Мои женщины Сентябрь 1964 События вокруг

Мои женщины. Сентябрь 1964. События вокруг.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из сети Интернет: Сентябрь 1964 года. Отчётно-выборное комсомольское собрание. Создание «Комсомольского прожектора».

Сентябрь нового учебного 1964-1965 года был наполнен разными событиями, как в стране, как в мире, так и в нашем городе, в школе, в класс и у меня дома. События начала осени 1964 года были такими, что голова шла кругом, и я не поспевал за событиями, потому что они валились и случались, как обвал, как лавина, ка дождь с грозой. Отвыкнув за лето от внешних событий, я сначала с азартом и восторгом вникал в общемировые события, продолжил вместе с папой читать газеты, смотреть телевизионные новости и обсуждать их с мамой, папой и старшим батом Юрой.

Юру мало интересовали внешние события в мире и в нашей великой стране, он был занят своими делами, учёбой, которая шла трудно, с напрягом, подготовкой к концертам и выступлениям в музыкальной школе, а также своими влюблённостями. Этой осенью он был страстно и сильно влюблён в некую Тамару, что очень волновало нашу маму.

Маме тоже зарубежные и внутренние новости и события были почти не интересны, потому что она была озабочена поведением и судьбой старшего сына Юры, заботами по дому, а также болезнью, которая открылась в нашем папе – обострённым гастритом, воспалением в кишечнике, его острыми и тягучими мучительными болями. Мама начала кормить папу только отварными овощами, кашами, творогом и цельным деревенским молоком.

Папа терпел сильные боли, мучился, но не отходил от своих привычек «держать руку на пульсе мировых и внутренних новостей», так он отвлекался от своей болезни, хотя мне он признавался, что заболел из-за переживаний и волнений, связанных с событиями в партии и в государстве. Кроме этого наш папа опять где-то «на высоком уровне» поругался с кем-то из «начальников» и теперь ему «по всем каналам строили препоны, зажимали, замалчивали, затушёвывали». Папу это сильно огорчало, сердило, а маму злило, потому что она говорила, что «наш папа опять не сдержался и резко выступил против… себя самого». Папа не спорил и не возражал…

Во всём этом я «купался» как в холодной и быстротекучей воде реки Оки в доме отдыха под Алексиным. В свободное от уроков время я с увлечением читал заголовки газет и даже некоторые статьи, которые меня заинтересовали. По вечерам вместе с папой и Юрой мы смотрели телевизионные новости и другие интересные передачи. Практически все выходные и воскресные дни на кухне работало радио, которое любила слушать наша мама, и я вместе с ней слушал все передачи, среди которых были мои любимые:

- развлекательная передача «С добрым утром!», которая впервые вышла в эфир Всесоюзного радио 22 мая 1960 года по воскресеньям в 09:15 утра. Потом были другие подобные передачи: «Опять 25», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Однажды» и «В субботу вечером»;
- «Пионерская зорька» - ежедневная утренняя детская радиогазета, которая впервые вышла в эфир ещё 19 апреля 1925 года. Эта передача была как раз для нас, пятиклассников;
- «Клуб знаменитых капитанов» - целый радиоспектакль, в котором были Капитан Немо, Лэмюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Капитан Григорьев, Капитан Грэй, Пятнадцатилетний капитан и многие другие капитаны из разных книг. Эта передача, по ловам папы, выходила в эфир с декабря 1945 года и он её тоже с интересом слушал. В начале передачи звучал куплет капитанов:

В шорохе мышином, в скрипе половиц
Медленно и чинно сходим со страниц,
Шелестят кафтаны, чей там смех звенит,
Все мы капитаны, каждый знаменит;

- Цикл передач Всесоюзного радио по вопросам биологии, ботаники, животного мира. Эти передачи начали выходить в этом – 1964 году;
- «В рабочий полдень» - тоже очень полезная радиопередача, которую мама слушала регулярно. В рабочий полдень, то есть в обеденный перерыв на работе, как правило, передавали концерт по заявкам, в котором зачитывались письма и поздравления. В этой передаче выступали известные и популярные люди, композиторы, певцы, которые были как бы «почтальонами» и отвечали на письма людей;
- Концерты и выступления хоров и песенных ансамблей – прекрасные передачи, наполненные музыкой, в том числе классической, песнями, информацией. Я с удовольствием слушал эти концерты и выступления и с упоением подпевал Муслиму Магомаеву, Майе Кристалинской, Эдите Пьехе, Владимиру Трошину, Олегу Ефремову;
- «Театр у микрофона» - одна из самых желанных моих радиопередач, в которых звучали записи спектаклей разных театров. Когда я болел ангиной или простудой и лежал дома, я обязательно слушал «Театр у микрофона» и зримо представлял себе всё, что «происходило» в этих спектаклях, потому что там были и шумы, и сторонние звуки, и даже отдаление звуков при ходьбе артистов у микрофона. Благодаря этой передаче мы мгновенно узнавали голоса Алексея Грибова, Юрия Яковлева, Евгения Самойлова, Бориса Смирнова, Николая Плотникова, Георга Отса, Татьяны Шмыги, Герарда Васильева и других актёров и актрис. Благодаря этой передаче я практически наизусть знал монологи из разных спектаклей, арии и песни из разных оперетт:

Я танцевать хочу
Нет, нет, не хочется мне спать, я не засну, кружится голова!
Нет, нет, не лягу я в кровать, слышу в сердце милые слова.
Я танцевать хочу, я танцевать хочу до самого утра!
Как будто два крыла природа мне дала,
Пришла моя пора!

Эй, гусар
Эй, гусар! Эй, гусар!
Песни пой и веселись, пока не стар!
Эй, гусар! Эй, гусар!
Знай, что время охлаждает в сердце жар.

Тост князя Орловского
Друзья мои, как счастлив я
Здесь собралась одна семья
И прошу вас всех, чтоб царил здесь смех
В эту ночь забав и утех!

Карамболина
Разноцветным огнями озарен Монмартр –
Он ликует, он танцует, он поёт!
Для веселья здесь не нужно ни вина, ни карт –
Нужен песни ослепительной полёт!

Карамболина, Карамболетта!
Дитя веселья и мечты!
Карамболина, Карамболетта!
Другой в Париже нету – только ты!

Дуэт Сильвы и Эдвина
Помнишь ли ты,
Как счастье нам улыбалось?
Лишь для тебя
Сердце пылало любя.
Помнишь ли ты,
Как мы с тобой расставались?
Помнишь ли ты
Наши мечты?
Пусть это был только сон -
Мне дорог он!

Особенно с сильным чувством я подпевал Георгию Отсу, когда он пел арию «Мистера X»…

Снова туда, где море огней,
Снова туда с тоскою своей,
Светит прожектор,
Фанфары гремят,
Публика ждёт,
Будь смелей, акробат!
Со смертью играю,
Смел и дерзок мой трюк.
Всё замирает,
Всё смолкает вокруг.
Слушая скрипку,
Дамы в ложах вздохнут,
Скажут с улыбкой -
Храбрый шут...
Да, я шут, я циркач,
Так что же?
Пусть меня так зовут вельможи.
Как они от меня далеки, далеки…
Никогда не дадут руки.
Концерт окончен
И мелодия допета.
Мой конь, как птица,
По кругу мчится.
Дождём душистым на манеж
Летят букеты,
Но номер кончен и гаснет свет…
И никого со мною рядом нет.
Цветы роняют
Лепестки на песок.
Никто не знает,
Как мой путь одинок.
Сквозь снег и ветер
Мне идти суждено.
Нигде не светит
Мне родное окно.
Устал я греться
У чужого огня,
Но где же сердце,
Что полюбит меня.
Живу без ласки,
Боль свою затая,
Всегда быть в маске -
Судьба моя.

С 1 октября 1960 года Всесоюзное радио стало круглосуточным, и можно было в любой момент включить радиоприёмник и тихонько слушать радиопередачи. С 1962 года по радио звучали передачи радиостанции «Юность», которую слушали наши «элитарные» девочки, потому что её слушала Валя Антипова. «Последние известия» по радио стали выходить чаще, в них больше всего было экономических новостей, хотя папа только хмыкал, слушая эти «последние новости».

В этом 1964 году 2-я программа Всесоюзного радио была реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк» и мама теперь ежедневно и постоянно на кухне слушала новости только по «Маяку». Также по Всесоюзному радио передавались передачи: «Ленинский университет
миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты», «Международные обозреватели за круглым столом» (эту передачу внимательно слушал наш папа и иногда Юра).

Наше Всесоюзное радио было оптимистичным, патриотическим, бодрым, весёлым, жизнерадостным и голоса дикторов тоже были приятные, доброжелательные, спокойные. Особенно близкими слушателям были ведущие передач: «С добрым утром», «Вы нам писали», «Радиотеатр улыбки и шутки». Почему слушали «Маяк» и «Юность»? Потому что их журналисты и ведущие иногда рассказывали правду о происходящем в стране, намекали, направляли, подсказывали.

По утрам по Всесоюзному радио в передаче «Утренняя гимнастика» всесоюзный учитель физкультуры Николай Лаврентьевич Гордеев неподражаемым голосом и тембром учил нас делать оздоровительную гимнастику. Так что радио в 60-е годы XX века для нас было окном в мир и мы через радио жили вместе с миром, вместе с нашей страной, со всем его многонациональным советским народом.

Мог ли я оставаться в стороне от этого мира? Конечно же, не мог и я впитывал в себя события окружающего мира, как губка, как магнитофон, как жадный до всего интересного отрок, юный юноша.

В то время в нашем 6 «А» классе ребята и девчонки мало интересовались сторонними событиями и новостями, потому что новостей и событий в классной и школьной жизни было, как говорится: «Хоть отбавляй!». Ребята и девчонки жили своими страстями, уроками, домашними заданиями, приключениями после уроков и в выходные дни, общением в своих группах и компаниях. Мой друг Славка Юницин старался войти в эти компании, но его там не особо привечали, потому что опасались, что он будет обо всём рассказывать и передавать мне, я меня в свои компании ни «середнячки», ни «главные» или «элитные» ребята и девчонки не пускали. Я был сам по себе, особняком…

Позже, глубокой осенью, когда меня всё же допустили однажды в компанию всего нашего класса собравшегося по приглашению Тони Кладовщиковой у неё дома, мне Шурик Каргин и Зоя Конькова сказали, почему они чураются меня и опасаются звать в свои компании и на вечеринки…

- Понимаешь, Саш, - доверительно говорил Шурик Каргин (Кога) и с ним соглашалась Зоя Конькова (мама Зоя). - Ты хороший парень, но ты какой-то слишком правильный. Понимаешь?
- Ты слишком принципиальный, - подтвердила Зоя Конькова. – С тобой трудно, понимаешь?
- Тебя трудно понять, - сказал Шурик. – Ты всегда говоришь правильно, верно, но так, как будто ты всегда прав.
- С тобой становится неловко и стыдно, - сказала Зоя. – Ты какой-то недоступный, не такой как все.
- Это плохо? – спросил я своих чуть подвыпивших школьных друзей.
- Нет, что ты! – воскликнули они почти оба и одновременно. – Но, понимаешь, это как-то не так…
- Как «не так»?
- Не так, как надо…
- Кому надо?
- Нам! Понимаешь, нам!
- Отстань! – с сердитым смешком воскликнул Шурик Каргин и повлёк Зою Конькову в копанию веселящихся моих школьных товарищей, среди которых Вовка Муравьёв (Мура, Мурочкин) уже хмуро бросал взгляды на нас троих, спрятавшихся в тёмном углу комнаты в доме нашей школьной подруги Тони Кладовщиковой, которая после 8 класса ушла «во взрослую жизнь».
- Будь таким каков ты есть, - добавила Зоя Конькова. - Раз по другому не получается. Давай лучше с нами выпьем пивка! И всё будет о-кей!

Увы, «окейно» не стало. События следовали один за другим, валились, как из рога изобилия, и в этом потоке событий очень важно было оставаться таким, каковы ты есть на самом деле, иначе пришлось бы приспосабливаться, крутиться, вертеться, изворачиваться, как это пришлось делать многим из нас, пятиклассников, а потом и семиклассников.

Главными событиями сентября 1964 года в мире, в стране, в городе и в нашей школе и 6 «А» классе были:

1-3 сентября 1964 года:
- праздник «День знаний» и начало нового учебного 1964-1965 года. В этот день 1 сентября 1964 года все газеты вышли с заголовками и статьями о нас, учениках, и об учителях, о том, что «бучение и воспитание – это единый процесс». Мой папа с особым внимание читал репортаж о большом августовском собрании учителей города и района, на котором он выступал и, вероятно, что-то не так или не то сказал;
- горячее питание в школьном буфете. Котлеты и жареная рыба хек с картофельным пюре и подливкой были очень хороши;
- итоги работы комитета партгосконтроля, который выявил много недостатков в работе предприятий, колхозов и совхозов. Папа пытался что-то такое рассказать нашей маме, но она только сердито от него отмахнулась и сказала, что «это только цветочки»;
- предвыборная компания в США по выборам президента, вице-президента, членов конгресса (парламента) и губернаторов штатов. Папа сказал, что от США на нас идёт «волна враждебности»;
- общегородская спартакиада школьников и учеников ДЮСШ. В этих соревнованиях участвовали и наши Вовка Муравьёв (Мура, Мурочкин) и Валерка Гераськин (Гера). Мы всей школой тоже соревновались по нормам ГТО (готов к труду и обороне);
- снижение цен на сельдь нежирную тихоокеанскую и атлантическую. Цены на слабосолёную селёдку снизили на 30%: была 85 коп. за кг, стало – 60 коп.; цена на крепко-солёную селёдку была 70 коп., стало – 49 коп.;
- приглашение в ПТУ города учащихся по специальностям: токаря, слесаря механо-сборочных работ, слесаря-инструментальщика. Приглашались в ПТУ юноши в возрасте 14-17 лет. Срок обучения 2 года, бесплатное питание и обмундирование. Трудоустройства на предприятиях города, района и Тулы;
- приём подписки на зарубежные журналы, книги и подписные издания. В городском книжном магазине каждый день были интереснейшие новинки по всем жанрам литературы;
- вечером в среду 2 сентября, кроме обычных телепередач, по телевидению по 1 программе показывали сцены из оперы Д. Верди «Дон Карлос», а по 2 программе – фильм-спектакль Б. Шоу – «Пигмалион». 3 сентября «На стадионах и спортивных площадках» и концерт коллективов художественной самодеятельности.

4-6 сентября 1964 года:
- грандиозный митинг чехословацко-советской дружбы в Праге, в котором приняли участие Н.С. Хрущёв и Антонин Новотный. Состоялись переговоры делегаций, но папа сказал, что «они только состоялись и всё»;
- в цехах на предприятиях города, района и области подхватили почин московских рабочих «Браку – решительное нет!», так как брак – это перерасход материалов, нарушение планов и графиков, снижение производительности труда. Я немедленно загорелся идеей поддержать этот почин в нашей школе и в нашем классе, так как «двойки» - это тоже брак в учёбе и в работе учителей;
- вскрыты факты трудоустройства, якобы, рабочими основных специальностей (с высокими зарплатами и премиями) знакомых и родственников административного и партийно-хозяйственного аппарата и начальства. Папа сказал, что «наконец-то его услышали»;
- потерпевшему почтальону в какой-то пригородной деревне милиция вернула украденный велосипед. Говорили, что этот велосипед украл кто-то из бывших учеников нашей школы;
- в пятницу 4 сентября я смотрел по 1 программе ЦТ «Телевизионный клуб кинопутешествий», в субботу 5 сентября – фильм «Сельская учительница», а в воскресенье – днём в кинотеатре кино «Железная маска» с Жаном Маре, а вечером по телевизору фильм – «Мужчины вчера, сегодня и…».

6-8 сентября 1964 года:
- в школах города начались занятия пионервожатых по вопросам планирования работы в пионерских отрядах и дружинах в честь 95-летия со дня рождения В.И. Ленина, отчёты и выборы в дружинах. В нашем 6 «А» классе всё осталось по-прежнему, хотя предложения по улучшению пионерской работы вносил только я один. Мама сказала, что «это хорошо, потому что кому надо, тот обязательно меня заметит, а самому напрашиваться не строит»;
- в городе тоже началась отчётно-выборная компания в комсомольских организациях в связи с подготовкой ко Всемирному форуму молодёжи и мой старший брат Юра развил очень активную комсомольскую деятельность, «грозясь» попасть на этот форум;
- в центральных и местных газетах сообщили, что товары с маркировкой «Сделано в СССР» с успехом продаются в 91 стране мира и что больше всех товаров идёт в ГДР, Чехословакию и Польшу. Я об этом сообщил маме, но она промолчала, а папа фыркнул с возмущением;
- зато папа с воодушевлением прочитал отчёт комитета партгосконтроля об ошибках какого-то начальника и заявил, что «Ошибки начальников и руководителей всегда являются преступлениями, на что мама от возмущения брякнула половником в раковине и спросила папу: «Тебе что, мало дали?»;
- потом сообщения о результатах работы комитета партгосконтроля я читал вместе с папой почти тайно от мамы и тогда же я узнал о приписках, о неправильном списании, о перерасходе средств, о переоценке товаров и стройматериалов, о низкой требовательности к начальникам «среднего звена»;
- 7 сентября в 17 часов 30 минут по радио передавали выступление Н.С. Хрущёва о партийно-правительственном визите в ЧСР. Это выступление Хрущёва транслировалось в ГДР, Польшу, Венгрию, Финляндию, а также по системе Евровидение во Францию, Бельгию, ФРГ, Австрию, Швейцарию, Италию и Швецию;
- в Москве появились «фирменные магазины» крупных колхозов и совхозов, в которых овощи, молочные, мясные и другая сельскохозяйственная продукция продаётся москвичам без дополнительных наценок. Мама сказала, что такие магазины были до войны и в них продавали очень качественные продукты;
- в городском Дворце культуры и отдыха ГРЭС состоялся праздник «День совершеннолетия», на котором чествовали тех, кому исполнилось 16 лет, кто получил паспорта граждан СССР. Праздник прошёл очень интересно, хотя я на нём не был. Говорили, что теперь будут такие праздники: «Посвящение в рабочие», «Твоя первая получка», «День поэзии», «День бракосочетания», «День трудовой славы» и т.д.;
- во всех библиотеках города, в клубах, школах и администрациях сёл и деревень проходят молодёжные читательские собрания, на которых идёт большой и подробный разговор об идеалах, героях в советской литературе и в жизни.  Когда мама узнала от меня, что одна из тем этих собраний «Как жить, чтобы быть счастливым?», она сказала, что «хотелось бы ей это узнать самой от кого-нибудь»;
- в Рудоуправлении придумали соревнование грибников и  в назначенный час в лес отправились десятки участников состязания. Победитель набрал 47 кг грибов. Наш папа тут же «загорелся» идеей пойти в лес за грибами, и пока мы всей семьёй собирались в лес, всё сокрушался, что там «уже все грибы собрали», но мы тоже набрали больше 20 кг самых лучших грибов.

9-11 сентября 1964 года:
- опять в городе состоялся большой партхозактив, на котором определились победители соцсоревнования и кандидаты на Доску почёта. У нас в школе на совете пионерской дружины тоже определяли лучших учеников по успеваемости;
- городские и школьные комсомольцы тоже собирались на первое заседание городского комсомольского штаба, на котором приняли решение о создании пионерских дружин по контролю за безнадзорными детьми на улицах города и о работе «Комсомольского прожектора» - который будет вскрывать факты отклонения комсомольцев и молодёжи от нашей советской морали, и заниматься организацией досуга комсомольцев. Наш Юра вошёл в состав этого «Комсомольского прожектора» и очень этим гордился;
- Президиум Верховного Совета РСФСР расширил права товарищеских судов и передал им некоторые вопросы, которые раньше решали только народные суды. Папа сказал, что теперь товарищеские суды могут налагать на виновных денежные штрафы, понижать в должности, снимать с работы. Папа сказал, что теперь каждого виновного будут «разбирать до косточек», чтобы «выполнить решения июньского Пленума ЦК КПСС об искоренении пережитков прошлого в сознании некоторых людей»;
- повсеместно проходят отчётно-выборные собрания, на которых принимают решения «о ликвидации вскрытых недостатков». Мама спросила папу: «А как будут ликвидировать вскрытые недостатки? Хирургически?», на что папа ответил: «Нет, по военному просто и чётко», после чего мама и папа два дня не разговаривали друг с другом;
- 9 сентября народ Болгарии праздновал «День свободы» и все газеты рассказывали о том, как болгарский народ любит русский народ, многонациональный народ СССР. Папа тоже с гордостью рассказывал о том, что принял участие в освобождении Болгарии от фашистов;
- по 1 программе ЦТ в среду 9 сентября показывали передачу «Свободной Болгарии – 30 лет!», 10 сентября – фильм «Бухта Елены» и передачи к форуму молодёжи, а 11 сентября спектакль М. Горького «Враги»;
- в городе, в школе и в нашем классе развернулась острая дискуссия и обмен мнениями по поводу кинофильма «Лёгкая жизнь», в которой на вокзале встретились Он и Она. Он – молодой инженер, но работает в химчистке, в том числе «налево». Она – учительница, но не учительница, а мастерит и продаёт элегантные шляпки, мечтает о Москве, о светской жизни московской элиты. В этом комедийно-сатирическом фильме показано несоответствие реальной советской жизни с принципом «всё для себя, любимого», желание больше урвать от жизни, чем дать что-то жизни. В итоге я впервые услышал из уст наших «главных» ребят и «элитных» девочек выражения: «Хорошо жить не запретишь!» и «Хорошо живёт тот, кто умеет жить хорошо!». Наш папа только досадливо крякнул на это, Юрка горячо поддержал эти выражения, а мама опять промолчала;
- районный народный суд города вынес приговор двум парням, которые смастерили самодельный пистолет под малокалиберный патрон и в лесу расстреляли фарфоровые и стеклянные изоляторы на столбах. В школе говорили, что повсеместно в городе по неблагонадёжным домам и общежитиям проводится «шмон»;
- повсеместно в городе расклеены объявления о том, что на такие-то предприятия требуются рабочие и специалисты таких-то специальностей и профессий.

12-13 сентября 1964 года:
- в Тульской области, в городе Суворове и в Суворовском районе началась подготовка к празднованию 47-й годовщины Великого Октября, а на Украине бригада шахтёров в шахте Донецка выдала за месяц на гора 50 500 тонн угля. Такой производительности труда на комбайне «1К-52М» никто  и никогда не достигал;
- в книжный магазин города привезли для продажи большой тираж книжки с докладом Н.С. Хрущёва на сессии ВС СССР 13 и 15 июля 1964 года «О мерах по выполнению Программы КПСС в области повышения благосостояния народа». Потом их все передали в библиотеки города и школ;
- в газетах начали публиковать статьи, поясняющие что такое социалистическая прибыль и как её преумножать, при этом, говоря о безубыточных предприятиях, косвенно признавали, что у нас таких убыточных предприятий много. Так сказал мой папа, а он точно разбирался в экономике;
- опять в газетах начали печатать фельетоны о том, что на рынке овощи, мясо и молочка есть, а в магазинах – нет. На это наш папа заявил дома на кухне: «Оттого на рынке есть, потому что в магазинах нет!», за что получил от мамы очередной нагоняй за «болтливость»;
- в Доме культуры и отдыха ГРЭС с 1 сентября проводился конкурс исполнителей бальных танцев. Юрка ходил туда, смотрел, а потом «плевался» и горячо говорил, что они там все «деревянные», не гнутся, а только «ломаются». Ломаться, значит, представлять из себя не того, кто ты есть;
- 12 сентября мы всей семьёй смотрели по телевизору телевизионный Клуб кинопутешествий, а в воскресенье «Музыкальный киоск» с ведущей элегантной красавицей Элеонорой Беляевой. Эта женщина очень нравилась нашей маме.

14-15 сентября 1964 года:
- в горкомах, райкомах и в Тульском обкоме КПСС идут слушания отчётов руководителей предприятий, колхозов и совхозов о выполнении государственной программы и социалистических обязательств первого квартала 1964 года. Как написано в газетах: «Абсолютное большинство предприятий области успешно взяли этот первый рубеж», на что мама сказала: «Опять рубеж, опять фронт, опять война… С кем? За кого?».

16-17 сентября 1964 года:
- 17 сентября 1964 года в Москве открылся Всемирный форум молодёжи и студентов в борьбе за национальную независимостью. Мой старший брат Юра на него не попал и потерял к форуму всякий интерес.
- в газете опубликовали слова Никиты Сергеевича Хрущёва: «Поколение коммунизма надо формировать с детских лет». Я спросил нашего папу: «Мы с Юрой поколение коммунизма?». Папа ответил: «Ещё нет. Вам ещё надо потрудиться, чтобы стать настоящими коммунистами»;
- в суворовском Гороно начались педагогические чтения для работников детских садов, родительских комитетов и представителей разных ведомств. Тема чтений: «Воспитание навыков общественного поведения детей в разнообразных играх»;
- в Афганистане при содействии Советского Союза построена и введена в эксплуатацию автомобильная магистраль через горный хребет Гиндукуш;
- в наш город из Москвы привезли и показали модные трикотажные изделия, которые планируют выпускать в 1965 году. Сначала джемперы, кофточки, свитеры показывали, давали потрогать, посмотреть, а потом, в конце показа мод, продали всё. «Это немудрено», - сказал наш папа. – «В городе такого товара нет уже очень давно».

17-18 сентября 1964 года:
- в местной газете «Светлый путь» опубликовали данные выполнения предприятиями, колхозами и совхозами государственного плана и социалистических соревнований в честь 47-й годовщины Великого Октября. Планы выполнили на 101,7%, производительность труда повысилась на 103%, получена сверхплановая экономия в сумме 90 000 руб.;
- ТАСС сообщил, что 13 сентября 164 года запущен очередной советский спутник «Космос-45»;
- 11 сентября 1964 года матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей, Указом Президиума ВС СССР присвоено почётное звание «Мать-героиня»;
- в Югославию по приглашению правительства СФРЮ отправился на 10 дней с визитом Грой Советского союза летчик-космонавт А.Г. Николаев;
- ЦК КПСС и СМ СССР сообщают, что в закрома Родины засыпано 30 350 000 пудов зерна при плане 20 300 000 пудов (1 пуд = 16 кг). План по заготовке пшеницы выполнен на 122%;
- исполком городского Совета депутатов трудящихся рассмотрел вопрос «О подготовке жилого фонда к зиме»;
- в парторганизациях учреждений, предприятий, организаций, колхозов и совхозов начались отчёты и выборы. Отмечено в газетных статьях, что разговор и обсуждение вопросов на этих собрания идёт деловой, откровенный и требовательный. Наш папа очень сдержанно отнёсся к тому, что его на отчётно-выборное партсобрание в школе не позвали;
- в центральных и местных газетах опубликовали много небольших заметок о передовиках производства. Везде рапортуют о перевыполнении планов, об успехах, достижениях социализма, но критикуют заводские столовые и кухни;
- по 1 программе ЦТ вечером показали отличный концерт «Песни дружбы», приуроченный к Всемирному форуму молодёжи и студентов;
- в книжном магазине началась подписка на трёхтомник о Нюрнбергском процессе против немецких фашистов 1945 года.

19-20 сентября 1964 года:
- начался призыв на военную службу в Советскую Армию и на Военно-морской флот СССР;
- в школах прошел урок, посвящённый 100-летию со дня основания Первого Интернационала, что для многих из нас, школьников, было открытием Карла Маркса и Фридриха Энгельса;
- в городе Суворове прошёл слёт ДНД (добровольных народных дружин). Когда в городе появились тройки и отряды ДНД, порядка и безопасности в городе прибавилось;
- в четверг 19 сентября 1964 года по 1-программе ЦТ показали телепередачу для школьников «Школа начинающего спортсмена», по 2-программе концерт «Мелодия Грузии», а 20 сентября – концерт мастеров искусств и телепередачу «В эфире – «Молодость».

22-24 сентября 1964 года:
- ЦК КПСС объявил экономику, сферу создания материальных ценностей, главной сферой жизни общества;
- в нашей суворовской средней школе №1, и во всех городских школах, провели «День здоровья», открыли «Уголки здоровья» с плакатами, картинками и брошюрами на стендах, а мы с удовольствием вспомнили детство в детских садах и весело проверяли чистоту наших ушей и пальчиков на руках;
- во Дворце культуры и отдыха Черепетской ГРЭС начался смотр художественной самодеятельности, в котором могли принять все желающие;
- на 25 сентября 1964 года объявили сбор депутатов Горсовета. В повестке дня вопрос «Об усилении организаторской работы исполкома горсовета по дальнейшему воспитанию коммунистических отношений в быту»;
- повсеместно в парторганизациях работу начали признавать «удовлетворительной», на что мы, пятиклассники, у себя в классе шептались и говорили, что удовлетворительно – это тройка, троечка», тройка – это значит, не хорошо;
- в Конго положение осложнилось, в Трансильванию от американского ставленника Чомбе бежали тысячи конголезских беженцев. Даже без политинформаций от учителей мы в нашем 6 «А» классе, что в Конго ужас войны;
- Хабаровский край пригласил к себе переселенцев и обещал всем работу, дома, интересную и благодатную жизнь. В газетах печатались письма хабаровчан: «Приезжайте, не пожалеете!»;
- начались IX Международные игры пионеров и школьников по легкоатлетическому многоборью, посвящённые олимпиаде в японском Токио. В этих пионерских играх участвовали наши из 6 «А» класса. Вовка Муравьёв (Мура, Мурочкин) бегал стометровку и кросс, наши девочки – тоже, а я прыгал в высоту и в длину. Победит тот, кто в четырёх видах многоборья наберет больше очков. В зачёт идет 12 лучших результатов (6 мальчиков, 6 девочек). 10 лучших команд 5-8 ноября в Ялте разыграют призы победителей. В наших городских соревнованиях победили учащиеся Суворовской средней школы № 2. Результаты победителей: прыжки в высоту – 155 см парень, 130 см – девушка; прыжки в длину: 543 см – парень, 412 см – девушка; метание мяча: 56 м парень, 5-42 м – девушка; бег на 60 метров: 7,8 сек. парень, 8,4 сек. – девушка. Наш Юра был горд и счастлив, как будто сам всех победил.

25-26 сентября 1964 года:
- в Москве шёл Международный форум молодёжи и студентов;
- повсеместно в обновлённых парторганизациях принимались решения «Работать и жить по-коммунистически». Мы добавили к этому лозунгу своё: Учиться и жить по-коммунистически!»;
- в бригадах разных специальностей и профессий придумали как повысить производительность труда и работать по-коммунистически – выполнять норму за отсутствующего товарища по работе, а также выполнять работы на несколько дней раньше запланированного срока. На этой основе возникло настоящее соревнование бригад.

27-29 сентября 1964:
- 23 сентября 1964 года состоялся совместный пленум горкома и райкома города Суворова и Суворовского района, на котором было принято решение поднять экономическую работу на уровень новых задач улучшения жизни жителей города и района. «Участники пленума говорили много, подробно, откровенно, - рассказывал маме, Юре и мне наш папа, - но решения всё таки половинчатые, нерешительные»;
- 28 сентября было 100 лет Первому Интернационалу и это отмечалось во всех партийных, комсомольских и пионерских организациях;
- в книжном магазине открыта подписка на собрание сочинений Корнея Чуковского;
- в области, районе и городе началась компания по формированию и замене старых традиционных обрядов и праздников на новые (коммунистические) обряды и праздники. В нашей школе совету пионерской дружины, пионервожатым, комитету комсомола и парторганизации школы тоже предложили создать что-то новое, передовое в школьных обрядах и праздниках;
- нашу маму и нашего папу пригласили в состав родительского комитета нашей Суворовской средней школы №2, причём начальники сказали, что «проанализировали общественную деятельность ваших детей, Юры и Саши, и пришли к выводу, что вы передовые родители и проводите политику партии по формированию коммунистического быта и жизни». Мама отказалась, сославшись на характер работы в инфекционном отделении Суворовской центральной районной больницы № 1, а папа, конечно же, согласился и сильно воспрянул духом, потому что получил возможность продвигать свои мнения и идеи;
- на отсчетно-выборных партийных и комсомольских собраниях приняли решение о том, что «решения и поручения не выполняются из-за отсутствия надлежащего партийного или комсомольского контроля» и поручили этот контроль не только контрольно-ревизионным комиссиям, но и «Комсомольскому прожектору». «Комсомольский прожектор» начал «светить» и высвечивать недостатки повсюду;
- на Черепетской ГРЭС в одном из цехов рабочие-коммунисты и комсомольцы, самостоятельно формируя новые коммунистические обряды, впервые провели обряд «Посвящения учеников в рабочие». Папа рассказывал, что получилось очень здорово, почти так же, как когда-то его посвящали в рабочие в ремесленном училище при Ханинском чугунолитейном заводе. «Правда, - сказал со смехом папа, - по заднице учеников всё же гаечным ключом хлопнули! Хорошо, что не молотком и зубилом»;
- наш Юра, активный и горячий сторонник «Комсомольского прожектора» у себя в школе предложил, чтобы «КП» не просто контролировал, а выявлял, высвечивал, помехи, мешающие ученикам хорошо учиться и тем самым помогал бы устранять эти помехи. Предложение Юры было принято и ему же было поручено это делать. Юра этого не ожидал, потому что ему как раз нужна была помощь в подготовке к будущим экзаменам. Он сердился, злился, но, как он говорил, «впрягся» и к концу 1964 года достиг результатов и успеха;
- депутаты горсовета также решили создать нечто, похожее на «КП», чтобы бороться с хулиганством и пьянством в быту, усилили работу товарищеских судов, домовых и уличных комитетов, а также выделили средства на содержание вытрезвителей. «Такое решение свидетельствует о проблемах в семьях горожан, где коммунизмом и не пахнет», - сказала наша мама;
- мне тоже поручили сделать доклад в классе по биографии, судьбе и произведениям писателя Николая Островского «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей». Я сначала ужаснулся этой задачей, потом увлёкся и написал отличный революционный, могучий и яростный доклад со многими цитатами, среди которых была одна, ставшая на всю жизнь одним из моих кредо:
 
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Николай  Островский, «Как закалялась сталь».

В завершение этой новеллы книги «Мои женщины» ещё одна цитата из романа Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь»:

«Юность, безгранично прекрасная юность, когда страсть еще не понята, лишь смутно чувствуется в частом биении сердец; когда рука испуганно вздрагивает и убегает в сторону, случайно прикоснувшись к груди подруги, и когда дружба юности бережет от последнего шага! Что может быть роднее рук любимой, обхвативших шею, и — поцелуй, жгучий, как удар тока!».

Этой новеллой и этими событиями автор хотел показать и доказать, что для формирования характера и темперамента личности, его принципов и жизненной позиции мало домашнего воспитания, мало воспитания и обучения в школе, мало детского и ребяческого общения с мальчиками и девочками, со сверстниками и взрослыми; для воспитания и самовоспитания Человека нужно обязательно ещё и жить общественной жизнью, находиться в гуще общественных и политических событий, пребывать в сфере общепринятых правил поведения, норм морали, нравственности и красоты (эстетики), главными из которых являются нормы и неписаные правила дружбы, влюблённости, любви, любования, любознательности. Этим нормам и правилам будут посвящены следующие новеллы этой книги. Дерзайте, мальчики и девочки! Дерзайте сами, ребята!


Рецензии