Ч. 19 Прекрасный замысел и горькая реальность

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/09/20/497

С 29 декабря по 13 мая  на Керченский полуостров корабли Черноморского флота и Азовской флотилии перебросили  в порты Камыш-Бурун и Керчь свыше 200 тысяч человек, 1596 орудий, 629 танков, 8126 автомашин, тракторов и прицепов.

В Феодосии высадили 236-ю стрелковую и 63-ю горнострелковую дивизии.

Замысел Керченско-Феодосийской десантной операции был великолепный: внезапно и стремительно высадить ночью десанты с трёх направлений: феодосийского, керченского и со стороны Азовского моря.

Десанты из Феодосии и в районе Арбатской стрелки должны были стремительно двигаться  навстречу друг другу, пересечь Ак-Монайский перешеек и взять в котёл группировку немцев на Керченском полуострове, а затем её уничтожить.

Но началось всё с изменения сроков операции, её провели в два этапа: 26 декабря - высадка десантов на северное и восточное побережье Керченского полуострова, а 29 декабря – в Феодосии. На Арбатскую стрелку вообще не высадили десант.

Командование фронта и Черноморского флота не обеспечили надёжной авиационной поддержки.

Основные потери кораблей и десантников были от атак немецкой авиации.
Много людей утонуло в ледяной воде или погибло от переохлаждения. К слову сказать, союзники и немцы очень серьёзно относились к своим метеослужбам и при планировании операций учитывали сводки метеорологов.

За время войны было сделано свыше ста морских десантов. К сожалению, выводы появились лишь спустя много лет после войны, уже при главкоме Горшкове. Только после войны стали строить десантные корабли, а тогда, в 1941 году, десантники шли на 176 байдах, 58 баркасах, 17 дубках, 64 рыбачьих лодках разного размера.

Многие самоходные суда рыболовецкого флота и пароходств, привлечённые для доставки десанта, развивали скорость около трёх узлов, попросту говоря, скорость пешехода. Добиться внезапности при высадке десанта на этой армаде было невозможно.

Понятно, что плавание на таких посудинах зависело от погоды, силы ветра и волнения моря. Точных прогнозов погоды у побережья Керченского полуострова флот не имел. Военно-морской отдел Главного гидрометеорологического управления Красной Армии располагался в Куйбышеве.

Войска и техника, предназначенные в десант, перемещались по дорогам, раскисшим от грязи, застревая в ней на много часов.

Скрыть от вражеской авиаразведки их передвижение было невозможно. Как писал военно-морской историк Михаил Сергеевич Монаков, «фронтовая авиация состояла в основном из машин устаревших  типов с низкими скоростными характеристиками и слабым вооружением.

Скоростных истребителей и бомбардировщиков, способных на равных сражаться в воздухе с самолётами противника, имелось не более 15%, при этом в большинстве случаев они базировались на тыловых аэродромах».

При этом передовые аэродромы не были готовы к приёму большого числа самолётов. Командующий 51-й армией генерал-лейтенант Львов несколько раз менял пункты высадки десантов и число десантников, то увеличивая, то сокращая их число. Это добавляло путаницы и неразберихи.

Ночное учение с 8 на 9 декабря 1941 года, которое провёл с 398-й стрелковой дивизией контр-адмирал Горшков, показало, что эти люди не способны выполнить боевую задачу.

Личный состав дивизии состоял из необученных запасников 2-й очереди: армян, грузин, азербайджанцев, которые не понимали друг друга и не знали русского языка.
Они отказывались выходить из десантных судов, и командиры вытаскивали их на берег.

Многие заявляли, что они страдают водобоязнью. К тому же, они было плохо вооружены: на батальон три пулемёта «максим» и ни одного миномёта.

По требованию Горшкова дивизию заменили на 224-ю однородного национального состава, но обучать её было уже некогда. Хотя эта дивизия имела боевой опыт, но в десантах никогда не участвовала.

Когда начали 25 декабря посадку десанта, погода резко ухудшилась. Горшков связался с командующим армией и сказал, что по погодным условиям высадку десанта необходимо перенести. В ответ услышал мат.

В своих воспоминаниях он об этом написал очень корректно. Потом за тот звонок командующему армией он едва не поплатился. Но об этом позже.

Люди отправлялись в утлых судёнышках в пургу и шторм на бессмысленную и страшную гибель. В своих воспоминаниях Сергей Георгиевич писал: «Северный ветер взбудоражил мелкое Азовское море, волны захлёстывали остатки дошедших до цели шлюпок и других высадочных средств.

Низкая температура, штормовой ветер действовали угнетающе на личный состав десантируемых частей. Кроме того, они приводили к обледенению корпусов и механизмов кораблей, а на тральщиках – к обледенению и выходу из строя пушек….корабли и суда преодолевали лёд, некоторые из них приходилось спасать из ледяного плена с помощью ледокола».

На земснаряде, о котором написано в предыдущей главе, находилось 450 человек. Он затонул в результате  попадания бомбы. Погибли вместе с земснарядом, утонули 450 человек. Плавать в зимней одежде в ледяной воде могли немногие.

При потоплении баржи №59 погибли около 400 человек. Перечислять можно долго. Потери только Азовской флотилии составили 1906 человек.

На улицах Керчи и Феодосии ещё шли бои, а начальники поторопились отрапортовать об успехе, и в печати уже было опубликовано поздравление Сталина командующим армиями и Черноморским флотом с освобождением этих городов.

В это время прокуратура Черноморского флота искала признаки воинского преступления в действиях контр-адмиралов Горшкова и Фролова. На Горшкова написал донос особист, сержант госбезопасности (звание соответствовало лейтенанту РККА) Силенко о том, что контр-адмирал якобы выражал сомнение в операции.

В результате проведённого следствия прокуратура никаких доказательств не обнаружила,  посчитала, что можно к судебной ответственности не привлекать, но предложила наложить на обоих адмиралов строгое дисциплинарное взыскание. Видимо, показать, что следователи не зря трудились.

По просьбе командира высадки капитана 1 ранга Басистого крейсер «Красный Кавказ» доставил в Феодосию 224-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион. Разгрузка крейсера в Феодосии затянулась до восхода солнца.

Появились вражеские самолёты. От близких разрывов бомб крейсер получил три пробоины ниже ватерлинии, были повреждены рули, оторваны правый гребной винт и кронштейн гребного вала левого борта, выведена из строя башенная установка 180-мм орудия и большая часть зенитной артиллерии.

Кормовые отсеки оказались затопленными. Крейсер своим ходом дошёл до Туапсе, но надолго встал на ремонт.

Командующий фронтом генерал-лейтенант Козлов потребовал новых десантов с целью отвлечения сил противника. Тактические десанты высадили в Евпатории и в районе Судака, но о них в следующей главе.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/24/886


Рецензии
Война всегда это Спешка которая приводит к дополнительным потерям а что касаемо действий Кремля то это и сегодня видит весь Мир Победа любой ценой даже если надо уничтожить все мужское население только когда в 41г Защищали НЕ только свои Кремлевские интересы но и Земли Отчизны то сегодня в 22г Только Интересы и ЗАХВАТ территорий!!!!
Спасибо за Ваши труды!!!! с Уважением

Максимушка   25.09.2022 15:00     Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Вашими мыслями, Максимушка.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.09.2022 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.