Русские обряды. Венчание

     «Венчается раб Божий рабе Божией… перед лицом Господа, исполняя его волю, начертанную в книге судеб…»
        Существует поверье, что души, обвенчанные в Храме на земле,  встретятся и в мире ином, и будут вместе на веки  вечные.
       Русский свадебный обряд, Венчание, самый , пожалуй, завораживающий, таинственный и поэтичный. Радость и грусть, светлый лиризм окружают этот обряд и поэтизируют образы жениха и невесты. 
      Невеста- затворница, рукодельница, скромница, беззащитно отдающаяся на милость победителя. Она- голубка, тонкая березка, отставшая от стаи лебедь…
     Жених же – покоритель, «разоритель» и своевольник; это князь с боярами самовластный сокол, отбивающий от стаи лебедку, охотник, посылающий в терем стрелу « огневитель девичьего сердца».
           Отлетала лебедушка…, поразил ее славный сокол…
  Свадебный обряд имеет свою древнюю историю, идущую от сочетания браком  Исаака, сына Адамова  с Ревеккой. Как гласит Библия: «И ввел  Исаак ее в шатер Матери своей и взял Ревекку и она сделалась ему женой и он возлюбил ее…». И свадьба эта положила начало продолжению рода человеческого.
     Венчание у  славян  в дохристианский период проводилась либо весной, либо осенью на лоне природы. На лесной поляне на жениха и невесту надевали венки, пели песни, водили хороводы, приговаривая: «Обручается, вокруг ракитового куста венчается». Этот приговор как бы вручал новобрачных   добрым лесным духам.
   С приходом христианства такое венчание было заменено церковным – церемонией заключения брака по обряду Православной Церкви. Со времен Петра Первого ж для всех православных жителей Российской считался действительным лишь  брак , заключенный путем венчания. Представители других конфессий , а в России исповедовались практически все религии мира, вступали в брак по  законам своих религий. Православный обряд считается наиболее пышным и торжественным.
      В день свадьбы, по обычаю, до венчания жених не должен был видеться с невестой, но посылал  шкатулку с подарками, цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, если ими не обменялись  при помолвке.
      Свадебное покрывало молодой – символ ее чистоты. Кольца, которыми обменялись жених и невеста служили символом верности. Обычай носить обручальные кольца заимствовали у древних римлян. У англосаксов, например, в старину жених подавал невесте кольцо на кончике меча. Кольцо- самое верное ручательство брачного союза.
    На Руси свадьбы играли всегда в определенное время: от Крещенья до Масленой, на Красной горке, с Семенова дня, 1 сентября, до Гурья, 15 сентября. Особыми днями для венчания почитались – 22 октября, Праздник иконы  Пресвятой Богородицы Казанской: «Кто на Казанской  женится- счастлив будет», - говорили в народе.
     Первое зазимье – праздник Покрова  Пресвятой Богородицы. «Снег на Покров- счастье молодым».
     Особенно покровительствует браками святая Екатерина, и святой Андрей Первозванный.   В канун дня святой Екатерины парни постятся и молятся, чтобы иметь хороших жен; в канун Андреева дня постятся и молятся девушки, чтобы иметь хороших мужей.
    Время венчания назначалось от полудня до пяти часов вечера, если предполагался свадебный обед, и от 7-9 часов вечера, если  молодые сразу после венчания уезжали,  либо путешествовать, либо в имение или в дом жениха, в другое село.
     Несмотря на то, что уже к 18 веку бракосочетание совершалось отдельно от литургии, эти два таинства тесно связаны. Поэтому, жених и невеста, желающие обвенчаться таинством  брака, готовят себя к причащению благодати постом и покаянием. А в день венчания причащаются Святых Божественных тайн.
    Возложение на головы новобрачных венцов- наподобие короны, символизирует союз маленького царства в земном смысле и маленькую церковь в  смысле духовном.
    Огонь, свет венчальных свечей- это знак радости; воззженые свечи означают ликование, счастливое соединение двух встретившихся людей. Огонь, дающий тепло, одновременно символ чистоты и целомудрия.
    Как говорится в Священном писании: « Ибо всякий делающий зло ненавидит свет и не идет к свету, чтоб не обличились дела его. А поступающий по правде идет к свету, чтобы явно были дела его, потому, что дела его  в Боге содеяны».
    Хождение кругом вокруг аналоя - вечное шествие, которое начали новобрачные… Рука об руку, деля тяготы друг друга, на веки вечные они будут исполнены благодатной радости этот дня.
     Торжественность, важность и ответственность момента венчания в жизни человека замечательно описал Лев Толстой в романе «Анна Каренина». Сцена венчания Константина Левина и Кити Щербацкой: «--Ты,Бо, изначально создал  еси мужеский пол и женский,- читал священник, - и от тебе сочетается мужу жена, в помощь и восприятие рода человеча.
   Левин чувствовал, что все его мысли о женитьбе, как он устроит свою жизнь – все это было ребячество, и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор,  и теперь еще менее понимает, хотя это совершается над ним; в груди его все выше и выше поднимались содрогания и непокорные слезы выступали ему на глаза».
     Сам Лев Николаевич Толстой писал в письмах своей родственнице Александре Толстой, что после  женитьбы он был  счастлив так, как не был счастлив с тех пор, как родился.
     Открылся храм, алтарь блистает;
     Воззжег светильник Гименей;
    С любовью верность соплетает
    В неразрушимый узел сей,
    Которого сам Бог содетель
   Там истинами добродетель,
   Любовь чету соединяет,
   Господь союз благословляет….


Рецензии