Беседа о критике

-Критику можно воспринять в штыки.

-Это об уязвимости. Что тебя ранит, то способно и исцелить.

-Я бы сказала, конструктивная критика служит во благо. Помогает развиваться, улучшать свои навыки, становиться профессионалом своего дела, например. Без тщеславия. Вспомнился случай, когда на одном форуме фотолюбителей админ группы похвалил мою работу, но в конце заметил, что вообще-то комар, сидящий на лепестке – ну совсем не к месту. «Всегда, слышите, всегда очищайте свои фото цветов от насекомых. Они портят снимок!» Сначала мне захотелось обидеться, но потом пришлось признаться себе, что комара, довольно затаившегося под розовым лепестком фуксии, я и не заметила вовсе! Каким-то образом я видела общую картину: размытый задний фон и веточку фуксии с сидящими на ней двумя бутончиками – будто две девочки в пышных розовых платьицах с белыми оборками.
С тех прошло уже не мало лет, а я всё ещё помню урок этого админа. Бывает же так.

-Потому что он позволил тебе быть честной с собой. Через свою открытость он научил тебя видеть по-другому.

-Ага. Искать в цветочках комаров и муравьёв.

-Почему бы и нет).

-Ну критику по делу лучше переносить и воплощать. Если хочешь совершенствоваться и достаточно критичен к себе. Да. Если это касается профессиональных качеств – тут ещё легко. Если что-то не умеешь делать, можешь научиться, если не можешь – не так уж и страшно, наверное. А вот если критикуют за личные качества?
Тогда быстрее возникает обида. «Меня не принимают такой, какая я есть».

-Это о том, что ты себя не принимаешь такой. Иначе не возникала бы обида.

-Возможно, возможно. И всё же, ведь обидно, если на тебя обижаются. Если не было злого умысла и не понимаешь, за что такое отношение. Чувствуется тогда беспомощность.

-Здесь нужна достаточная сила, чтобы противостоять критике. Не установлением брони, а пропусканием её через себя. Ты – не та, кого критикуют или обвиняют.

-Да. Вот разница между критикой и обвинениями.

-Это и есть разница между конструктивной и деструктивной критикой.

-Да, точно...


Рецензии
Как ни парадоксально, но именно тот комар на фото и есть настоящая жизнь, он и есть настоящий герой фотографии.
А админ Ваш дурак, не знающий, что такое настоящее и естественное.

Так и критика в литературе. Либо критик поддерживает в авторе его живое, естественное, исходя из принципа, "как автор дышит, так и пишет", либо критик дурак и пытается ломать автора под себя. Потому что каждый критик в том числе и пишуший автор.

С уважение.

Виктор Еремин   01.05.2023 16:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор! А что такое "настоящее и естественное"? У каждого свои критерии.

Если фотографировать жизнь, как она есть - то комар и есть герой жизни). А если делать фокус на красоте цветка - то комар на лепестках уже будет не к месту,
Так и в литературе. Можно сочинять сюжеты и придумывать героев, а можно писать зарисовки с живых людей или с явлений природы.

Но в каждом случае все творят, как могут.

Ирина Франц   01.05.2023 23:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Ирина Франц!
Данный спор может быть длительным и не убедительным.
Вы правы, у каждого свои критерии. И когда я назвал админа дураком, то имел ввиду тот факт, что фотография является искусством поиска красоты в реальной жизни, а не искусственной красоты ради красоты. Как и в любом изобразительном искусстве автор ищет философское понимание бытия. Де факто фотография есть импрессионизм реальности - фиксирует красоту мгновения для вечности. Если Ваш админ этого не понимает, значит, он недалёкий (мягко говоря) человек и в искусстве фотографии ему делать нечего. Пускай фотографирует физиономии на документы и не лезет в оценщики. В наши дни техническое фото исполняют автоматы. Надеюсь, намек понятен. Ваш админ рассуждает с точки зрения автомата, а не художника.

В литературе критерии те же самые с важнейшим отличием: литература преимущественно фиксирует вековые думы и процессы размышлений. Об импрессионизме того же Пруста я в данном случае не говорю и под сень девушек в саду не лезу.

Кстати, Вы заметили, что фотографии стареют? Не столько материально, но прежде всего стареет изображаемое мгновение прошлого. Меняется скорость происходящего на фотографии. Даже у статичных фигур. Как и почему так получается, не знаю, я только фиксирую факт.

То же в литературе. И слова, и тексты стареют. Гений творца выражается прежде всего в том, что его тексты остаются вне времени.

А талант, не наделенный гением,может быть великолепен для современников, но со временем стареет и становится скучным и отсталым, даже будучи вроде бы актуальным для поздних времён.

С уважением.

Виктор Еремин   02.05.2023 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.