Зачем теперь жить?

(Для друзей рассказ со страницы моего Консалтингового центра - "Точка опоры" (https://vk.com/tochkaopora22) - к теме "Культурный шок. Лица и страны как зеркало нас самих")


                Зачем теперь жить?

Что ни говори, но при всей критике западного индивидуализма всё зависит от того, с кем нас сравнивать. Когда на учебу в наш университет прибыла первая группа студентов-пуштунов из Афганистана, не ребят по коммерческому набору, эти были почти как европейцы, а те, кто имел боевые заслуги и ранения, кого направили к нам в виде поощрения, то это была впечатляющая картина.

Хмурые, поглядывающие на всех исподлобья довольно взрослые парни, одетые в некомфортную смешанную национальную и европейскую одежду, выглядели особенно экзотично ещё и из-за того, что почти все были в сандалиях несмотря на прохладную погоду. Это уже потом я узнал, что обувь для них была довольно чуждым элементом гардероба. Но сейчас не об этом.

Самым замечательным было то, что в этой группе были и девушки. И если парни были примерно одного типа поведения, то девушки отличались от них противоположностью крайностей. От абсолютной замкнутости и стеснительности, до жизнерадостных всегда оптимистичных вожаков. Здесь я, честно говоря, слегка преувеличил, поскольку такой была только одна. Звали её Шарифа. Просто своей искрометной улыбкой и активностью она затмевала всех. Причем делала это так, что её беспрекословно слушались и её диковатого вида соплеменники.

Прошло года полтора, пуштуны наши немножко подобрели и стали более общительными, не менялась только Шарифа. Как стало мне известно авторитет её определялся не просто жизнерадостным характером, а её заслугами в ходе боевых действий против душманов (бандитов) в Афганистане. Такими же активными сторонниками новой просоветской власти были и члены её семьи – отец и два брата. На момент её приезда отец и старший из братьев погибли, мать умерла не перенеся горя, но продолжал воевать её младший брат.

Всё шло своим чередом – учеба, общественная жизнь с её участием – и вдруг… Попытка суицида. У кого?! У Шарифы! Когда новость эта дошла до меня, то я не мог поверить в случившееся. Вечером, когда её привезли из скорой помощи обратно в общежитие, мы встретились у неё в комнате. Любые попытки как-то разговорить её повисали в воздухе. Она сидела с отрешенным видом, глядя куда-то, где места мне не было. А потом вдруг тихо и горько заплакала. И этот сдержанный её плачь был страшнее любого громкого рыдания, столько в нём было отчаянной боли и безысходности…

Оказывается, накануне ей пришла весть, что там, на родине, погиб и любимый младший брат. Его смерть обрушила весь её мир. Это мы, в силу своей истории, привыкли считать, что служение стране, родине важно и возможно само по себе. А она… Шарифа была человеком другой культуры, где понятия семьи, дома, рода имеет столь большое значение, что выше этого ничего нет. Она готова была воевать и даже умереть сама ради будущего Афганистана, но такого, где хотя бы её младший брат мог создать семью, иметь детей, продолжить род их отца. А теперь, теперь всё рухнуло в тьму и всякое светлое будущее, а заодно и жертвы их семьи, стали для неё бессмысленными.

Это сегодня я понимаю, что и почему она тогда пережила. А в тот поздний вечер, когда в её глазах стоял немой вопрос – «Зачем теперь жить?» - я оказался в тупике. Чуть позже она отчислилась из университета и уехала в Афганистан. По ней, по её суровой решимости, я догадывался, что уезжала она туда не ради мирной жизни, а для того, чтобы как можно скорее присоединиться к своей семье, обретя путь к ним ТУДА в бою или на специальном задании…


Рецензии