Кошка на крыше


рассказ

Кошка на крыше - это тревожное событие.
Один мой знакомый, проживший много лет в своем доме и не желавший заводить в городской квартире домашних животных, говорил жене, мечтавшей о питомцах: «Кошка должна быть на крыше, собака в будке во дворе».  В итоге жена уговорила его на попугайчика, которого та как только не наряжала.  И вот это народное высказывание, что кошка  должна быть на крыше, меня задело еще тогда, хотя по жизни я находил этому подтверждение.
 Меня всегда удивляло тяготение кошек любыми способами попасть на крышу. Или куда-нибудь залезть, на высокое дерево и  при полной беспомощности начать орать. Точно так поступает и человек, когда боится,  не может преодолеть свалившиеся на него испытания. У наших знакомых кошка упала с девятого этажа и сломала ножку. У других наших знакомых кошка упала с пятого этажа и тоже с последствиями, хотя  дожила до старости и  до сих пор живет. Плохо видит, плохо слышит, высохла так, что напоминает старый облезлый коврик, но живет. Когда за кошками есть уход, они могут прожить долго.
У нас с женой две кошки, Нора и Муся. Им повезло. За ними есть уход. Они живут в семье под присмотром. Их возят время от времени к врачам. Они кушают хороший корм. Их гладят, ласкают, дают вкусняшки. В то же время около нашего дома живут другие кошки. Им не нужно, чтобы их гладили, ласкали. Он живут своей диковатой дворовой  жизнью. Хорошо, если есть, кому приносить им еду и оказывать знаки внимания. Одна женщина их подкармливает, так они ее признают. А так живут своей отдельной жизнью: ловят птичек, ходят по машинам, сидят на капотах и греются. Они с дворниками хозяева двора. Людей близко к себе не подпускают и считают их инороднымиуществами . На «кыс-кыс» вообще не реагируют. Если им что-то принести или протянуть руку, чтобы погладить, так они хвост трубой и мигом вскачь подальше от того, кто посягнул на их свободу.
У наших домашних кошек есть трехкомнатная квартира, машина и дача. В квартире у них есть своя комната, в которой они терпят хозяев. Машина их возит на дачу, что для них не слишком приятно. А что хорошего сидеть в клетке и ждать, когда тебя выпустят на природу. И черт его знает, чего после клетки с тобой могут сделать. И еще у наших кошек есть дача, куда их возят хозяева в угоду себе же. Там у них начинается вольготная жизнь. Они ловят птичек, мышек и кротов. Когда они заняты охотой, все остальное для них перестает существовать. Они знают, что от злых собак и дерзких настойчивых котов, которым от кошек все время чего-то надо, они могут спрятаться под машиной, куда те не сунутся или в доме, куда тем вход воспрещен. Когда хозяева уходят из дома в лес за грибами или  на озеро купаться, им становится скучно, и они усаживаются около калитки их ждать. В молодые и бойкие годы они ходили с хозяевами за грибами и сидели в траве, поджидая, когда те под елкой сорвут гриб, а потом подскоками следовали за ними, переходили по упавшим деревьям ручьи, овраги. И на озеро они с ними ходили, сопровождая купаться. Сначала прямо на мостки заходили, а потом поджидая на подходе в кустах около озера. Наши кошки боятся воды. И когда хозяева уж слишком закупаются, начинали орать, призывая их вернуться.  Кошки - свободолюбивые животные. И все равно очень привязаны к хозяевам.  С их же рук кормятся и уход принимают. Когда мы их оставляем на даче одних и уезжаем с ночевкой в город, они, бывает, подождут-подождут и выходят нас искать.  Мы едем на машине на дачу, а они бегают по проселкам,  нас ищут. Нора самая предприимчивая, а Муся ловкая и сама себе на уме. Нора, если есть захочет, а нас дома  нет, она найдет большой пакет из-под корма, где бы он ни лежал, расцарапает до съедобных шариков и тут пир горой начинается.
На даче наши кошки знают границы своей территории. Они уже все углы обследовали и знают, где им лучше полежать на солнышке или в теньке. Один раз мы их нашли в зарослях дикого винограда, который оплел арку у дома. Они пробрались в самую гущу и залегли в теньке, не откликаясь. Обнаружили их случайно. Они лежали на арке под ветками - и как только туда пробрались.  Увидели их снизу. Лежат, распластались на решетке арки. За пределами участка они тоже бегали, но им там не нравится, ввиду разных неожиданных приключений, на которые они уже не способны.
На даче в нашу комнату с балконом мы с женой стараемся их не пускать. Они часто идут на балкон, ложатся на доски и лежат в полном довольстве. Если бы они делали только это, мы бы не препятствовали их передвижениям и лежке на балконе. Но они обязательно начинают вытворять непотребное, странное и рискованное. Одна запрыгнет на перила, вторая запрыгнет и начинают ходить по ним, как цирковые артисты на представлении. А потом еще  сдвинутся на угол балкона и с угла запрыгнут дальше, на крышу, исчезая из вида. Когда они ходят по перилам, у меня дух захватывает.  Хочется их поймать и на пол опустить. Но тем этого не нужно, и они от моих рук увиливают, не желая прекращать свои инициативы. Тогда приходится бежать в эркер, где окна выходят на крышу и где низкий барьер для выходя на крышу или через весь дом в дальнюю  комнату, откуда заманивать кошек в то окно, которое тоже выходит на крышу. А им это неинтересно, и они от этого окна уходят к другому.  И по тому, как они ходят, можно предположить, что они думают обо мне так:  «Чего этот чудак так всполошился, чего он бегает от одного окна к другому».  Наконец, кошек изловишь и уже думаешь, как бы их на крышу больше не выпустить. Потому что лишние эмоции на грани нервного срыва в состоянии  стресса никому не нужны. Ведь  кошки любят не только к хозяину ластиться, но  и вогнать того в состояние стресса неожиданным фортелем, спрячутся от него так, что найти нельзя.
Недавно мы сделали ремонт дому, поменяли крышу из ондулина  на металлопласт. И ограду балкона деревянную с балясинами заменили на блестящие гнутые оцинкованные трубы. В эркере с новых окон во время жары сняли сетки, чтобы ветерок живее по коридорам и комнатам проносился. И вдруг в какой-то момент я увидел, как Нора через новое пластиковое окно в эркере вышла на крышу для прогулки. Каким-то образом она с одной стороны крыши перешла на другую сторону, пошла  от эркера и ходит по ней, издавая  звуки, которые появляются от прогиба металлической крыши в отдельных местах. Я выглянул в окно и обомлел.  Вижу, как эта толстобрюхая кошка наступает на металл и оскальзывается. Железо скользкое, не то, что ондулин, за который можно ухватиться когтями и задержать сползание. Вижу, идет кошка, оскальзывается и последнее можно означать только одно.  У меня аж сердце екнуло. Я ее начал подзывать, чтобы снять с крыши.  Но она оглянулась беззаботно и пошла дальше, чтобы скрыться за углом. Подошла к углу и остановилась на ребрышке. Постояла и пошла в сторону края крыши. Идет и оскальзывается, того и гляди вниз съедет. Я стал громче, настойчивее  ее звать. Она снова оскользнулась, неожиданно одумалась и ко мне пошла. Я ее у окна взял за шкирку, снял с крыши и спустил на пол, понимая, что избежал чего-то страшного.
На другой день снова жара. Я с утра открыл окно в эркере, пока кошки на улице гуляют, и пошел себе и жене завтрак готовить. Стою у плиты, готовлю яичницу с кабачками и вдруг  слышу страшный шум, грохот, стук. Не понимаю, где и что происходит, как будто что-то с дребезжащим звуком  падает, катится и снова падает. Выбегаю на веранду второго этажа  и вижу жуткую картину.  С крыши, зацепившись за водосточный слив, спустив две ноги вниз висит Муся и пытается подтянуться и залезть  на крышу, с которой только что сорвалась. Она делает еще  одну попытку, повисает и издает невероятный, дикий крик. Такой крик я никогда прежде не слышал. Это крик включал в себя прощание с жизнью, предсмертный вопль и панику. В нем сплелись сразу страх гибели  и отчаяние.
Муся у нас всегда была самая непослушная и все делала по-своему.  Если что-то сделает Нора, то сразу понятно, кто это сделал. Обычно это похоже на проделки смышленого шалуна. А если сделает  Муся, то обычно это выглядит, как нечто  непотребное, запретное, некрасивое. Например, нагадит около туалета, показывая таким образом, что туалет пора заменить. Нора без претензий и в не слишком чистый сходить может. Муси же нужен только чистый туалет.  Поймать Мусю, что она делает что-то непотребное нельзя. Очень осторожная кошка. Сделает и деру дает и потом ведет себя с чувством абсолютного превосходства и  непреложной правоты. Мол, я сделала, что мне нужно было, и вы делайте выводы. Обычно обе кошки голодными встречают меня в коридоре у двери, когда я возвращаюсь с работы. Сидят  и ждут.  Но, если жена пришла раньше и покормила их, то они не двинутся с места, будут издалека, из дальнего угла примыкающей к коридору комнаты  с ленцой  рассматривать, кто там еще пришел. Причем, если Нору позвать, то она подойдет. А Муся будет сидеть  и смотреть с некоторым удивлением и пренебрежением: «Кто это там пришел? Ты, вообще, кто такой? Чего тебе нужно? Я тебя не знаю и знать не хочу». И все-таки Муся наша кошка, потому что умеет со мной говорить. Если к ней подойти, позвать, стоя около нее: «Муся». Она почти всегда ответит: «Мяу» - « Я здесь, что нужно?» Муся у нас самая  потаенная и от нее всегда не знаешь, чего ждать. Она часто находила самое лучшее место для отдыха и потом его в стычках не уступала Норе.  И в этот раз я так и не понял, когда она пробралась в дом и когда вышла на крышу.
В тот момент, когда Муся, повиснув на водосточном сливе, заорала так, что все поджилки мои напряглись до состояния разрыва, я понял, что не успею залезть на перила веранды и снять ее с желоба рукой. Скорее всего, я даже не смогу дотянуться до нее из-за широкой ветреницы, вдоль которой тянулся слив. Не долго думая, в панике я метнулся обратно на кухню, схватил швабру, стоявшую у  холодильника, и с ней устремился к кошке.  Я протянул швабру к кошке и щетиной надавил ей на подхвостье. Она, опершись о швабру, забралась на слив и замерла. Я не чувствовал, что она упирается хвостом в швабру. И мне показалось, что теперь следует бежать и хватать ее на крыше со стороны окна. Я едва убрал швабру, чтобы бежать на третий этаж, как Муся снова повисла на трубе уже беззвучно, по-видимому, у нее не осталось сил, и в следующее мгновение мягким пушистым мешком упала с крыши вниз. За ней следом полетело мое сердце. Она шмякнулась у дома на дорожку, приземлившись на четыре лапы и живот. Несколько секунд она находилась в положении приземлившегося существа и потом странно и потерянно пошла за угол дома. Я побежал к жене сказать, что Муся упала с крыши. Кошки для нее в жизни являлись чем-то важным. Она сразу всполошилась и побежала во двор. Муси нигде не было. Я побежал в одну сторону, в другую. Метнулся к другому, противоположному,  входу в дом и увидел, что Муся сидит на крыльце.  Она сидела на хвосте и смотрела на меня  странными глазами существа, которое испытало в жизни что-то новое. Я подозвал ее, взял на руки. Она смотрела на все так, как будто только что родилась. С кошкой я побежал  обрадовать жену. Несколько дней мы наблюдали за Мусей. Она выглядела потрясенной, но все делала, как прежде.  Наблюдая за ней, мне  показалось, что обычного вольнодумства в ней поубавилось.  В тот же день на  все окна, которые мы в жару открываем, я поставил сетчатые вставки. Постепенно наша кошка пришла в норму.
Каждый раз, вспоминая о том случае, ко мне возвращается тихая паническая трясучка. Я представляю, как Муся падает, разбивается, вижу панику жены и случившееся горе.
К животным привыкаешь так же, как к знакомым, друзьям, близким  родственникам.  За них переживешь. Из-за них огорчаешься, радуешься и тревожишься. Они сопутствующие  живые существа, члены семьи, обеспечивающие равновесие в отношениях между членами семьи, раздвигающее горизонты, расширяющие возможности, понимание и познание окружающего мира. Мы учим их, и они нас тоже чему-то учат.    
Размышляя о кошках и, главное, отвечая на вопрос, почему они так стремятся на крышу, я пришел к выводу, что кошки почему-то ищут и хотят занять ту территорию, которая никому не принадлежит, чтобы сделать ее своей.  Это их первооткрывательский дух. 


Рецензии
Прочитала с большим интересом. Вы передали весь ужас падения Муси до мурашек. Согласна с Вами, что они нас тоже чему- то учат и Вы ответили на этот вопрос: обеспечивают равновесие в отношениях между членами семьи….
Мы познаем этот мир благодаря другим живым существам, которые являются нашей частью жизни, обогащая наши чувства.
Удачи Вам, Виктор!

Койнова Ольга   16.04.2023 13:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.