Сверхприбыли, сверхпотребление и творческая интелл

Сверхприбыли, сверхпотребление и "творческая интеллигенция"

       Наверное, многие удивились, когда 6 лет назад в США творческая интеллигенция подняла настоящий вой из-за возможности Д. Трампа занять должность президента США.
       Чем только они не грозились – и из страны уехать, и чуть ли не руки на себя наложить в случае его победы в президентской гонке. Просто по-настоящему истерили – да так, что не могли не обратить на себя внимания.
         И мешали ему победить, как могли... но он всё равно победил. Никто из голливудских звёзд из страны не уехал, тем более – руки на себя не наложил, Трампа продолжали ненавидеть, но уже более сдержанно, чтобы не нарваться на неприятности.
          Чем же был вызван всплеск такого оголтелого неприятия очередного кандидата в президенты США, а затем и действующего президента?
          Если бы вы напрямую спросили их, эти деятели наговорили вам с три короба о жутких, "недопустимых" мерах, которые сулил претворить в жизнь Трамп, - но в этом ворохе обличений вы всё равно бы не обнаружили действительной причины, подлинных мотивов этих людей.
         А всё дело – в Подсознании. Если кто-то думает, что знает о нём достаточно много после знаменитых и эпохальных трудов Зигмунда Фрейда, тот глубоко ошибается.
         Огромный пласт Подсознания людей остаётся никому неведомым и не явным, пока... пока мы не привлечём такую его глубочайшую составляющую, как КЛАССОВЫЙ ИНТЕРЕС.
         О нём не пишут сотен статей ежегодно, его не извлекают на свет божий из его глубин психоаналитики и психотерапевты на своих сеансах... Но сила его воздействия на личность огромна, и перед ней меркнут все жалкие либидо, к которым сводятся открытия Фрейда.
         Так вот именно классовый интерес и вызывал всю волну неприятия Трампа у его соотечественников – "деятелей науки и культуры".
         Как так?
         А очень просто. Это было (и им остаётся) поколение, выросшее на волне сверхприбылей мирового финансового капитала, огромных шальных, незаработанных денег, которые текли в США широкой рекой после второй мировой войны, в самом расцвете их империалистической и неоколониалистской "экономики".
           А где много дармовых, дурных, шальных денег, там начинается разгул. И в том числе щедрое подкармливание интеллигенции, служащей интересам господствующего, пресыщенного класса. И, например, Голливуд был одним из любимых детищ этого взлетевшего в своём богатстве под небеса финансового и спекулятивного капитала.
         Вспомните, было ли когда-нибудь, чтобы артисты, даже самые любимые своими народами, получали такие баснословные гонорары, как это им удавалось в последние полвека в Голливуде?
          Например, горячо любимые нашим народом Народные артисты СССР – разве они владели виллами с бассейнами, целыми штатами прислуги, разве они купались с утра до ночи в шампанском и отдыхали на своих океанских яхтах?
          Да, жили не бедно, но и без излишеств, кричащей роскоши и нарочитой принадлежности к богатейшей прослойке общества.
          И происходило ли это от того, что народ их меньше любил? Нет, скорее народ любил их даже больше, чем нынешних "старс" и старлеток Голливуда. Но... Условия жизни тогда были другие. У нас в обществе не было класса сказочных богачей, которые, по своей прихоти, могли бы осыпать их горстями золота.
           А в Америке они были. И "творческая интеллигенция" потихоньку приспособилась работать на них, была развращена теми возможностями, которые им давало существование в их стране больших и шальных денег.
           То же самое происходило и в России последние 30 лет. Для "артистов" отпала необходимость нравиться всем. Им достаточно было нравиться только богатеям. Ну и что, что уровень их мастерства упал – зато они вовремя пристроились к фонтану, обливающему их золотыми потоками лёгких, халявных денег.
          Вот что сказал недавно Андрей Данилко ("Верка Сердючка") по поводу запрета ему на ближайшие 50 лет появляться в России. (Вы думали, что он лишился главных заработков, своей "кормоваой базы"? – Как бы не так!)
          - Ну, не поеду я на гастрольные туры по России – ну и что? Я ничего не потеряю. Я пару раз слетаю в Дубаи, выступлю там на корпоративах – получу то же самое.
         И вправду, зачем артисту мучительный и хлопотный "чёс" по глубинке матушки-России, если на свете ещё не перевелись нувориши с избыточными, шальными деньгами, готовые швырять ему пригоршни монет за один "престиж", за понты: "А вот у нас на корпоративе Сердючка выступала!" Знай наших!
        (Почему-то вспомнилась "учёная свинья" дрессировщика Дурова начала ХХ века (история, рассказанная, кажется, Гиляровским). Как разошедшийся богатый купчина требовал продать ему эту свинью – подать её на свой праздничный стол. Ради куражу, ради демонстрации того, что купчине этому всё доступно: "Всё куплю!" (Дуров и продал в конце концов, но... подменив на обычную и спася свою "говорящую", кормилицу))
         Надо ли говорить, к какой национальности будут принадлежать те "корпоративы", кому на всём мировом пространстве может быть и понятен, и близок Андрей Данилко?
         И пока такие сверхбогачи у них или у нас не перевелись, в мире будет продолжаться гонка сверхпотребеления, потребления "демонстративного" – ради  показа своего "веса", своих возможностей. Гонка и соревнование амбиций, приобретающая зачастую самые фантастические, причудливые формы.
          Однако эра сверхприбылей финансового и спекулятивного капитала подходит к концу. А значит, подходит к концу и эра избыточного, напоказ, соревновательного, потребления. 
           Скоро человечество должно будет научиться жить скромно, рационально, без кричащих излишеств.
           Нужны ли будут ему в ближайшем будущем порши и ламборджини? Думаю, гораздо больше будут востребованы неприхотливые и надёжные внедорожники. Для удовлетворения действительно насущных нужд, а не для демонстрации "понтов". Смотрели фильм "Безумный Макс"? – Ищите для себя военные тачки российского ВПК.
          ...Во время Отечественной войны в одном из освобождённых советских городов по военным госпиталям ходила маленькая девочка с большим аккордеоном. Она играла и пела для раненых. Её звали Александра (тогда, наверное, ещё Саша) Пахмутова.
           И когда она начала писать свою собственную музыку, эта музыка тоже была для людей, для народа, а не для какой-то узкой кучки богатых воротил.
           Вот такое искусство нам нужно. Вот за такое мы готовы платить своим трудовым – заработанным и пропахшим нашим потом – рублём.
           Шальные деньги и фантастические гонорары ни за что уже скоро уйдут в прошлое. И творческая интеллигенция будет действительно работать для народа и жить одной жизнью с ним, а не с кучкой "самых богатых".
           И тому, что прежней эпохе приходит конец, одним из самых ярких подтверждений является бегство нашей будто бы "творческой элиты" за пределы нашей страны в последние месяцы.
           Они ещё не поняли. Что времена, которые взрастили, вскормили и воспитали их – заканчиваются. Что прежняя жизнь, "лафа" для них уходит в безвозвратное прошлое.
          Они продукты своей эпохи и с этой эпохой исчезнут, как будто их и не было.
      


Рецензии