Несравненная Фрида

Это лицо со сросшимися бровями, делающими его почти суровым, повторялось на многочисленных автопортретах мексиканской художницы Фриды Кало так часто, что казалось, я знала его всегда. Но ведь когда-то я увидела его впервые! Сейчас не могу припомнить, когда это произошло. Может быть тогда, когда на экраны выходил фильм "Фрида" с великолепной Селма Хаек. А может и раньше. Фрида Кало (Frida Kahlo) знаменита в Америке. Только картин её, насколько мне известно, почти не увидишь в местных галереях. Несмотря на то, что она вместе со своим мужем Диего Ривьера довольно много времени провела в Штатах, её творчество полностью связано с  родной Мексикой, там же находятся работы Фриды.

Всё же однажды мне повезло. В часе езды от нас, в пригороде Чикаго, в университетском музее открылась редчайшая выставка Фриды Кало и мой муж согласился поехать туда на машине. Было это в разгар пандемии, когда только начали делать прививки и потихоньку открывать различные заведения. Билеты продавались ограниченно, покупать их надо было заранее, но по непонятной причине народу в небольших залах набилось множество и подход к картинам был усложнён.

Тем не менее я увидела Фриду! Одну за другой я видела её мистические картины, где героиней в основном была она сама - страдающая, страстная, не сломленная Фрида. Автопортрет, к сожалению, был лишь один - знакомое, красивое, выразительное, усталое лицо со сросшимися бровями. Возле него мне бы хотелось задержаться, но поток людей не позволял. А мне так хотелось вглядеться и постараться понять эту женщину.

О Фриде я уже знала довольно много. И не только из одноимённого фильма о ней. Как уже не раз случалось, по неожиданному стечению обстоятельств в это самое время у меня в руках оказалась книга "Фрида" Барбары Мухика ("Frida" by Barbara Mujica) - художественная вещь, где рассказ ведётся от имени младшей сестры Фриды - Кристины.

История жизни Фриды Кало достойна повествования и была не единожды рассказана, но из уст  её сестры она звучит особенно эмоционально и доверительно и, хотя не лишена некого художественного вымысла, в целом следует реальным фактам.

Трагедии преследовали Фриду с детства. Ей было шесть лет, когда она переболела полио, отчего одна нога стала короче другой. В ранней юности она очень серьёзно пострадала в аварии. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила тяжёлые травмы, оказалась на грани смерти и больше года была прикована к постели. По её просьбе ей купили мольберт и краски, а сверху над кроватью укрепили зеркало, чтобы она могла рисовать единственный доступный ей объект  - себя. Отсюда возникло увлечение автопортретами.

Молодой организм победил, Фриде удалось всё же встать на ноги, но последствия аварии преследовали её всю оставшуюся жизнь.

Фрида обладала ярким умом и неугомонным характером. До аварии она училась в академии, куда брали особо одарённых подростков и где в основном преобладали мальчики. Там же Фрида увлеклась революционными идеями. Всё это происходило в начале 20го века.

В 1929 году, в возрасте 22 лет, она вышла замуж за знаменитого в те годы художника Диего Ривьера, двадцатью годами старше её. Трудно представить более несовместимую внешне пару - маленькая, хрупкая, изящная и экзотически красивая Фрида и огромный, толстый, почти уродливый Диего. Несмотря на свою непривлекательную внешность, Диего имел успех у женщин и постоянно изменял жене. В книге её сестра Кристина рассказывает о его бесконечных романах с натурщицами. Да и у самой Кристины была связь с Диего. Впрочем, Фрида тоже отвечала ему изменами, в том числе с русским революционером Львом Троцким, жившим тогда в Мексике. Любопытный факт - когда Троицкого убили, Диего Ривьера попал под подозрение.

Книга о Фриде Кало живо, увлекательно рассказывает о её богатой и событиями, и страданиями жизни. Есть в ней место и сестринской любви, и ревности. Передать подробности в рамках моего очерка просто невозможно. Поделюсь лишь ещё несколькими ключевыми, на мой взгляд, моментами.

Диего был знаменитым художником, творческая же карьера Фриды только начиналась, но её необычную, яркую, мистическую манеру письма начали замечать и картины стали выставляться в  Мексике, Америке и даже в Париже. Только вот личная жизнь двух взрывных характеров не заладилась. К тому-же Фрида очень страдала, что из-за травм, полученных в юности, никак не могла родить. В какой-то момент они с Диего разошлись, но через некоторое время оформили повторный брак - жить отдельно оказалось сложнее, чем вместе.

Диего построил в Мехико два дома, один выкрасил в синий цвет, другой в красный и соединил их мостом. Знал ли об этом актёр Дик Бартон, годы спустя купивший в мексиканском городе Пуерта Ваярта два дома для Элизабет Тэйлор и соединивший их розовым мостом?

Фрида же продолжала страдать физически, мучилась страшными болями, перенесла множество операций. Во время одной из них пришлось ампутировать ногу. В зал, где происходила последняя выставка её картин, Фриду внесли на кровати, на которой она лежала в типичном для неё ярком платье, с короной цветов в волосах и смеялась. Несломимая, сильная и слабая Фрида.

Болезни брали своё. Фрида умирала. В книге её сестра Кристина описывает последние дни. Они провели их вместе в доме, где росли, на окраине города Мехико. Фрида страдала от невыносимых болей, принимала наркотики и якобы уговорила сестру дать ей большую дозу. Версия эта нигде не подтверждена, но известно, что Фрида Кало умерла от болезней, связанных с давними травмами в 1954 году в возрасте 47ми лет.

На выставке, которую мне посчастливилось посетить, кроме картин было множество фотографий, а ещё модель кровати, в которой юная Фрида провела мучительный год после аварии и где училась рисовать. Кроме этого были копии её пёстрых нарядов и корсеты, в которые её заковывали врачи, чтобы хоть как-то уменьшить боль. Сильная и хрупкая Фрида оживала перед моими глазами.

А через год, летом 2022 года в Чикаго произошла ещё одна встреча с Фридой. На этот раз кадры её жизни и творчества буквально рождались передо мной в изменчивой форме цветомузыкального представления, называющегося " Immersive Frida Kahlo ". Картины жили и дышали. Было ощущение мощи и в то же время уязвимости. Я опять окунулась в мир несравненной Фриды.

Казалось, чего ещё можно желать? Тем не менее есть одно неисполненное желание - очень хочется попасть на выставку многочисленных автопортретов Фриды Кало, вглядеться в повторяющиеся лицо со сросшимися бровями, побыть рядом. Потому-что, как бы много я о ней не знала, осталась неразгаданная тайна. Тайна по имени Фрида.

Фотография с выставки сделана мной.


Рецензии
Лора!
С огромным удовольствием прочитал этот интересный рассказ, как и все ваши рассказы о художниках.

Теперь посмотрю фильм "Фрида".
Не знаю, как сыграла роль Селма Хаек, но брови у неё точно как у героини.

Несколько месяцев буду очень редким гостем на страницах авторов прозы.ру, надеюсь потом наверстаю.

С наилучшими пожеланиями,

Саша Щедрый   28.01.2024 15:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Саша! Я бы сама с удовольствием пересмотрела этот фильм, особенно теперь, когда я знаю намного больше о Фриде Кало и даже видела её картины. Селма Хаек сыграла превосходно. И внешне она отлично попала в образ - такая же хрупкая, изящная, экзотичная. И как Фрида, она тоже мексиканка. Брови, конечно, результат грима.
Я рада каждому Вашему посещению. Желаю, чтобы всё сложилось хорошо. Здоровья и возвращения. А я буду заглядывать и почитывать.
С уважением,

Лора Зелдович   28.01.2024 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.