Невидимая рука Смита

Наверняка приходилось слышать в качестве сочувствия, что «ни одно доброе дело не остается безнаказанным». В народе бытует и другие менее благозвучные версии. Вряд ли вам приходило в голову, что это интерпретация в очень упрощенном виде формулы Адама Смита о "невидимой руке". В «Богатстве народов» он утверждает, что, стремясь заработать себе на жизнь, человек «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает оттого, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Говоря о «невидимой руке» Смит, по всей видимости, имел ввиду вполне конкретную руку. Руку Бога. Опираясь на идеи протестантизма, у него выходило, что всё устроено так, что сами по себе люди несовершенны, и за что бы они не брались, пытаясь делать добро, как правило, выходит боком. Но если люди не сопротивляются своей природе (алчности и эгоизму), то тут же вступает в дело Бог и превращает их алчность во всеобщее благо, а эгоизм в добро, точно так же как Христос превратил воду в вино.

Развивая эту мысль, выходит по Смиту, что, пытаясь совершить что-то хорошее люди покушаются на величие Христа, лишают его присутствия среди смертных, потому что, только продолжая вершить чудеса, он являет себя людям, и, напротив, эгоисты и себялюбцы помогают Христу продолжить совершать чудеса, превращая зло в добро: эгоизм в заботу о ближнем, а алчность во всеобщее благо.


Рецензии