К вопросу об идеалах социалистической демократии

    Идеологи социалистической демократии убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы социально-экономических взаимоотношений граждан страны! Что в таком обществе каждый должен иметь право трудиться на благо общества для того, чтобы иметь от общества все необходимые социальные блага по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества, а не только по неизвестно как добытым деньгам!  А также получать образование и необходимую медицинскую помощь, что в социально справедливом обществе должно быть гарантировано всем честно и добросовестно трудящимся на благо общества гражданам страны и их семьям!

    В социальных демократических государствах уровень развития социальных гарантий будет зависеть от сплочённости наёмных трудящихся масс в свою политическую партию и от условий достижения победы в парламентской борьбе такой партии! А также от уровня разработанности программы партии, от уровня развития экономики страны и от богатства её природных ресурсов.

    Демократический социализм, на основе которого развиваются все социальные  институты государств принявших эту доктрину, определяется политической философией народа страны, которая поддерживает все основы демократии в социально-экономических взаимоотношениях в стране!   Особый упор делается на те принципы демократии, которую поддерживают трудящиеся массы страны с развитием самоуправления на муниципальной основе при единстве конституционных законов на всей её территории.

     Вся совокупность социалистических течений характеризуются убеждением народа в том, что построение социалистического общества, в котором существует максимально возможное равенство прав граждан перед законом, где царят нормы социальной справедливости на основе гуманизма и свободы от любого угнетения и совместимо с уважением демократических принципов.

    Сторонники этой идеологии считают, что общественный и государственный контроль над распределением всех производимых средств для жизни должен производиться на основе двойственности равенства для всех рабочего времени!  Чтобы относительное равное количество честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья на благо общества, определяло и относительно равное количество производимых базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!

     Чтоб благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего общественно полезного труда!  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всех честных и добросовестных граждан страны! При стремлении к всеобщей занятости трудоспособного населения в труде на благо общества, чтобы при такой смешанной бестоварной и рыночной  экономике каждый мог иметь все необходимые блага для своей жизни по труду!

     Социалисты от демократии называют большевистскую трактовку социализма в России и в некоторых других странах недемократичной и полностью её отвергают. В отличие от большевиков-ленинцев, демократические социалисты не рассматривают коммунизм как конечный идеал и включая в понятие демократии концепции политического плюрализма вовсе не интерпретируют её как диктатуру пролетариата. Учитывая всё это многие современные социалистические и демократические партии трудящихся находят общие точки соприкосновения с коммунистами-марксистами и объединяются с ними (например, французский Левый фронт).

     Как и социал-демократы, демократические социалисты выступают за эгалитаризм, но в отличие от первых сторонники демократического социализма выступают за возможность замены монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по труду!  Такая форма развития общественной собственности на производимые в обществе и необходимые каждому средства для жизни уже имеют место в странах Скандинавии.

     Выступают они в защиту и увеличение государственного сектора в экономике и государственных форм для более полного обеспечения трудящегося населения всем необходимым по вопросам здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства в виде развития таких средств коммуникации, как энергия, водопровод и санитарная канализации, а также средства связи, информации и транспорта.

     Но некоторые социал-демократические партии продолжают называть себя демократическими социалистами, при этом не отказываясь от смешанной бестоварно-рыночной экономики.  Яркий пример — Лейбористская партия Британии, которая официально объявляет себя социалистической на демократической основе, но на деле ставшая социал-демократической, открыто поддерживает частный бизнес, но на основе развития законодательства о социальных гарантиях по труду, а не только по неизвестно как добытым деньгам!


     Многие ранние варианты социализма, в особенности проистекающие от санкюлотов времён Великой французской революции, естественным образом несли в себе черты демократии: всеобщее избирательное право и равенство прав человека перед мудростью закона. Эти черты присутствуют и у якобинца Гракха Бабёфа, и в революционном гуманизме Бланки, и в утопическом социализме Оуэна, и в коммунистическом обществе Маркса с его фазами развития.


     Основоположником идеи о первой фазе коммунистического общества, в виде общества социалистического, является именно Карл Маркс.  Именно он аргументированно доказал его осуществление в будущем через демократические права и свободы, которые будут по-настоящему доступны наёмным трудящимся только в том случае, если все производимые ими средства для жизни будут принадлежать им по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации труда!  В связи с этим Маркс считал необходимым упразднить отчуждение результатов труда от их производителей через государственные законы о социальных гарантиях трудящихся по труду и заслугам перед обществом!

     К концу XIX века социал-демократы вошли в правительство многих европейских стран, что привело к расколу среди коммунистов, значительная часть которых начала склоняться в пользу демократической,  партийно-парламентарной борьбы вместо насильственного, вооружённого восстания, к чему позже пришли и сами Маркс с Энгельсом.

     В 1884 г. в Лондоне было основано «фабианское общество», которое призывало к постепенному изменению политики Великобритании в сторону контроля над свободной торговлей и к протекционизму для защиты от капиталистической конкуренции, от анархии рынка и власти денег, что лишь разжигает среди людей жажду наживы.

     Члены этого общества также считают необходимой национализацию земли, полагая, что землевладельцы собирают с неё ренту незаслуженно и эта идея, во многом заимствованная у американского экономиста и социалиста Генри Джорджа. Среди видных членов общества были экономисты Сидней и Беатриса Вебб, Джон Мейнард Кейнс, философ Бертран Рассел, писатель Бернард Шоу и др.

     В России после революции 1905 г., когда меньшевики выступили против идей диктатуры пролетариата и руководящей роли коммунистической партии с поддержкой буржуазной либерал-демократии с намерением принять участие в работе её правительства. Лидер же большевиков Ленин отмечал их безусловную приверженность демократическому централизму. После Октябрьской революции 1917 г. социал-демократы осудили большевизм за искажение её эгалитарных, демократических и социалистических идеалов и практическую реализацию авторитарного режима, в котором все средства производства и вся производимая продукция находились под контролем никому не подотчётной партийной элиты. Именно большевистская элита всем распоряжалась по своему усмотрению без каких-либо законных и справедливых норм для трудящихся от количества и квалификации труда, что и привело к упадку ленинского большевизма как в России, так и во всём мире


     Дальнейшая история социалистического движения на демократической основе состояла преимущественно в борьбе с ортодоксальным «марксизмом» от российского большевизма. В 1920—1940 гг. одним из самых ярких движений был австромарксизм. Особенность австромарксизма состояла в том, что они рассматривали нацию вне территориального контекста, как объединение людей, разделяющих общую культуру и язык. Другим движением были гильдейские социалисты, которые полагали, что рабочие могут контролировать промышленность с помощью сети гильдий — торговых организаций, представляющих интересы трудящихся масс. Предполагалось, что гильдии будут способны не только бороться за социальные права трудящихся, но и заполучить контроль над промышленностью.

     На протяжении послевоенной половины XX века в некоторых странах Западной Европы часто приходили к власти левые (в том числе и демократические социалисты). Например, в Великобритании лейбористы во главе с Клементом Эттли победили на выборах 1945 года (обогнав своих соперников консерваторов во главе с Черчиллем), которые национализировали телекоммуникации, Банк Англии, британские железные дороги, угледобывающую, сталелитейную промышленность и электроэнергетику и на практике реализовали социальное государство. При том правительстве доля общественной собственности в британской экономике превысила 20 процентов. Свой успех на выборах лейбористы повторили в 1964, 1966 и два раза в 1974 году.

     В 1951 году был восстановлен Социалистический интернационал, который объединил все демократические партии с уклоном к социализму. В 1981 году французские социалисты победили как на президентских, так и на парламентских выборах. Пришедшее к власти демократическое правительство на социалистической основе национализировало крупнейшие предприятия и крупные банки, а также повысили минимальный размер оплаты труда и отменили смертную казнь.


      По разным причинам, большинство состоящих в Социнтерне европейских социалистических партий с демократическими принципами приняли рыночную экономику и отказались от ортодоксального большевистского «марксизма».  Таким образом, прогрессировав в сторону социал-демократии и социал-либерализма (Социал-демократическая партия Германии в 1959 году, Испанская социалистическая рабочая партия в 1979, британская Лейбористская партия в начале 1990-х, французская Соцпартия во главе с открытым социал-демократом Лионелем Жоспеном в конце 1990-х).

      Отказ Социнтерна и партий в нём состоящих от демократического социализма в пользу социал-демократии привело к появлению новых демократических социалистических партий, выступающих за смешанную экономику с законными социальными гарантиями и рынком на производимое сверх законных норм (немецкие «Левые», греческая Коалиция радикальных левых, исландское Лево-зелёное движение). Это могут быть партии лево социалистические от партий Социнтерна (французская Левая партия), антикапиталистическими коалициями коммунистических (включая троцкистские и маоистские) партии (греческая СИРИЗА, датская Красно-зелёная коалиция) либо бывшими компартиями (шведская Левая партия).

      Первыми демократические социалистические партии, альтернативные существующим социал-демократическим, появились в скандинавских странах — Социалистическая народная партия в Дании (1959) и Социалистическая левая партия в Норвегии (1975). Результаты последних выборов показывают, что популярность подобных движений растёт: немецкие «Левые», выступающие за демократический социализм и против капитализма, на парламентских выборах 2009 года получили около 11 процентов голосов и 76 мест в Бундестаге (реализовав лучший результат за свою историю), в то время как левоцентристская Социал-демократическая партия реализовала худший результат за свою послевоенную историю;

      Во Франции демократический социалист Жан-Люк Меланшон (основатель Левый партии поддержанный французскими коммунистами) на президентских выборах 2012 года набрал 11,1 % голосов (что примерно в 6 раз больше, чем результат кандидата-коммуниста на прошлых выборах) и, согласно опросам, 16 % голосов среди молодёжи; в Греции Коалиция радикальных левых получила 16,78 % голосов на майских выборах в парламент 2012 года, впервые обогнав до этого правящий ПАСОК (состоящий в Социнтерне), а на следующих выборах в июне 2013 года улучшила свой результат 26,89% голосов.

     Некоторые скандинавские социалистические партии с парламентарно-демократической основой на данный момент участвуют в правительственных коалициях (финляндский Левый союз, норвежская Социалистическая левая партия, исландское Лево-зелёное движение в 2009—2013 годах). Также примечательна популярность идей демократического социализма в странах Южной Америки. Так, в Венесуэле президентом с 1999 года до 2013 года являлся Уго Чавес (последний раз переизбран в октябре 2012), который, считая себя последователем противника либеральной демократии и социал-демократии Льва Троцкого, выступал за «демократический социализм XXI века» и V Интернационал троцкистских партий по типу собственной.

     В начале XX века в России на позициях демократического социализма стояли две партии: меньшевики и эсеры. Эсеры выступали против частной собственности на землю и призывали к её социализации, в результате которой частные и государственные земельные владения были бы законодательно переданы в собственность общин с последующим распределением по едокам и по заслугам перед обществом. Поддерживая идею социалистической революции, эсеры являлись противниками какой-либо диктатуры. Революцию эсеры предполагали осуществить с опорой на крестьянство и на набирающих силу рабочих.

     В годы Советской власти демократический социализм пользовался популярностью среди оппозиции. Так, в своём «Проекте Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» академик А. Д. Сахаров отобразил принципы государства с широкими демократическими правами и смешанной планово-рыночной экономикой, в которой предприниматели несут материальную ответственность за социальные последствия своей деятельности.

     На сегодняшний день многие положения демократического социализма имеют в России широкую поддержку. Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ в феврале 2006 г., 46,7 % населения высказалось за воссоздание сильного и социально ориентированного, но при этом демократического, государства. Однако данная идеология почти не ассоциируется с существующими социалистическими или социал-демократическими партиями, которые поддержало всего 4% опрошенных.

     Разногласия между социал-либералами и социал-демократами иногда малозначительны, а коммунитаризм Бердяева при развитии Макинтайром относится критически к общественной собственности на средства производства, поддерживая рыночную экономику. Однако при этом по многим пунктам солидарен с демократическим социализмом в плане требования социальной ответственности со стороны частных предпринимателей, стремления к обществу с сильными общественными организациями на местном уровне при внедрения элементов либеральной демократии.

     Критика неолибералов по отношению к демократическому социализму совпадает с их критикой по отношению к социализму в целом, но перераспределение капитала и ресурсов при расширении прав и свобод трудящихся показывает, что смешанная экономика всё-таки более эффективна для трудящегося населения, но не для предпринимателей, в силу более слабых стимулов к увеличению прибыли и их обогащения.  Если планирование экономики при сбалансированности спроса и предложения удовлетворяет всё возрастающие потребности трудящихся по заслугам перед обществом независимо от собственности средств производства, то что ещё нужно для развития в обществе социальной справедливости, гуманизма и равноправия, то есть социалистических принципов?


     О социальных гарантиях в Германии -

     http://proza.ru/2020/08/06/1193


Рецензии