс на мостик расчет прыжка. Скорость, угол наклона к эклиптике, напряжённость поля, импульс прыжка, потребное количество топлива и время в пути.
- Слушай, Дим, а ты куда прыжок рассчитал?
- Как это куда? Доставка груза! С забитым трюмом на станцию лететь не выгодно. Перерасход топлива трёхкратный. Проще и выгоднее сделать небольшой крюк, разгрузиться и лететь на базу налегке.
- Ты что, всё это за пять минут посчитал?
- Конечно! Надо же ещё рассмотреть и разные варианты!
- Слушай, Дим, а оставайся с нами. Нам штурман позарез нужен! Грузов полно, а без толкового штурмана… Ну ты сам понимаешь. Об оплате договоримся!
- Я подумаю!
- Время есть! Думай!
А вот тут повезло, так повезло! Разгружались на орбите. Планета не принимает из-за какой-то редкой инфекции. Нам же легче. Гравитацию отключил и толкай себе ящики из корабля, а в ангаре их местные грузчики принимают. Мы друг друга не касаемся, значит и зараза не пристанет. За два часа разгрузились и нам на счёт денежка упала. Кстати, очень даже неплохо заплатили, с премией. К ним, оказывается, никто не хотел лететь. Теперь-то просекут, что на орбите разгрузка, многие рванут. Только облом! Нам первым так повезло. Остальным будут обычные расценки. Ну да ладно, их проблемы. Мне на базу надо. Время идёт, бандероль ждут…
- Миш, пора бы и к астрофизикам смотаться.
- Согласен, пора! Считай маршрут.
- Тут есть два варианта. Один стандартный – сначала прыгаем на половину пути, потом коррекция и финишный прыжок. А можно сразу на всё расстояние и, если что, то короткий подлёт и всё. Первый безопаснее, а второй – экономичнее.
- А опасность – то в чём?
- На неизвестных маршрутах могут быть неучтённые чёрные дыры, астероидные поля и т.д.
- Что предлагаешь?
- Не знаю, но командир ты. Я бы рванул сразу на место. Вряд ли базу построили бы рядом с чёрной дырой или со всяким мусором.
- Логично! Считай прыжок сразу на место!
Ну, мы и прыгнули. Удачно. В паре миллионов километров от базы оказались. Только сначала спутали базу с пристыкованным к ней кораблём. Вот это громила! Представьте себе семечко подсолнуха длиной в 500 метров. Это сколько же он энергии жрёт? И кто его построил? Я о таких даже и не слышал, ребята тоже. Вот бы полетать на таком…
- Дим, ты говорил, что разбираешься в радио. Связывайся с базой и сдавай свою бандероль, а потом поговорим о будущем.
- Договорились!
- База! Ответьте! Вам срочная бандероль!
- Слышим вас! Пристыковывайтесь к причалу с зелёным маячком. Видите?
- Видим! Поняли!
- Приглашаем весь экипаж на борт! Отдохнёте! И разговор есть!
- Слышал, Миш?
- Слышал! Странно, как-то! Обычно на научные базы не зовут. Разгружайся скорее и вали куда хочешь… Максим, Матвей – как считаете?
- Ну, коли зовут, то пойдём, поговорим. С нас не убудет. Бар-то у них хоть есть тут? Что-то выпить захотелось…
- Решено! Причаливаем и идём разговаривать. Хоть убейте, но не могу представить, что им от нас может быть нужно, когда у них тут такой красавец стоит. Загляденье!
- Кораблик, что надо!
- Сейчас местный антиквар или мазохист, на выбор, предложит обменять этого красавца на вашу старую лохань! А что, я бы согласился!
- Ха! Ха! Ха! Митька, да ты остряк – самоучка! Губу закатай! Я съем свои ботинки, если это произойдёт! Нам надо прожить пару миллионов лет, чтобы заработать на такой и экипаж у него сотни две человек. Но мечта – красивая.
- Мечта и должна быть красивой, как девушки весной. Иначе это не мечта, а промежуточная цель…
Забежал в каюту, забрал посылку. Пока ходил туда – сюда, мы уже и пристыковались. В переходном тамбуре нас встретил молодой человек, примерно моего возраста.
- Здравствуйте, я Сергей! Пойдёмте я провожу вас к руководителю нашей базы. Его зовут Николай Александрович!
Тут меня чёрт дёрнул пошутить, но, кажется, не очень удачно.
- А если его не зовут?
Сергей на меня внимательно посмотрел и вполне серьёзно ответил
- Тогда он сам приходит и раздаёт подзатыльники острякам и лентяям!
Михаил посмотрел на меня и добавил:
- В этом я его, пожалуй, поддержу!
Скучно, ой скучно, с чересчур серьёзными людьми… Но, делать нечего, придётся помолчать. Идти было недалеко. Да и вся база в диаметре не больше двухсот метров. Сергей, предварительно постучав, открыл нам дверь в кабинет и удалился по каким-то своим делам. Из-за стола поднялся седой представительный мужчина с густой, несмотря на возраст, шевелюрой.
- Проходите, прошу вас! Рассаживайтесь, кому как удобно.
- Николай Александрович, сначала о деле! Вот эту бандероль мне поручили доставить к Вам на базу.
- Спасибо! Вы очень нас выручили! Это весьма важные документы!
Тут он нажал кнопку на пульте сбоку от стола.
- Сергей, зайдите ко мне и заберите документы.
- Оплату за доставку Вы получите в течение получаса. Разумеется, с премией за скорость. Честно говоря, я не надеялся, что Вы сумеете так быстро до нас добраться. Теперь поговорим о том, зачем я вас позвал. У нас здесь проблема! Вы, конечно же, видели пристыкованный к базе корабль. Так вот, он нам очень мешает! Больше половины исследований проводить невозможно из-за помех, которые он вносит.
- Так отгоните его подальше, где он не будет вам мешать…
- Это невозможно! Он никому не подчиняется!
- Как это? Кто его капитан?
- Неизвестно! Мы даже не знаем откуда он прилетел.
- Но экипаж-то можно расспросить?
- В том-то и дело, что и экипажа нет! Никого нет!
- А кто же им управляет?
- Компьютер, будь он неладен! Не простой, конечно, а с искусственным интеллектом. Вот с этим «интеллектом» мы договориться и не можем. Появился из ниоткуда, пришвартовался молчком, а теперь требует, чтобы мы предоставили ему его экипаж.
- Ну, так дайте ему экипаж!
- Где мы его возьмём? У нас тут одни учёные! Мы приглашали сюда желающих попробовать договориться и забрать его себе.
- И что же?
- Он спрашивает имена и не пускает никого на борт. Может быть вы попробуете? Если сумеете договориться с ним, то мы будем вам очень благодарны и, кроме того, вы получите в своё распоряжение огромный корабль.
- Мы попробуем, конечно, но, согласитесь, звучит это несколько странно.
Тут я не удержался и ввернул свои пять копеек.
- Правда, не более странно, чем поношенные ботинки на обеденном столе…
- Я прошу вас! У нас срываются исследования. Если сумеете, то я подготовлю документы о законности сделки. Лишь бы всё получилось! И я забыл сказать, что должно быть четыре члена экипажа. Как у вас.
Михаил повернулся ко мне:
- Дим, решайся! Видишь, как ты нам нужен?
- Пойдём, Миш, попробуем! Что мы теряем, кроме твоих старых башмаков?
Максим больно ткнул мне кулаком в бок, и мы все вместе пошли за Николаем Александровичем к входному люку неизвестного корабля. Из приоткрытых дверей различных лабораторий нам вслед выглядывали разные люди. Кто-то помоложе, кто-то постарше, но у всех на лицах читалась надежда. Наконец мы подошли к закрытому внешнему люку. Николай Александрович нажал кнопку открытия перехода и из динамика раздался голос.
- Назовите себя!
- Это я, руководитель базы! Я привёл экипаж!
- Я понял! Экипаж, назовите свои имена! Каждый по очереди.
- Командир и пилот – Михаил.
- Бортинженер – Максим.
- Боцман – Матвей.
- Штурман – Дмитрий.
- Не подходит!
- Что не подходит?
- Имя не подходит?
- Почему?
- Должен быть на букву «М»!
Тут Михаил выступил вперёд и сказал фразу, которая и определила всю мою последующую жизнь.
- Так он и есть на букву «М»! Дмитрий – это полное официальное имя, а среди друзей он Митяй!
- Впервые такое слышу. Не может быть!
- То есть, как это не может быть? А Саша, Шурик и Александр? Это же имена одного и того же человека, в зависимости от того, кто и как к нему относится! Это все знают!
- В таком случае - принято! Добро пожаловать на борт! Корабль к полёту готов! Можем отправляться в любой момент!
- С отправкой немного погодим. Николай Александрович, Вы обещали документы! И что делать с нашим старым кораблём?
- Документы мы сейчас подготовим и принесём сюда. А корабль? Нам он только помешает. Если можете, то заберите и его с собой.
- Ладно! Разберёмся!
Мы прошли внутрь корабля и, практически сразу же, оказались в командной рубке. Она была огромна и во всю стену был установлен стереоэкран. Сейчас он показывал звёздное небо. В центре рубки располагался пульт управления с двумя креслами, а в паре метров сзади них и по бокам, ещё два пульта с креслами. Судя по всему, левое переднее кресло было для пилота, а правое для штурмана. Левое заднее предназначалось бортинженеру, а правое оставалось для боцмана или как некоторые называют суперкарго.
- Максим, ты разобрался с пультом?
- Да ты знаешь, Миш, всё совершенно стандартно, но некоторые кнопки и переключатели мне совершенно неизвестны. Но разберусь. На первых порах это несущественно.
- Митяй, а у тебя как?
- Через полчаса доложу! Но, предварительно, всё отлично!
- Матвей, что у тебя?
- Всё супер! Корабль мечты! Знать бы ещё как к нему обращаться и как называется это чудо техники? Я таких ещё не видел. Какой-то суперновый корабль.
- Боцман Матвей, вы неправы! Это очень старый корабль. Он бороздил просторы галактики, когда по поверхности вашей планеты Земля бродили динозавры.
- Это сколько же тебе лет? А выглядишь как новенький! И, всё-таки, как ты называешься?
- Название вы придумаете сами, используя буквы своих имён. Я тоже так буду называться. Предлагайте.
- Мужики, у кого какие предложения? Мить, ты на язык шустрый, предлагай.
- Не знаю, понравится ли вам, но я бы назвал «Четыре М», а если проще, то «Четырим».
- А что, по-моему неплохо и оригинально. Никогда такого имени не слышал. Корабль, тебе как?
- Вполне устраивает! Я теперь «Четырим»!
- Отлично! «Четырим» наш старый корабль сможем забрать отсюда?
- Нет проблем! Я открою задний ангар, и вы загоняйте его туда.
- Матвей, ты контролируй процесс, Митяй, ты отвечаешь за связь, а ты Максим приготовься закрепить корабль в ангаре.
- Командир Михаил, вношу коррективы. Ничего крепить не надо. Всё сделают автоматы. Загоняйте корабль и решайте, куда полетим.
Хорошо! «Четырим», вношу коррективы, со всеми на «ты» и просто по имени без указания профессий.
- Понял! Готов к приёму корабля в ангар.
В этот момент раздался сигнал вызова. Это Николай Александрович сам принёс документы о покупке нами бесхозного корабля за символическую цену. Всё, фактически нас теперь ничто не держит на этой станции. Грузим старый корабль и вперёд.
- Спасибо, Николай Александрович! Мы теперь Ваши должники! Если что-то надо будет – обращайтесь.
- «Четырим», поговорить с экипажем не хочешь?
- Отчего не поговорить? Отлетим на пару-другую а.е. от базы и сколько угодно. Так Михаил?
- Совершенно верно!
- Командир, а можно разговаривать и обедать? Как говорится – соловья баснями не кормят!
- Гляди-ка, у Митяя бывают ценные мысли! «Четырим», где здесь столовая или что-то подобное?
- Смотрите на экран. Вот план всего корабля. Из рубки управления можно пройти сразу в кают-компанию, а можно в личные каюты и уже из них в кают-компанию. Против бара возражений нет? Могу убрать…
- Возражений нет! Бар оставить на месте!
- А какие там напитки есть?
- Всё, что пожелаете и даже больше!
- Многообещающее заявление!
- Я слов на ветер не бросаю!
- Да какой в космосе ветер…
- Звёздный, Максим!
- Мы обедать будем, или так и простоим тут целую вечность?
- Обед стынет! Вино выдыхается… Стойте, стойте…
- Экипаж, по каютам! Сбор в кают-компании через пять минут!
- Вот эта команда мне по душе! А то, Митяй – то, Митяй – это…
А каюта очень даже неплохая! 20 метров плюс санузел. Никогда на кораблях таких не видел. Плюс «Четыриму»! Но озираться некогда. Обед ждёт!
Стол накрыт по-праздничному! Закусок разных, вин и коньяка на любой вкус. Если бы так каждый день кормиться, то можно летать хоть всю жизнь.
- «Четырим», это праздничный обед?
- Почему? Обычный. Я ещё не знаю ваших вкусов. Составим меню…
- А продукты где берёшь? Тут и овощи, и фрукты…
- Вы это и правда хотите знать?
- Конечно!
- Синтезирую! Я всё необходимое синтезирую из запасов вещества и воды на борту.
- А вкус и аромат продуктов?
- А вы сможете отличить их от выросших на поверхности планет? Их состав абсолютно идентичен оригиналам.
- Но на это требуется колоссальное количество энергии!
- Что вы знаете о моей энергетике?
- Ничего! И отсюда вытекает следующий вопрос. Каким топливом тебя следует заправлять?
- Никаким! Я сам заправляюсь время от времени в астероидных поясах и от комет.
- Тогда совершенно непонятно, для чего тебе экипаж?
- Приятно быть полезным кому-то. Кроме того, я буду изучать вас.
- Как это и для чего?
- Мне интересно составить своё мнение о человечестве.
- И отчитаться перед создателями?
- Нет! Они ушли из этой Вселенной, и я их больше не увижу.
- И ты по нам, четверым, будешь судить о всём человечестве?
- Почему по четверым? Вы не первый мой экипаж, и мы будем посещать многие миры…
- А что стало с твоими прежними экипажами?
- По разному. Кому-то надоедало летать среди звёзд, и они оставались на планете. Кто-то уставал от общения в таком тесном обществе и уходил из экипажа. Правил всего лишь два. Экипаж из четырёх человек и имена всех на одну букву.
- А почему?
- Здесь четыре каюты, это необходимый минимум, а буквы… Это условие создателей. Я этого не знаю.
- Значит мы можем перевозить любые грузы, в пределах вместимости и грузоподъёмности корабля? При этом мы должны оставаться одинокими холостяками.
- Нет, но семей на корабле не будет. Перевозить пассажиров можно. Для этого можно переоборудовать ангар, но это нежелательно. Корабль не рассчитан на большое количество людей. Это небольшой грузовичок.
- А оружие на борту есть?
- Нет, но корабль хорошо защищён. Захватить его нельзя, а уничтожить проблематично. Продать или договориться о замене экипажа тоже не получится. Если вам надоест со мной летать, то вы мне сообщите планету, куда вас высадить, и я доставлю каждого туда, куда он хочет и исчезну из вашей жизни.
- Аттракцион вселенской щедрости!
- «Четырим», а с какой скоростью ты перемещаешься?
- С необходимой!
- Кому?
- Тебе, мне, нам всем…
- А сколько времени займёт полёт до соседней галактики?
- А что такое время?
- Ну, это отрезок…
- Знаешь, Мить, не тужься! Пользуйся тем, что есть.
- Понял! Умолкаю! Жаль не суждено увидеть, как командир ест ботинки…
- Это почему?
- А вы не поняли? «Четырим» ему из ботинок хоть салат, хоть коньяк сварганит. Это не интересно!
Через час мы отправились в свой первый из множества полётов на корабле.
Свидетельство о публикации №222090501021