Блок. Жизнь моего приятеля - вступление

ЖИЗНЬ   МОЕГО   ПРИЯТЕЛЯ - вступление               


Из Примечаний к данному циклу в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Н. Абрамович так охарактеризовал цикл: "Стихи Блока – оригинальны, жизненны, проникнуты странной едкой остротой" (Абрамович Н. О вечном и о "пыли злободневности" // Свобода, 1918. 6 мая)
   
      [
      Абрамович Н. Я. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.      Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 643-644.
      «АБРАМОВИЧ Николай Яковлевич [1881-1922] - критик-эстет. Сотрудник журналов:  "Образование", "Современный мир", "Русская мысль", "Жизнь" и "Журнал для всех". Критика А.  изобилует рассуждениями, модными в эпоху реакции второй половины 900-х гг., напр. о  "дионисовском" и "аполлоническом" начале, о жизни и смерти, о "стихийности" поэзии и ее "аморальности" и "аполитичности" и т. п. При этом нередко А. пренебрегает ясностью и точностью мысли ради красивой фразеологии.»)
     В Примечаниях интересна не сама характеристика, а то, что фразу этого эстета, мол, стихи Блока – «оригинальны» и «жизненны», включена в академическое издание.
     ]

     …А. Белый, имея в виду и героя "Жизни моего приятеля", писал: "Самое страшное, что это не просто смерть, а смерть прижизненная; так сказать,  с м е р т ь    в т о р а я ;    м е р т в е ц   не  укладывается в могилу, а бродит среди живых ... " (Белый, 4. С. 106-107).
     Автобиографическая основа цикла не вызывает сомнений, о чем свидетельствуют дневники и записные книжки Блока. В образе "приятеля" воплощено, в сущности, второе "я" поэта. Примечательно, что именно так Блок косвенно назвал себя в дневниковой записи по поводу заметки В. Брюсова о его стихах, напечатанной в "Русской мысли": «Между строками можно прочесть: "Скучно, приятель? Хотел сразу поймать птицу за хвост?" Скучно, скучно, неужели жизнь так и протянется -- в чтении, писании, отделываньи, получении писем и отвечании на них?» (13 января 1912 г.).
     Одной из основных в цикле является тема добровольной "гибели" героя, который не в   силах изменить существующий "отменный порядок" жизни. Это – своеобразная форма индивидуального протеста. Логику такого исхода Блок обосновал, в частности, в  подготовительных материалах к поэме "Возмездие" (1911 г.): "Бесконечно прав тот, кто опускает руки... человек, опускающий руки и опускающийся, прав... Нечего спорить против этого" (т. 5 наст. изд.).


Рецензии