Актриса шекспировского размаха. Алиса Фрейндлих

     Актриса Алиса Фрейндлих зачастую повергает зрителей в изумление и восторг, в каком бы образе она перед ним не предстала. Помните:  торжествующая улыбка, кокетливый сияющий взгляд огромных глаз и горделиво выставленное, в пене голубых кружев, плечико, на котором  переливаются пресловутые бриллиантовые подвески. Победа!   Это королева  Анна из фильма «Три мушкетера»…
     Или: тоскливо – равнодушным, тоскливым взглядом  смотрится  в зеркало пудреницы,  брезгливо швыряя ее в сумку,  Людмила Прокофьевна Калугина в фильме «Служебный роман»; погасшая, неинтересная женщина, преображающаяся и затапливающая зрителей потоком обаяния и очарования, когда в ее жизнь врывается любовь.
      Или  - утомленная успехом,   надменная, и вместе с тем, изысканно-снисходительная примадонна в фильме “Успех”...
      «Алиса Фрейндлих – абсолютно уникальное явление в современном театре.
    Главный режиссер тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили, Теймураз Чхеидзе, отмечал: «Кажется, что мы все хорошо знаем Алису Фрейндлих, а в чем ее уникальность, определить так и не удается.   Она не перестает удивлять нас – все время устраивает сюрпризы…» Она может быть и смешной, и трагической, и почти фарсовой. Но и в том и другом и третьем – одинаково потрясающе убедительна!
     Так может в этом и проявляется ее уникальность. Ведь умением удивить владеет не каждый. Недаром на приемных экзаменах в театральный ВУЗ знаменитый актер Алексей Дикий говорил абитуриентам: «Ну- с… чем будем удивлять?»
    Актриса Алиса Фрейндлих не боится быть некрасивой, потому, что в ней самой кроется так много : благородство,  душевная тонкость и изящество, нервная вибрация души, наконец, просто обаяние и  прелесть женственности, кроющиеся порой за «колючим» образом… Лия Ахеджакова, партнерша Алисы Фрейнлих в фильме «Служебный роман» говорит об этом так: « Знаете, бояться быть некрасивой может только плохая актриса, не защищенная образом, характером. А Алиса Фрейндлих – настоящая актриса».
Про нее долго говорили – некрасива, не снимали в кино, пока она однажды не появилась в фильмах по сценарию  Александра Володина «Похождения зубного врача» и « Происшествие, которого никто не заметил». И однажды дурнушка «проснулась» красавицей…Потом ей подарил такое же превращение   режиссер Эльдар Рязанов.
      В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» у Фрейндлих небольшая роль, но по силе воздействия на зрителя – главная. И первая –в титрах. Это цена успеха.
   Сегодня Алиса Фрейндлих  ведущая актриса  Санкт-Петербургского, а в памяти и душе театралов все же ленинградского,  прославленного Большого Драматического Театра имени Максима Горького, а скорее светлой памяти  великого режиссера Георгия Товстоногова - «БДТ». Она виртуозно владеет «ремеслом», как странно все-таки сочетается это слово с профессией артиста.
     И тем не менее, сама актриса     называет свою работу  именно так - ремеслом,  и обосновывает: « Может человек, занимающийся высшей математикой, не знать таблицу умножения? Нет, они должен ее знать. У актеров тоже есть своя таблица умножения и своя таблица Менделеева. Без знания их нечего делать на сцене. Владея ремеслом можно всю жизнь быть достойным профессионалом, даже не имея искры божьей. Но достойным и востребованным профессионалом. А если Бог дал талант, а ты не овладел ремеслом, сгоришь очень быстро. Нельзя бездумно эксплуатировать талант и психику… можно очень быстро исчерпать их ресурсы…»
     Но своих “ресурсов” актриса шекспировского размаха и страстей по- видимому не жалеет... она продолжает удивлять и восхищать зрителей,
    В своих воспоминаниях    об актрисе, уже ушедший от нас кинорежиссер Элем Климов говорил:
    «Сколько спектаклей и кинофильмов она озарила своим даром, своей неповторимой индивидуальностью. Даже в ее имени чудятся загадка, притягательность, вызов судьбе…  Действительно - имя- талисман. Кстати, это имя ей так идет, что ее  в театральном мире, за глаза, так и называют – Алиса.»
    У Фрейндлих замечательный вкус к человеческим отношениям. Она никогда не позволит себе никакой внутренней фальши, снобизма, высокомерия…  Это сказывается и на ее работе на сцене с молодыми партнерами.  Хорошо известный и любимый зрителями актер  Михаил Боярский вспоминал, как он -  начинающий артист, играл с Алисой Бруновной Фрейндлих, уже прославленной актрисой, и все время чувствовал ее поддержку и бережное отношение к его неопытности.
       Алиса Фрейндлих умна, тонка и небанальна во всем...
 Это, наверное,    заложено с детства, с того, что называется тради-циями, семьей.  Ее отец Бруно Фрейндлих был ведущий актер Алек-сандринского театра... То есть  академического театра имени Пушкина. Коренная ленинградка, она очень любит свой туманный  и дождливый город, и не променяла бы его ни на какой другой...Так она как-то сказала сама.  И нужно обладать и Божьим даром, и определенной стойкостью, чтобы столько лет держать внимание “закрытых петербуржцев”.  Алиса Фрейндлих это делает виртуозно, просто она не может иначе. И  за это она  награждается и вниманием и любовью публики, и многочисленными наградами и званиями... Народная артистка СССР, она лауреат премии “Золотая Маска” и “Триумф”, но дороже всего для нее ,  наверное, высшая Санкт-Петербургская театральная премия “Золотой софит”.  Потому, что  этой премией ее наградил родной город, вместе с которым она пережила многое...  и блокаду тоже...
     “Однажды она  вспоминала рассказы мамы о блокаде, сама она во время войны   была еще совсем маленькой,- говорит  Галина Волчек,- и так ярко и эмоционально, что эти воспоминания произвели на меня более сильное впечатление, чем все прочитанное и услышанное... Особенно запомнился такой момент: когда в доме уже совсем не было никакой еды - остались только горошинки перца и еще какие-то специи, ее бабушка- немка сварила что-то вроде клея, кинула туда эти горошинки, налила в бокалы - и шикарно сие угощение подала... Она рассказывала, я слушала и мы хохотали над этим, хохотали  со слезами на глазах...Чтобы так остро ощущать и передавать трагическое через смех и обыденность, нужно быть талантливейшим человеком”.
     О ней говорят и воспринимают ее как актрису, человека, не мос-ковского, а петербургского склада, с особым достоинством, свойст-венным коренным ленинградцам, особой культурой, даже мелодикой речи...
     Актриса Алиса Фрейндлих приезжала в Москву со спектаклем “Калифорнийская сюита”, который она играет с Олегом Басилашвили.
И хоть эти   приезды и созерцание ее на сцене - праздник для зрителя, но один спектакль - еще не репертуар...       
   Сама актриса говорит:  «Я понимаю, ролей в моем возрастном регистре в драматургии вообще очень мало. Нужны большие усилия, найти что-то стоящее.    Не хочется расточать себя в роли, в которой уже есть привнесенное кем-то, уже прожитое, сыгранное. Не хочется повторяться. Мечтаю набрести на что-то, о чем еще не говорила.
     На это направлены все мои усилия…Еще немножко по-жду…пожду…Если в театре не возникнет ничего, наверное сосредо-точусь на стихах, которыми просто больна. Ведь сейчас к поэзии снова стали относиться с большим интересом, просто с жадно-стью…Людям хочется слова… У кого-то из очень умных людей есть мысль: слово выше музыки, так как содержит в себе не только эмоцию, но и информацию, формулу, знаковость. Поэтому сейчас «к слову» необходимо обратить себя  и особое внимание…Для меня – это Цветаева… Марина Цветаева в первую очередь…»
      Интересно, что  литовский  актер Юозас Будрайтис, с которым Алиса Бруновна снималась в фильме «Опасный возраст», вспоминает именно о концерте в Вильнюсской филармонии, на котором актриса читала стихи Цветаевой. «Никогда, ни до, ни после не слышал, чтобы так читали Цветаеву. Заворожен был весь зал. Она пережила стихи Цветаевой, так, что донесла и до меня, и думаю, до каждого слушателя абсолютно цветаевский дух, звук, интонацию».
      Да, конечно, концертные программы – это прекрасно… Но актрисе нужен театр, а великой актрисе нужны роли соответствующие ее таланту, глубине и широте ее души и таланта…
   Хотелось бы сказать, что время не властно над актрисой… В философском значении этого слова оно так и есть на самом деле… Потому, что, что такое – время? Это только цифры, его обозначающие… А в реальной жизни все обстоит по другому…И тем более время не властно над творческим человеком, который сцене отдает себя всего, до последнего вздоха.
    Господа режиссеры! Задумайтесь над этим!
       А Михаил Казаков в своих воспоминаниях писал: « Среди нас живет и работает великий мастер, изумительный человек совершенно не женского ума, артистка поразительной тонкости и вкуса. А это редкость и радость в наше время…»
      Алиса Фрейндлих - актриса шекспировского размаха и страстей. В ней бурлит молодая жизнь и энергия. Пусть ей всегда способствует и сопутствует  удача!



               


Рецензии
Да! Цветаеву она читает пронзительно.
http://www.youtube.com/watch?v=k-2P9wkO3oU

Юрий Николаевич Горбачев 2   01.04.2023 18:34     Заявить о нарушении
Я вообще преклоняюсь перед ней.

Алла Сорокина   01.04.2023 18:39   Заявить о нарушении
А лично не знакомы?

Юрий Николаевич Горбачев 2   01.04.2023 18:48   Заявить о нарушении
К сожалению, нет.

Алла Сорокина   01.04.2023 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.