Женщина в любви. Римма Казакова

(Текст программы "Женщина в любви" на радио "Страна талантов". эфир 13.09.22)

Любовь женщины- это огромный мир, сотканный из веры, надежды и мечты, в который она приглашает мужчину.

Римма Фёдоровна Казакова — советская поэтесса и переводчица, автор известных песен советских периода, узнаваемых и любимых доныне.

Римма Федоровна родилась 27 января 1932 года в Крыму, в городе Севастополь. Её отец Фёдор Лазаревич был военным офицером, а мама Софья Александровна работала секретарём-машинисткой. При рождении девочке родители дали имя Рэмо, которое означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь».
Семья часто переезжала по месту службы отца: детство прошло в Беларуси, в школу пошла в Ленинграде. Во время войны Ленинградское пехотное училище, в котором работала Софья Александровна, отправили в эвакуацию. Она и трое детей всю войну были в городе Глазов в Удмуртии.

После войны семья два года жила в Саксонии, по месту службы отца -полковника Казакова. Десятый класс Римма заканчивала в Ленинграде.
На мамин вопрос: «Чего ты хочешь в жизни?» — она ответила, что хочет много ездить, общаться с интересными людьми и сама себя кормить. Спустя много лет Римма Федоровна смеялась: «Абсолютно все сбылось! Только откуда взялась мечта самой себя кормить?!».
В 1949 году она поступила в Ленинградский университет на исторический факультет, закончив его 1954 году и получив распределение в Хабаровск. Своё революционное имя Рэмо она решила изменить. В ЗАГСе её попытались отговорить, но она пояснила, что РЭМО – это не имя, а такая же аббревиатура, как ВЦСПС. Убедила и получила новое имя Римма Казакова, с которым не стыдно было предстать на Дальнем Востоке.

Трудовую деятельность в Хабаровске Римма Казакова начала в Доме офицеров в должности лектора.
В Хабаровске Казакова увлеклась лётчиком из Совгавани, чувство было безответным. Казакова говорила: «…А он предпочёл жениться на местной Дуньке – они обычно выбирают себе официанток или библиотекарш».

В Хабаровске Казакова сменила несколько мест работы: работала редактором на Дальневосточной киностудии, поработала в газете. Из дому она взяла с собой итальянский аккордеон «Тенора», который отец привез после войны. Она хорошо играла, пела популярные песни того времени и сочиняла свои.
По роду своей трудовой деятельности Римме Федоровне приходилось часто ездить по Хабаровскому краю, общаться с людьми. Это давало для её поэтической натуры темы для стихов.

В 1955 года она начала публиковать свои стихи. В 1958 году вышел первый сборник её стихов под названием «Встретимся на Востоке».
Её стихи были замечены, в 1959 году Казакова стала членом Союза писателей СССР и переехала в Москву. В 1960 году вышла книга стихов «Там, где ты».

Сын Риммы Федоровны - писатель Егор Радов, говорил: «Поэзия была ее естественным состоянием. Всегда, где угодно, она писала стихи, не могла без этого прожить ни дня. … К сожалению, почти никто из мужчин, которых она любила, ей не соответствовал. В этом была трагедия ее жизни. Но так же, как без поэзии, она не могла жить без любви».
Казакова всегда нравилась мужчинам. В конце 50-х Андрей Вознесенский делал ей предложение: «Выходи за меня, у меня трехкомнатная квартира». Римма подумала, что это - лишь неудачная шутка и отказала.
Одно время Казакова увлеклась писателем Даниилом Граниным, но он был счастливо женат на другой и был верен жене. У Риммы не было шанса.

В 1961 году, когда Римме было 29 лет, она познакомилась с писателем-публицистом Георгием Радовым, который был старше её на 17 лет. Она вспоминала: «Он был намного старше, но и я понимала: годы поджимают, пора иметь семью и детей… И не было ни одного человека, которому бы я могла, так сказать, вручить свою судьбу. А мой первый муж был серьёзным, умным человеком, прекрасным и талантливым собеседником. Всё было при нём».
Они поженились.

Я полюбила быт за то,
что он наш общий быт,
что у меня твое пальто
на вешалке висит.
За тесноту, за тарарам,
где все же мы в тепле,
за то, что кофе по утрам
варю лишь я тебе.
За то, что хлеб или цветы, —
привыкла я с трудом! —
приносишь вечером и ты,
как птица в клюве, в дом.
Пускай нас заедает быт,
пускай сожрет нас, пусть, —
тот, где в твоих ладонях спит
мой очумелый пульс.
Тот, где до нас нет дела всем,
где нет особых вех,
где по-московски ровно в сем.
он будит нас для всех.

В 1962 году у пары родился сын – тоже Георгий, в честь отца.
«Родился сын, пылиночка…»
Родился сын, пылиночка,
лобастенький, горластенький.
Горит его пеленочка –
видна во всех Галактиках!
Со мной, как рыбка в неводе,
и словно надо мною
лежит – губами в небо –
дитя мое земное.
Не надо славы, почестей…
Ах, просто б жизнь текла!
Сынок февральской почечкой
ждет моего тепла.
Теперь земля и воздух,
глубь вод и жар огня,
и все на свете звезды
зависят
от меня!

Римма Казакова быстро поняла ошибку в выборе мужа. Радов много пил, и в пьяном угаре бил жену. Чтобы не лишать ребенка отца, Римма терпела побои. Много лет спустя она говорила: «Надо было расстаться через полгода, а мы прожили восемь лет»… «Он был преступником по отношению ко мне».
В 1970 году они развелись.

Из интервью Риммы Казаковой: «Я никогда не зацикливалась на стихах — хорошо готовила, вязала, любила жизнь во всех ее проявлениях. Но однажды поняла, что именно призвание вело меня по жизни. И от того, что мешало ему, я иногда с легкостью, а иногда тяжело отказывалась. Писание стихов было важнее».

Ее близкая подруга М. Дмитриева говорила: «Она очень влюбчивая была. Римме нравились красивые мужчины. Даже в ее возрасте. Она получала эстетическое удовольствие. Любовь – это ее основополагающая черта».
В поэзии Риммы Казаковой много стихов, посвященных вечным темам: любви и дружбе, верности и предательства. О любви она писала во всех её проявлениях: к мужчине, любви матери к сыну, любви к родине. Стихи её пронизаны добром. Она была честным и открытым человеком, поэтому ей удавалось найти отклик у читателя.
После развода Римма Федоровна долго не выходила замуж.
И всё-таки она встретила любовь, когда пришла лечить зуб в стоматологию. Заев Валерий Игоревич был врачом-стоматологом, младше на 11 лет. Это была настоящая страсть.

Детей совместных у них не было, но жили счастливо. Когда муж начал изменять Римма Федоровна с ним развелась.Она говорила о себе: «Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же – некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал, для неё не предназначенный. Я иногда говорила своему второму мужу: «С житейской точки зрения любая длинноногая молодая девчонка даст мне сто очков вперёд. Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить».
Она не боялась одиночества и утверждала: «Одна – это нормально. Человек вообще штучный товар, мы все одиночки. И ничего страшного в этом нет!»
Римма Федоровна автор многочисленных сборников стихов. Она много ездила по стране и вдохновлялась новыми встречами с новыми людьми, новыми городами на написание стихов: «Из кубинского дневника», «Митинг в тропиках», «Токио», «Прибалтика», «Карловы Вары», «Под чужими небесами» и многие другие стихотворения. Многие стихи становились песнями, которые исполняли звезды советской эстрады: «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой», «Мадонна», и другие, которые вы сегодня услышали в программе.

В 67 лет поэтесса признавалась: «Прошлым летом я отдыхала на корабле и там влюбилась с первого взгляда в рыжего боцмана. Понимала, что он моложе, закончится круиз и моё наваждение пройдёт, но ничего не могла с собой поделать. В своём чувстве я признавалась только в стихах, а объект грёз даже не догадывался о вулкане, который клокотал в моём сердце. Моя любовная пытка обернулась целым лирическим циклом».

Встретить мужчину, с которым бы она могла прожить всю жизнь, Казаковой не довелось.
Любимый единственный сын Риммы Казаковой Георгий Георгиевич Радов был талантливым писателем. Он женился на рок-певице Анне Герасимовой, в 1982 году у них родился сын Алексей, а в 1986 году пара развелась. Анна и Алексей всегда общались с Риммой Федоровной. От второго брака родилась в 1991 году девочка Мария.

С 1976 по 1981 год Казакова была секретарем правления Союза писателей, а с 1999 года была первым секретарем Союза писателей Москвы. У коллег по перу к Римме Федоровне было много претензий из-за непопулярных решений или резких высказываний. Но она была честным человеком и поступала так, как велела её совесть.

Жизнь Риммы Федоровны закончилась 19 мая 2008 года, но живы её стихи и песни пронизанные любовью.


Рецензии
Спасибо Вам, милая Наталья, за рассказ о
Римме Казаковой!
Да, она начинала свой жизненный и творческий путь
у нас в Хабаровске, чем я безмерно горжусь.
Позволю себе поделиться своими (и не только)
мыслями об этом Поэте и Женщине:

"Линия жизни, бороздка
намертво вбита в ладонь.
Как я устала бороться!
Боже, откуда берётся
этот задор молодой?!

Высохли Божьи чернила,
и не стереть нипочём
то, что судьба начертила,
что лишь смиренно прочтём.

Радостно, странно, ужасно
верить, по бритве скользя!
Как я устала сражаться!
А не сражаться нельзя".

Вот что написал о Римме Казаковой Евгений Евтушенко:
"Римма Казакова осталась в моей памяти очаровательной, открытой людям энергичнейшей девчонкой, сдувающей падающую на глаза непокорную челку. На протяжении многих лет эта челка редела, седела, перекрашивалась, но резкий, мальчишеский порыв дыхания взметал даже седину, чтобы она не заслоняла любопытствующий, искрящийся неравнодушием к жизни непобедимо молодой взгляд.
К ее жизни можно поставить эпиграф из ее же стихов:

"Демон и ангел хрустальнейший –
двое в смертельном бою,
кто победит в том ристалище,
видя лишь правду свою?
Я не оракул пророчества,
слепо рискну головой.
Но, даже если захочется
выйти из схватки живой,
буду без сна и без жалости
биться, чтоб мне повезло.
Знать бы лишь только:
сражаешься
ты за добро или зло?"

…Первый раз я увидел Римму Казакову в 1957 году в Хабаровске, где она возникла передо мной в белых носках и баскетбольных кедах, в клетчатой ковбойке и короткой (по тем временам!) юбке, вызывающей неодобрительные взгляды сограждан женского пола. Она стремительно шагала по набережной Амура на загорелых мускулистых ногах геологини, с комариными укусами, а в сумке от противогаза лежал всегда готовый вынырнуть журналистский блокнот с заложенными в нем карандашами. Портрет, который можно назвать «Шестидесятница».

…Мы оба были немножко влюблены друг в друга, она – даже до того, как увидела меня вживе, а только читала некоторые мои стихи, но главное, мы были влюблены в жизнь и нашу решимость переделать ее к лучшему…

…Спасибо, Римма. Я тебя никогда не забуду, а забуду только то, что было навязано нам людьми, завистливыми к чужим дружбам, особенно к навсегдашним. Когда я открываю твою книгу, смотрю на твои старые фотографии, мне кажется, что ты по-прежнему сдуваешь со лба свою непокорную челку…".

С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   25.09.2022 12:30     Заявить о нарушении
Виталий, спасибо, спасибо за отзыв. Очень прошу вас чуть-чуть изменить начало и опубликовать. Это же готовый очерк. С уважением.

Наталья Приходько   25.09.2022 21:25   Заявить о нарушении
Спасибо, милая Наташенька, не стану писать -
у Вас оно написано достаточно емко и правдиво,
добавлений не требуется!
Лучше я презентую Вам образ нашего любимого
Хабаровска устами нашей поэтессы, Светланы
Щебеньковой:

Хабаровск любимый дал имя великому краю,
Где воды Амура,где воздух прозрачен и свеж.
Для жизни, для счастья я только тебя выбираю,
Российской Державы надёжный восточный рубеж!..

Вы нак и не продали мне информацию о тех, кто
был мной поименован (степень родства, причины
такого разнообразия фамилий и имён).

Приглашаю на свои страницы.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   26.09.2022 06:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий. Мой главный герой из рассказа "Старик Минус и пёс Авокадо" служил в Хабаровске. А на самом деле там работал мой папа. С уважением

Наталья Приходько   26.09.2022 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.