Чем отличается светская поэзия от духовной?

     Введение

Чем отличается светская поэзия от духовной? Одна из них временная, а другая вечная. Одна тускнеет с годами*, а другая никогда не меркнет, потому что она соприкасается с животворящим Богом. Очень ярко это отличие раскрывается в четверостишии Заболоцкого*:

    Догорит и погаснет ракета,
    Потускнеют огней вороха…
    Вечно светит лишь сердце поэта
    В целомудренной бездне стиха.

               («Ночное гулянье», 1953)

Произведения светской поэзии потускнеют как огней вороха, оставшиеся от яркого фейервека, а сердце духовного поэта будет вечно светить в «в целомудренной бездне стиха».


    1. Примеры духовной поэзии в Священном Писании

Мне очень хотелось найти достойный пример этому чуду. И вот я отыскал его:

        «Излилось из сердца моего слово благое;
         я говорю: песнь моя о Царе;
         язык мой - трость скорописца.
         Ты прекраснее сынов человеческих;
         благодать излилась из уст Твоих;
         посему благословил Тебя Бог на веки» (Пс. 44: 2-3).

Так царь Давид воспевает Христа. Таких примеров немало в «Псалтири». Сердце духовного поэта светит** в его целомудненных псалмах силою Духа Святаго.

В чём же целомудренная бездна этих стихов? В искреннем хвалении  Бога, в смирении, сокрушении сердца и просьбе о даровании утраченной чистоты. Пример хваления был приведён выше, а вот примеры смирения, сокрушения сердца и просьбы о даровании утраченной чистоты:

       «Жертва Богу дух сокрушен:
       сердце сокрушенно и смиренно
       Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

       «Сердце чисто созижди во мне, Боже,
        и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

               

          2. Примеры духовной поэзии в церковных песнопениях:

        «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе; 
        Егоже во чреве без семене зачала еси Сына:
        востану бо и прославлюся,
        и вознесу со славою непрестанно яко Бог,
        верою и любовию Тя величающия.»

             (Канон Великой Субботы, глас 6)
 
       «Христос воскресе из мертвых,
       смертию смерть поправ,
       и сущим во гробех Живот даровав».

                (Тропарь Пасхи)
 

          3. Примеры духовной поэзии в светской литературе

Однако духовная поэзия это не только стихи Священного Писания и церковных песнопений, но и некоторые стихотворения светских поэтов о Боге и человеческом духе:

        Звезда дрожит среди вселенной...
        Чьи руки дивные несут
        Какой-то влагой драгоценной
        Столь переполненный сосуд?

        Звездой пылающей, потиром
        Земных скорбей, небесных слез
        Зачем, о Господи, над миром
        Ты бытие мое вознес?

              (И.А. Бунин, 1917)


       "Смерть и Время царят на земле,-
       Ты владыками их не зови;
       Всё, кружась, исчезает во мгле,
       Неподвижно лишь солнце любви."

                (В.С. Соловьёв, 1887)

       Высшую силу в себе сознавая,
       Что ж толковать о ребяческих снах?
       Жизнь только подвиг, — и правда живая
       Светит бессмертьем в истлевших гробах.

                (В.С. Соловьёв,1893 ?)

      Но не грусти, земное минет горе,
      Пожди еще — неволя недолга,-
      В одну любовь мы все сольемся вскоре,
      В одну любовь, широкую как море,
      Что не вместят земные берега!

                (А.К. Толстой, 1858)

     Счастье не то, что годиной случается
     И с мимолетной годиной кончается:
     Счастья не жди, не лови.
     Дух, как на царство, на счастье венчается,
     В счастье, как в солнце, навек облачается:
     Счастье — победа любви.

                (Вяч. Иванов, 1917)


               
     1
     Не самозванка — я пришла домой,
     И не служанка — мне не надо хлеба.
     Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
     Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

     Там на земле мне подавали грош
     И жерновов навешали на шею.
     — Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?
     Я ласточка твоя — Психея!

      2
     На тебе, ласковый мой, лохмотья,
     Бывшие некогда нежной плотью.
     Всю истрепала, изорвала, —
     Только осталось что два крыла.

     Одень меня в своё великолепье,
     Помилуй и спаси.
     А бедные истлевшие отрепья
     Ты в ризницу снеси.

            (Психея, М. Цветаева 1918)


Согласен с Евгением Терещенко, который к духовной поэзии относит также стихотворение Тютчева «Чему бы жизнь нас не учила…» (1870) и стихотворение А.К.Толстого: "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре" (1858). Последнее четверостишие из него я привёл в качестве примера выше. Полность оно процитировано в рецензии.

От себя добавлю ещё  «Эти бедные селенья...» Ф. И. Тютчева и все те стихотворения, о которых речь идёт в рубрике "О русской духовной поэзии".

 
------------------------------------
* Мне знакомы два варианта. Второй: "Улетит и погаснет ракета".

** В русском переводе этот свет представлен звукописью: часто повторяющиеся  звуки «с» «т» и «ц» создают это звуковое свечение.


Рецензии
Владислав, спасибо за душеполезную статью. С уважением

Наталья Приходько   23.08.2023 15:43     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Наталья.

Владислав Плеханов   23.08.2023 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.