Телебайки. Тайны театральных залов

                Силуэты.
                Силуэт первый.
    Если выйти из метро Смоленская и повернуть налево, можно попасть сразу в волшебный необыкновенный мир, и мир этот улица Арбат, река- улица или улица река,  на берегах которой вехи нашей жизни, нашей культуры, окружают.. окружают…  Справа дом, куда Пушкин привез молодую жену, дальше- налево- дом  писателя Бориса Зайцева, из которого его  в тридцатые годы вышвырнули  туда, где он быть не должен, дальше - дом, где  жили «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. А   впереди вырисовывается в туманной перспективе улицы  совершенно реальный, но такой загадочный силуэт театра Евгения Вахтангова. Я открываю тяжелую дверь служебного входа, не веря самой себе, что вот сейчас я войду туда, куда заходили… Боже, они  держались за  эту ручку, они вдыхали такой сладкий и волнующий запах кулис, который чувствуется уже в вестибюле и  здесь звучали их голоса: Цецилии Мансуровой, Рубена Симонова, Юлии Борисовой, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева…
    Я приехала в театр им. Евгения Вахтангова  договариваться о   работе над спектаклем, который сначала будет отрепетирован в театре, а потом перенесен на студию как телевизионный.
   Встретила меня  помощник режиссера, совершенно  фантастическая дама- Роза Абрамовна , старейший работник театра.  Элегантная до умопомрачения,    напоминающая персонаж  салонных пьес.    Провожая меня в кабинет администратора, она повела меня окружным путем, хотя можно было  пройти короче, через сцену. И   объяснила мне   это   строгим тоном, но с оттенком благоговения: « Мы никогда не ходим через сцену…» , и я поняла,  и почувствовала, что это  действительно было бы  кощунство.
     Театр Вахтангова возник из третьей студии Московского Художественного театра.   После ошеломляющей премьеры спектакля «Принцесса Турандот»  по сказкам Карло Гоцци, в Москве появился театр со своим совершенно необычным лицом и стилем, озорной, эксцентричный,  эпатажный  театр.
     Современный вид  театр обрел после войны, так как  в самом начале здание  было основательно разрушено прямым попаданием. 
 А теперь- хотите верьте- хотите-нет… Говорят, что по ночам, когда сцена  призрачно освещена  дежурным светом,  в зале  слышны голоса царивших когда-то на ней актеров… Кто знает- тот слышал…   
СИЛУЭТ ВТОРОЙ
     Арбат, река-улица вливается на Арбатскую площадь. Здесь в 1808 году  по проекту Карло Росси, автора знаменитой улицы Росси, Театральной, в Петербурге, построили драматический театр .Новый императорский театр у Арбатских ворот.  Театр  этот был очень популярен у москвичей.   В нем работали две труппы: русская и французская, и в канун войны 1812 года публика с замиранием сердца следила за соревнованием двух актрис в классическом репертуаре:  пьесах  Софокла, Расина, Корнеля, Аристофана: русской  Екатерины Семеновой и французской мадемуазель Жорж.    Актриса Жорж  перед самой войной гастролировала в Москве  и была  в большой моде.
 Светское общество наперебой старалось залучить   ее в свои салоны и  гостиные,  и заслушивались   манерной декламацией актрисы. Один из таких приемов описывал Лев Толстой в романе «Война и мир»,  но несколько нелицеприятно. Мадемуазель была уже не первой свежести, и   ходили слухи о  романах ее  с самим Наполеоном Бонапартом и даже императором Александром I.   
    Русская трагическая актриса Екатерина Семенова пользовалась  любовью зрителей двух столиц и не надо долго гадать, кем  победа в соревновании  была одержана. Конечно же Катенькой Семеновой.
   Во время нашествия французов, театр сгорел дотла. Но   недаром в нескольких кварталах поодаль стоит замечательный театр им. Вахтангова.  Как знаковая эстафета, как  символ неумирающего  искусства.
СИЛУЭТ ТРЕТИЙ
На  любимом издавна москвичами Тверском бульваре стоит здание театра им. А.С. Пушкина. Здание это  принадлежало в прошлом  москвичам, братьям Паршиным , которые сдали его в аренду  режиссеру Александру Таирову, открывшему в нем театр  под названием Камерный. Главной актрисой этого театра была жена Таирова Алиса Коонен.
   Актрисе Алисе Коонен и режиссеру Александру Таирову еще до того, как их жизни соединились, довелось пережить многое: и головокружительный успех и горечь потерь. Каждый шел своей дорогой – и чувствовал и знал, состоится встреча, которая направит их судьбы в новое русло. И два отдельных силуэта  сольются в гармоничный образ-дуэт.
     Алиса Коонен,  поступая в школу при  Московском Художественном театре   покорила  приемную комиссию, в которую входили «боги»  Немирович-Данченко, Книппер-Чехова, Качалов, Москвин  и взошла на путь, приведший ее на сцену МХТ, а впоследствии, в Камерный театр.
   Алиса Георгиевна была сразу же замечена  в театральных кругах, творчество ее по достоинству оценено. В весьма заманчивых предложениях и приглашениях, которые могли смутить и самого  искушенного актера, недостатка не было.
  Английский режиссер Гордон Крэг, ставил в то время в театре  пьесу Шекспира «Гамлет»,  в весьма новаторской манере (декорации изображали громадную золотую гору подразумевающую  замок Эльсинор с отверстиями для персонажей-актеров . Но это к слову).   Плененный красотой и талантом Алисы, полушутя, полусерьезно говорил Станиславскому: «Что вы скажете, если я увезу мисс Коонен в  Италию и сделаю маленький театр, где она будет играть одна?» .Станиславский  заволновался, как бы Алиса Георгиевна не прельстилась этими «дикими проектами». Он слишком хорошо  понимал, что значит для театра потеря такой актрисы, как Коонен. Сама Алиса Коонен интуитивно чувствовала, что масштаб ее таланта , несмотря  на  новаторскую «систему» Станиславского,  диктует стремление играть  в другом стиле и манере. Ведь первые десятилетия ХХ века – время смелых экспериментов в театральном  искусстве, поиск новых форм, дерзких переосмыслений  возможностей пластики человеческого тела, эмоционального потенциала актеров.
     И она ушла к Марджанову-  Котэ Марджанишвили, бывшему  мхатовцу, открывшему  в 1913 году  свой Свободный театр спектаклем «Покрывало Пьеретты», главную роль в котором должна была  играть Алиса Коонен. Режиссером этого спектакля и был Александр  Яковлевич Таиров.
     Театр для Александра Таирова – это  рок, это крест и великое счастье…
           Александр Таиров  в своей книге  «Записки режиссера»  писал о приглашении  Марджанова:  «Моя встреча с ним, его обещание дать мне полную возможность работать так, как я считал нужным, молодое новое дело, молодая, не испорченная рутиной труппа, включение в репертуар пантомим окрылило мои мечты».
    Но Свободный театр не смог выдержать тяжелого финансового груза- он просуществовал всего один сезон. На его основе возникли три театральных предприятия, во главе одного из них встал Александр Таиров.
      Таиров создал  со своими друзьями по искусству новый театр- Камерный, а в актрисе Алисе Коонен нашел воплощение всех своих идей и большую любовь в жизни. Единственную.
      Камерный театр открылся в 1914 году спектаклем «Сакунтала» древнеиндийского автора Калидасы. Успех был непревзойденный. Вся Москва гудела как разбуженный улей. Театр обосновался на Тверском бульваре , в том здании, где ныне, как уже сообщалось, работает театр им. А.С. Пушкина. Ведущей актрисой Камерного театра, героиней, звездой была Алиса Георгиевна Коонен,  пожалуй, единственная актриса нашего времени, которая имела свой театр. За 35 лет работы в театре она переиграла множество ролей, но самыми любимыми были «Федра» по одноименной трагедии  Расина и роль  «Адриенны Лекуврер»,  трагической актрисы XVIII века по пьесе Эжена Скриба.  В этой же роли Алиса Коонен вышла на  сцену  Камерного театра последний раз 29 мая 1949 года, накануне закрытия театра.
    Время было сложное, напряжение в стране нарастало. Неподалеку, в Лубянских застенках  уже  вырастали тени ужаса, муки, смерти…
   По сатанинской воле Сталина исчезали с театральных афиш Москвы имена лучших театров. Театр Таирова  стал одним из первых.
 Алиса Георгиевна в своих воспоминаниях писала, что  в тот последний  вечер она играла в каком-то упоении, забыв обо всем на  свете. Контакт с публикой был особенно ощутим. Моя  Адриенна, казалось, жила  в самой гуще зала… Следующий день был странным и страшным. Ни Таирову, ни мне не надо было идти в театр…Через полгода не стало Таирова.   Не выдержав потрясения, он заболел раком мозга и скончался. А я была в состоянии полной душевной окаменелости…».
      Алиса Георгиевна  в отчаянии прокляла виновников  трагедии своей жизни… И, хотите верьте, хотите- нет, поговаривают, что зрители  пришедшие в театр   им.  Пушкина видят в фойе тающий силуэт Алисы Коонен, которая не покидает  свой «дом», свой театр…   

   СИЛУЭТ ЧЕТВЕРТЫЙ.
    Как известно, некоторые студии Московского Художественного театра отделялись от своей Альма Матер и становились самостоятельными театрами. Так было с третьей студией, ныне театр Вахтангова, так случилось с первой  студией , которая стала МХАТом  2-м.
     Софья Владимировна Гиацинтова, актриса МХАТа  2-го, вспоминала о закрытии своего театра: « Все казалось, если мы получим ответ на мучивший нас вопрос-за что? Зачем? Почему с нами так обращаются - станет легче. Не будет ощущения кошмарного сна, который невозможно усилием воли прервать и снова увидеть  солнце над головой».
      Первая студия  была основана Константином Сергеевичем Станиславским  в самом начале его замысла  формирования и воспитания    смены для Художественного театра,  его творческой лабораторией. То, что  студия решила отделиться - стало  для него  огорчением, но впоследствии  Станиславский с большим вниманием следил за  жизнью коллектива, помогал советами.      
         Первая  студия Художественного театра пыталась, оставаясь верной реалистическому искусству и основам Художественного театра, найти свою манеру, утвердить свой  творческий метод. Противники МХАТ-2 старательно создавали общественное мнение, будто бы этот театр сознательно обходит советскую драматургию.  Но в репертуаре театра были и «Суд» Киршона, «Земля и небо» братьев Тур- новых молодых авторов, «открытых» Иваном Берсеневым, главным режиссером  и ведущим актером театра.  Театр ждал пьес от таких авторов, как  Юрий Олеша, Валентин Катаев, Николай Эрдман.  Возобновил сотрудничество с Исааком Бабелем и  Алексеем Файко.
        Софья Владимировна Гиацинтова  в своих воспоминаниях утверждала и была  права,  что МХАТ 2-й был театр  талантливый, верный реалистической школе, честный в беспокойных поисках, имевший основание гордиться  воспитанной  в стенах Художественного театра интеллигентной, творчески спаянной  труппой и несколькими, среди всех прочих, незабываемыми спектаклями.
       Театр МХАТ-2-й располагался на Театральной площади в   здании со своей  необыкновенно романтической  историей. Дом этот в 19 веке принадлежал родному дяде Анны Керн , Полторацкому. В нем на балах бывал во время своих  наездов в Москву Александр  Сергеевич Пушкин. В этом же здании  в разные годы 19 века находилась Опера Зимина, где пел Шаляпин,  частная антреприза  Незлобина ,  Артистический кружок , основанный Александром Островским. В этом же доме   одно время работала  актерская биржа, куда съезжались в конце сезона провинциальные артисты со всей России в надежде на новые ангажементы. В наше время в этом здании находится РАМТ( Молодежный театр).
     «Мысль о том, что нашего театра больше нет, что утром не нужно мчаться на репетицию, а вечером – волноваться перед спектаклем -мысль, сначала казавшаяся чудовищной, нереальной, постепенно входила в сознание, овладевала им. Жизнь наша изменилась- телефон звонил редко, приглашений не следовало. Да я и не хотела никуда ходить. «Так тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим». Это из книги С.В. Гиацинтовой  «С памятью наедине».      Позже справедливость восторжествовала и Берсенев стал главным режиссером Московского ТРАМа( Театр рабочей молодежи) , впоследствии ЛЕНКОМ. Но в 1951 году Берсенев умер.  Самая важная страница жизни Софьи Владимировны  закрылась.
    И. хотите верьте- хотите нет… В Молодежном театре…силуэты…


Рецензии