Великий Новгород
На улицах я спрашивал людей, где находятся церкви и монастыри, они не знали. Не интересно им это. Спрашивали, где находится ресторан «Легенда», несколько человек не знали где это, хотя спрашивал я их в районе Ярославова дворища, а ресторан оказался совсем недалеко от него, узнали мы об этом через Яндекс.
За Ярославовом дворище находилась гостиница «Россия», в которую Марина хотела заселиться, и мы пошли туда. Перед гостиницей стояло защитное ограждение из полиэстера, там что-то строили, так что это мешало видеть реку Волхов, ограждение шло вдоль реки и гостиница была недалеко от берега реки.
Мы подошли к рецепции гостиницы. Номера были, так как был не выходной и осень с тучками. Но 45-летняя полноватая тётя со светло-желтыми волосами на рецепции не знала как нас оформлять и ждала другую девушку, которая разговаривала по телефону с клиенткой. Пока была пауза я спросил даму: из чего построено здание гостиницы? Эта тётя смотрела на меня и ничего не могла ответить несколько мгновений. Освободилась девушка и сказала, что здание гостиницы из панелей. Та, округляющаяся тётя сообщила, что она стажёр. «И что, что стажёр, - подумал я, - могла бы поинтересоваться из чего сделано здание гостиницы, она же там начинала работать, но, ей это было не интересно». Как оказалось, это было не интересно и не только стажёрке, а и девушки рецепции тоже, так как потом я спросил об этом сантехника гостиницы, и он сказал, что здание сделано из кирпича.
- А что это за АМАКS, которой принадлежит и гостиница Россия? – спросил я.
- Это компания, в которую входят несколько гостиниц, это москвичи, наш отель трёхзвездочный, - ответила девушка рецепции.
У надписи гостиницы на фасаде здания, ни на стене гостиницы на рецепции не было указано звездочек, и на сайте АМАКS тоже. Если есть звёздность отелей, она обычно указывается на стенах отелей рядом с названием.
Номер был приятный, а не как на сайте гостиницы, хорошие высокие матрацы, бежевые в тонкую вертикальную полосочку обои, всё современное. Вечером Марина попросила на рецепции девушку, чтобы принесли туалетную бумагу, её не было в номере. Но её не принесли ни в тот день, ни на следующий, когда обнаружилось, что не шампунь вложен в бокс в душе. Утром следующего дня в 8 часов заиграла спокойная музыка, похожая на ту, что звучала накануне вечером с 20 часов, я спустился к рецепции и сообщил о том, что нет бумаги девушке на рецепции. Конечно, она о просьбе туалетной бумаги не слышала, её не передали. Девушка не знала, где её взять, а охранник сходил куда-то наверх, сказав, что бумага у горничной, и вернулся с ней.
Я спросил охранника, его звали Сергей:
- А что это за музыка, включающаяся в 8 часов утра?
- Это как общий подъем, - радостно сообщил мне Сергей, - как в армии.
Вот так, нечего спать, гостиница не для отдыха.
Я спросил девушку с рецепции: а как быть с шампунем, его нет? Она сказала, что шампунь есть в душевой номера. Я сказал, что это гель какой-то и им не моют голову. Она сказала, что горничная будет только в 9 часов, а до этого мне не смогут предоставить шампунь.
- И что делать? – спросил я, так как было только 8.15.
- Можно купить в магазине, - отвечала девушка.
Оказалось, что магазин этот, «Пятёрочка», находился в самом конце улицы, и идти надо было через всю улицу. И по скидкам, я его приобрёл за 200 рублей. То есть, надо было идти за тем, что должно быть в каждом отеле.
При принятии душа оказалось, что вода не стекает по сливу, и она вся скопилась на полу душа, выложенному серой плиткой. Это, значит, что был засор слива, и никто не сообщал об этом на рецепции?
Я опять спустился к рецепции и сообщил об этом, там была ещё одна дама лет 45. Она сказала, что сообщит об этом мастеру, он подойдёт. Я её спросил: знает ли она про отсутствие шампуня и тут же спросил девушку с рецепции, которой я до этого сообщил про отсутствие шампуня: сообщила ли она горничной, что шампуня нет?
- Но Вы же пошли за шампунем, - невозмутимо сказала девушка.
- Вы видели, что я пошёл за шампунем? – спросил я.
Девушка молчала. Какие же они, девушки, беспомощные и несамостоятельные.
- Это не значит, что не надо донести шампунь в номер, - сказал я, что им говорят на инструктаже?
Вскоре в номер пришла старшая горничная с туалетной бумагой, и за ней худой сантехник, который, прямо не снимая кеды, зашел в кабинку душа, отвинтил верхнюю часть слива и стал туда лить воду из душа.
Ещё зарядка смартфона шла долго…всю ночь он не смог зарядиться полностью, слабая подача электричества. Дома в три раза быстрее заряжаются смартфоны.
Мы вышли на остановку у моста имени Александра Невского с торговой стороны, где раньше останавливались таксисты в надежде на заказ, но таксистов не было. Так ловить – никто не останавливался. Я спросил ожидающую на остановке женщину лет 56: ходит ли здесь автобус в сторону Спаса в Нередицах?
- Я слышал какой-то автобус идёт от вокзала туда? – сказал я.
- Да, раз в три дня, - с готовностью ответила тётушка с жёлтыми волосами.
- Раз в три дня? – переспросил я, мне стало весело и девушке слева на остановке тоже.
- Ой, нет, сейчас посмотрю, - женщина встала со скамейки и подошла к расписанию, - вот будет в три часа.
Автобуса надо было ждать ещё полчаса. Через 10 минут подошёл автобус №120 (не тот, что шёл к Спасу в Нередицах), останавливающийся у танка – памятника войне, а там остановилась женщина на машине, которая как раз ехала мимо Спаса в Нередицах. Церковь мы смотрели в лучах Солнца на голубом небе. Она была восстановлена после долгого ремонта. Нередицы – это, находящиеся не в ряду города. Строили её быстро.
Просто так люди в древности не строили столь величественные храмы и не ходили бы постоянно в них на службу. Храмы помогали людям как-то жить и выжить. Вера была сильна и на чем-то основана, просто так люди верить не будут. Новгородцы ставили храм, «как мера и красота скажут»
Церковь Спаса Преображения в Нередицах строила артель Корова Яковича, упоминавшегося в 1196 году, возведена по заказу князя Ярослава Владимировича за четыре месяца 1198г. Здесь был возведён монастырь, в летописях о нем упоминается с 1322 года. Монастырь пережил в 1611 году нашествие шведов, был полностью разграблен, а в 1764 году был упразднен царским указом. Это квадратный одноглавый храм, с тремя апсидами, ничем особенным не выделяющийся, с очень просто, почти без декора, оформленными фасадами, тем не менее особенно любим в оберегаем новгородцами.
Когда смотришь на храм, возникает ощущение простора — очарование вида, открывающегося с храмом. Он притягивает внимание в окружающем пространстве. Привлечь к себе внимание и расположенность храм в Нередицах сумел не только гармонией своих форм, но и благодаря своему местоположению: возвышающемуся берегу реки Малого Волховца.
В итоге получился небольшой домашний храм – четырёхстолпный одноглавый кубический с тремя апсидами, живой в окружающем пейзаже. Выполнен он в характерной для тогдашней новгородской архитектуры смешанной "византийской" кладке из известняка с прослойками из плинфы (тонкие обожжённые кирпичи) на известковом растворе с цемянкой – кирпичной крошкой. При этом архитектор Каргер отмечал кривизну линий, неровность плоскостей, скошенность углов.
Новгородские каменные храмы XII века строились с позакомарным покрытием и очень скромным фасадным декором. Это были одноглавые трёхапсидные четырёхстолпные храмы, со стенами разделенными лопатками на три прясла, которые завершались полукруглыми закомарами. Кладка храма из перемежающихся рядов известняка и плинфы (тонкие обожжённые кирпичи) на известковом растворе. В строительстве храмов использовались цемяночные растворы – это строительные известковые растворы с добавлением кирпичной крошки. В отличие от серого цвета цементных растворов цемяночные растворы имеют приятный розоватый оттенок, который делает красную кладку из керамического кирпича более нарядной и праздничной, а из силикатного истинно белой.
Новое русское художественное направление в XII веке проявилось таланом строителя в новом древнерусском стиле. Возможно, свои идеи по тому, как должен был выглядеть храм, вносил при строительстве князь Ярослав Владимирович. Это последняя церковь, построенная по княжескому заказу.
Обратно мы вышли к автобусной остановке в 15.20 и вскоре подошел автобус №170. То есть, если бы мы его остались ждать ещё на остановке у Невского моста, то ждали бы его 40 минут. Потому что он был единственный. На нём мы доехали до остановки, на которой садились у Невского моста и там прошли до остановки автобуса №1, идущего в сторону Деревяниц.
Народу в автобусе было много, я спросил у кондуктора:
- Скажете, когда будут Деревяницы, автобус же теперь туда не заезжает?
- Скажу, - сказала кондуктор, - это остановка по требованию, надо сообщить водителю.
- Это как? – полюбопытствовал я.
- Пройти к водителю и попросить остановиться, - сказала кондуктор.
Я посмотрел: пройти к водителю было нелегко, там стояли люди, в автобусе ехало много народу.
- Я буду требовать и топать ногами, - сказал я.
Мы вышли с автобуса и пошли в сторону Деревяниц. Сейчас это посёлок из частных домиков – дач, а ранее это была деревня на реке Деревянке. Там в 1335 году недалеко от реки Волхов была возведена церковь Воскресения. Из-за обветшалости на её месте в 1695 году возводится новый собор костромскими мастерами Фомы Алексеева и артелью Ярославского уезда Никиты Куприянова. Этот собор был высотной трёхъярусной постройкой. На четвериковом основании возвышались два уменьшающихся восьмерика и восьмигранный глухой барабан, увенчанный главкой. Но нам его в таком грандиозном виде не увидеть - он разрушился в 1697 году. Предположительно, причиной разрушения была сложность решения в построении храма, с которой не были знакомы костромские и ярославские мастера, создающие его.
Теми же двумя артелями с апреля 1698 года по сентябрь 1699 года на месте рухнувшего возводился новый собор сохранившийся до ХХI века. К 1700 году был построен из кирпича пятиглавый двухстолпный собор во имя Воскресения Христова Деревяницкого мужского монастыря - красивейший пяти купольный собор с маковками из деревянных лемехов, которые простояли до 90-х годов ХХ века. Когда на него смотришь, он вызывает необычные приятные чувства. Редкие храмы вызывают хоть какие-то чувства особенно после ХХVII века. До 1875 года это был мужской монастырь, а после – женский. В 1653 году в вотчинах Деревяницкого монастыря числилось 167 крестьянских дворов.
Собор во имя Воскресения Христова уже не украшают сейчас, в ХХI веке, две маковки из лемеха центрального и правого куполов, левая маковка с покосившимся вправо крестом, а дальний правый купол обрушился совсем. Внутри собор в трещинах по стенам, не отштукатурен, при советской власти там был склад, я туда заходил тогда, видел это. Такой красивый храм, принадлежит Росимуществу.
В «Новгородских ведомостях» сообщается, что планируется мэром Великого Новгорода в 2022 году реставрировать церковь Петра и Павла на Синичной горе, на это планируется выделить 16,2 миллиона рублей. Я там был несколько лет назад, церковь в печальном состоянии и называется она «церковь Петра и Павла на Сильнище» 1185-1192 годов. Это действительно «Сильнище», то есть там есть сила, когда мы туда зашли, мы это ощутили. А когда дойдёт очередь до восстановления Воскресенского собора в Деревяницах?
Почему Новгород называли «Господин Великий Новгород»? Ранее земли Новгорода были от Балтики до Урала, от Белого студёного моря до южной части Западной Двины. Наибольшего расцвета достиг Новгород в ХII -ХIII веках. Это была Новгородская республика - русское государство, управляемое вечем, там сходились граждане решать свои вопросы. В этот период славяне, жители Новгородских земель, назвали свое государство "господином", оно для них имел значение. Вместо туризма развивалась торговля с южными и западными странами. Нельзя же назвать первыми туристами скитников и купцов.
Современных людей не только в Новгороде, но и в других районах Руси мало интересует история, и не восхищают древние храмы. Тех людей, что я спрашивал в Новгороде и в других местах, не знают ни где расположены те или иные церкви, ни для чего они нужны. Новгород уменьшился до Новгородской области и мало кто настроен видеть его величие, раз не хотят восстановить вызывающие восхищение храмы.
Храмы, их архитектура, проявленный талант их создателей, тех, кто их расписывал, тем влияли на людей, а что сейчас на людей влияет? Деньги? Влияет, о них люди думают и думают, но и тогда, в ХI веке про них думали, но занимали место в мыслях и чувствах храмы. Люди, которых я видел в городе, как бы изолированы, они не чувствуют связь с постройками города, они идут за продуктами, на работу, пытаются увлечься концертами, диско, они вне истории, она их не увлекает.
Человека лучше не узнавать, как готовятся продукты – тоже, ну и про церкви, как удалось такие гармоничные создать – тоже не узнаешь, ведь такие теперь не создают.
Свидетельство о публикации №222092001138