Мои женщины Декабрь 1964 Пионер во всём пример!

Мои женщины. Декабрь 1964. Пионер во всём пример!
 
Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из сети Интернет: 1964 год. Начальная школа. 3-й класс. Девочка с косичками. Точно такая же девочка была в том третьем классе, в котором я, выполняя пионерское поручение, проводил контрольный диктант по русскому языку и чистописанию. Как это было, и как эта девочка смотрела на меня, рассказано в этой новелле.

В декабре 1964 года, в самый разгар 2-й четверти учебного 1964-1965 года, наши учителя начали болеть гриппом, подменять друг друга, менять расписание уроков, сдваивать уроки или заменять их паузами или самостоятельной работой в классах. Старшеклассники подменяли учителей в младших классах и выступали в роли вожатых, пионервожатых, массовиков-затейников. Эта волна вынужденных мер добралась и до пятиклассников и нас тоже направили на некоторые часы в младшие классы, чтобы мы «попробовали себя в роли учителей».

Сначала эта идея вызвала в нас бешенный восторг. Завуч и одновременно директор школы Татьяна Николаевна Фёдорова определила, кто из нас пойдёт в какой класс и мне достался третий (не помню какой буквы, «а» или «б»). При этом Татьяна Николаевна сказала, чтобы мы обязательно были с пионерскими галстуками, чтобы повысить наш авторитет. Мы и так с момента праздника Великого Октября ежедневно носили пионерские галстуки, но некоторые из нас то ли уже стеснялись их носить, то ли для них это было не модно, не знаю, но галстуки надевали и повязывали неохотно…

Пионерский галстук – это треугольная шёлковая или матерчатая косынка алого цвета, которую надевали на шею под воротник рубашки или воротничок школьной формы и завязывали прямым узлом. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации. Пионерский галстук – это частица Красного Знамени – одного из главных символов революционной борьбы, символов единства и сплочённости многонационального народа Советского Союза.

Красный цвет знамени и пионерского галстука символизируют, прежде всего, горячую алую кровь, жизнь, здоровье, борьбу за жизнь, опасность, кровь, соль и пот простого народа. Вот почему пионерский галстук и Красное Знамя на поле боя в революционном сражении очень заметные, яркие, броские, значимые и дорогие. По наличию пионерского галстука сразу видно, что его носитель честный, благородный, порядочный, сильный и мужественный человек, не боящийся показать себя врагам и недругам. Носители красных пионерских галстуков быстро замечают друг друга, приходят на помощь друг другу, вместе атакуют и решают самые сложные проблемы.

Всё это я рассказал третьеклассникам, потому что они с порога встретили меня настороженно и сразу же начали задавать всякие вопросы. Некоторых ребят и девочек я знал и встречал на нашей улице и в школе. Некоторых заставал в те моменты, когда они убегали с уроков и играли в кустах смородины на нашем школьном садовом участке в карты или в ножички. Многие были мне незнакомы, и они с любопытством молча смотрели на меня.

Говоря о пионерском галстуке, я, как учитель, прохаживался перед рядами парт у доски и пытался изобразить из себя строгого учителя. Те пацаны, которые на улице были хулиганами и драчунами, и которых я знал и видел в уличных компаниях, всячески мне мешали: хмыкали, шумели, переглядывались, баловались за партами, задирали и отвлекали других учеников и учениц.

Я воочию увидел и убедился, что и мы когда-то точно также шалили на уроках и «издевались» над учителями. Теперь я сам испытывал на своей шкуре неблагодарную шаловливость и хулиганство третьеклассников. Теперь я совсем не приветствовал эти шалости и баловства, требовал от ребят послушания и дисциплины. Увы, у меня ничего не получалось…

Начавшись с ёрзания за партами, продолжившись шептанием за моей спиной и бросанием скомканных бумажных «снежков», это хулиганское непослушание набрало обороты, стоило мне только строго предупредить хулиганов об их наказании.

- А что ты нам сделаешь? – нагло и с улыбочкой сказал один из пацанов, который на улице всегда выступал в роли «забияки». – Ты же не учитель!

Этот пацанёнок победно оглянулся в класс и я увидел, как померкли искры любопытства в глазах девочек и мальчиков, как поникли их взгляды и головы. Этот «забияка» был специальным зачинщиком уличных драк. Например, какая-нибудь «кодла» (группа или компания мальчишек или парней, которые собрались для какого-либо общего дела – драки, набега или иного преступления) выпускает маленького «забияку» или «задиру», чтобы он подошёл к противнику и неожиданно его ударил по лицу.

«Забияка» или «задира» специально делает свой удар подлым, хлёстким, например, по щеке противника, прекрасно зная, что за его спиной «кодла» и противник не может, не должен ударить в ответ маленького. Если это происходит или противник отпихнёт наглого маленького «забияку-задиру», то главарь «кодлы» обязательно произносит традиционную ритуальную фразу: «Ты зачем обижаешь маленького? Ты же знаешь, маленьких обижать нельзя. Тебе что, жить надоело?». После чего события могут развиваться по-всякому…

Конечно же я в ответ на наглость «забияки-задиры» вспылил, возмутился, рассердился и даже взъярился. За спиной этого мальчишки не было «кодлы», только притихший класс третьеклассников, поэтому я почти мгновенно решил резко ответить наглецу, поставить его на место, но в последний момент кто-то во мне сказал тоже строго и умно? «Он прав, ты же не учитель!».

Почти слепой от вспыхнувшей ярости и негодования, я с трудом сказал не этому «забияке-задире», а всему классу…

- Верно, я не ваш учитель. Меня сюда направила наша пионерская организация и завуч, директор школы, Татьяна Николаевна, чтобы я помог вам выполнить самостоятельно программу вашего урока.
- Да, наказывать я вас не могу и не имею права. Ваш «забияка» прав.
- Только я ведь не учитель, поэтому могу применить к наглецам и хулиганам другие меры воспитания, например, дать подзатыльник или по шее, «выписать пятёрочку» по попе (я показал растопыренные пальцы руки).
- Так что вам лучше слушать меня и выполнять задание урока, как следует. Тогда не будет никаких проблем и наказаний. Я ясно выражаюсь?

Этот «уличный» стиль выражение и слов, сказанных с «ленцой», был привычен и знаком многим третьеклассникам, и я по их выражениям лиц понял, что мои слова ими поняты и приняты. Даже «забияка» сник и промолчал, потупил свои крысиные глазки.
 
А потом я вообще внезапно и неожиданно для самого себя применил гениальный учительский приём. Я просто и деловито обратился к третьеклассникам за помощью…

- Я действительно не учитель, - сказал я доверительно ребятам и девчонкам, - поэтому прошу помочь мне. Скажите, что вы изучали, какая тема урока, что вам задано и что вы должны сделать на уроке.

Сначала сдержанно, а потом всё более свободно, торопливо и перебивая друг друга третьеклассники начали рассказывать мне и показывать свои тетради и учебники. Я знал тему урока, но мой вопрос и обращение вызвали такое оживление, что немедленно класс превратился в коллектив. Мне всё стало видно и ясно.

- Так! Тихо! Я всё понял, - громко сказал я классу. – Теперь попробуем выполнить это задание урока, но не каждый отдельно, а все вместе.
- Что тут у нас? Правила, примеры, чистописание, диктант. Хорошо. Начнём. Кто знает, как звучит правило? Желающие сказать – поднимите руку.

Ребята и девчонки начали поднимать руки, просительно тянуть их ко мне и я начал предоставлять им слово. Девчонки, как всегда, торопливо тараторили. Я делал вид, что ничего не понимаю, тряс головой в недоумении и давал слово ребятам. Ребята говорили косноязычно, «бэкали» и «мэкали», но вскоре в споре выступили почти все и правило обрело точные формулировки. После этого мы приступили к диктанту.

Одна скромная и красивая молчаливая девочка, которая уже смотрела на меня влюблёнными глазами, подала мне учебник, раскрытый на нужной странице и я начал читать текст диктанта. Глаза ребят сразу же потухли, головы поникли: они опять заёрзали. Я насторожился и опять внутри меня кто-то добрым, но учительским голосом сказал…

- Знаете что? Я тоже буду с вами писать диктант. На доске. Мне тоже интересно всё правильно написать, чисто, красиво и без ошибок.

Я повернулся к классу спиной, тревожно предчувствуя недоброе, прикинул пространство доски и размер шрифта, каким я должен был уместить на доске весь текст диктанта. После этого я взял кусочек мела, примерился и с дрожью в голосе и в руках начал диктовать и одновременно писать диктант.

Да, это была своеобразная шпаргалка. Я писал диктант одновременно с детьми, но я не писал текст со знаками препинания сразу, а только после того, как оборачивался и спрашивал, как правильно написать то или иное слово, как и где по правилам я должен поставить запятую, тире, кавычки. Только после того, как опять в рабочем споре и обмене мнениями достигалась истина (и она совпадала со знаками препинания в тексте учебника), я продолжал писать на доске диктант.

Мой папа с детства, вернее с учёбы в технологическом техникуме, выработал для себя красивый каллиграфический почерк и я сейчас копировал его почерк, выводя красивые заглавные и строчные буквы. Я не предлагал третьеклассникам писать так же, как я, но потом я увидел, что они тоже старались писать красиво и чисто. При этом во время написания текста я говорил, что писать красиво – это значит быть красивым, интеллигентным и привлекательным человеком.

Мы не успели закончить диктант до конца урока. Звонок прозвенел неожиданно для всех. Я растерялся, но никто из класса не вскочил, не встал, не заорал и не устремился в школьный коридор. Все оставались на своих местах и смотрели на меня.

- Так, - сказал я торопливо. – Быстренько закончим текст диктанта. Пишите за мной!

Я уже не прерываясь написал на доске последнее предложение, расставляя знаки препинания, как в тексте учебника. Работа завершилась. Ребята и девчонки складывали свои тетради и учебники. В этот момент в класс резко вошла наш завуч и директор школы Татьяна Николаевна Фёдорова. Вместе с ней были учительница следующего урока, пионервожатая школы и Валя Антипова. Они проверяли, как идёт практика старшеклассников в младших классах.

- Мы идём мимо, - сказала Татьяна Николаевна, - и слышим, что у вас тихо. Никто не выходит на перемену, никто не шумит. Что-то случилось?
- Ничего не случилось, - бодро, но с волнением ответил я. – Просто заканчивали урок. Всё, дети. Тетрадки с диктантом мне на учительский стол и свободны. Отдыхайте!

Только после этого все дети повскакали из-за парт, толпясь и спеша, принесли и передали мне на учительский стол свои тетрадки и поспешили мимо учителей и Вали Антиповой из класса.

Татьяна Николаевна Фёдорова взяла одну из тетрадок, взглянула на текст диктанта, потом вязла другую тетрадь, опять взглянула, затем третью, четвёртую, а потом повернулась к доске и её выпуклые, как у рыбы, глаза налились кровью…

- Ты что, Суворов, писал на доске им диктант, и они у тебя списывали?! Ты что наделал? Да как ты посмел?!

Я хотел было что-то сказать и объяснить, но Татьяна Николаевна не стала слушать. Она сердито от меня отвернулась, приказала новой учительнице приступить к подготовке нового урока, а пионервожатой и Вале Антиповой сказала, чтобы меня отстранили от участия в практике и не допускали больше к младшим школьникам.

Жар обиды и несправедливости как ураган охватил меня. Я тут же «вспыхнул» негодованием, хотел было что-то сказать и даже крикнуть злое, но от волнения и внезапного кома в горле, промолчал. Мне не в чем было оправдываться, потому что Татьяна Николаевна не присутствовала на этом уроке и не знала всех наших обстоятельств, а на доске действительно был тот же самый текст, что и в тетрадках. Выходило, что я написал третьеклассникам текст на доске, а они его просто списали в свои тетради…

Татьяна Николаевна, пионервожатая и Валя Антипова вышли из класса. За ними вышел и я, чувствуя гузкой, что меня ждут неприятные «приключения» и обвинения. Когда я выходил из класса, то заметил, что за одной из парт всё ещё сидит та самая красивая девочка с длинными косичками, которая весь урок смотрела на меня влюблённым взглядом. Я печальной улыбнулся ей в ответ и вышел…

В нашем 6 «А» классе тоже начался очередной урок. Пришла наша учительница, объявила нам тему урока, прочитала вводную лекцию, затем продиктовала текст конспекта, вопросы для самоподготовки и начала опрос услышанного материала. Всё время этого урока я был как ошпаренный или оглушённый, не слышал и не понимал того, что и о чём говорит наша учительница. Меня знобило и тревожила тревога. Что же будет?

После урока в класс вошла школьная пионервожатая и быстро начала «пионерскую пятиминутку»…

- Товарищи пионеры, - обратилась она к классу. – Ваш товарищ, пионер Саша Суворов, был на практике в третьем классе и вместо того, чтобы выполнить пионерское поручение – продиктовать контрольный диктант ученикам – написал текст диктанта на доске, чтобы ученики его списали и таким образом не сделали ошибок. Проверка показала, что все, понимаете, все ученики третьего класса написали диктант на «пять»!
- Класс! – крикнул кто-то из ребят. – Вот бы нам так же!
- Вы что, не понимаете! – с возмущением воскликнула пионервожатая. – Это неслыханное нарушение правил преподавания! Теперь все захотят, чтобы учителя писали на доске правильные формулы, решали за учеников примеры, писали контрольные диктанты, сочинения. Вы этого хотите?
- Да! Нет! – вразнобой отвечали мои товарищи по классу. – А что тут такого?
- Это деяние, - сказала пионервожатая, - за которое Суворова можно и, может быть, нужно исключить из пионеров!
- А может быть, всё было не так, как вы говорите? – вдруг неожиданно воскликнула Лида Игнатова. – На Суворова не похоже, что он будет нарушать школьные правила.
- Не верите мне, спросите у Антиповой, - сказала пионервожатая и повернулась к Вале Антиповой.

Валя не стала отвечать и ничего не сказала, только в общей тишине низко опустила голову и верная подруга Тоня Корнеева обняла её за плечи.

- Видите, - торжествующе сказала пионервожатая. – Всё, правда. Суворов будет вызван на Совет пионерской дружины школы.

В этот момент в класс вошла завуч и директор школы Татьяна Николаевна Фёдорова. Она взглянула на класс, на меня, на пионервожатую, видимо, всё поняла и прошла к учительскому столу.

- Встань, Саша, - сказала она мне ровным голосом, и я встал за своей партой.
- Я должна перед тобой извиниться, - сказала Татьяна Николаевна. – Ты великолепно провёл урок с контрольным диктантом. Мне всё известно. Мне всё рассказали твои третьеклассники.
- Он по своему провёл урок контрольного диктанта, - обратилась Татьяна Николаевна к нашему классу. – Он сначала обсудил со всем классом правила орфографии и грамматики по теме диктанта, а потом писал диктант вместе с учениками.
- Но он писал на доске диктант не для того, чтобы они списывали текст, а для того, чтобы советоваться с классом, как правильно писать слова, как расставлять знаки препинания и они, практически, сами диктовали Саше, как надо правильно писать. При этом они советовались друг с другом, вспоминали правила, делились знаниями.
- В результате все, без исключения, даже те, кто учится не совсем удовлетворительно, сами написали текст диктанта, не сделав ни одной ошибки. Проверка показала, что всё было сделано честно и правильно. У всех за этот диктант заслуженные «пятёрки».

В нашем классе началось такое оживление, а пионервожатая так покраснела, что немедленно общее настроение изменилось, и Валя Антипова резко обернулась в мою сторону. Славка Юницин, который до этого сидел уткнувшись головой в сложенные на парте руки, тоже встал рядом со мной и ликовал вместе со всеми.

- Обо всём этом мне рассказали сами ученики третьего класса. Они подняли бучу, сорвали следующий урок и наперебой, хором доказывали мне, какой интересный и умный оказался их учитель-практикант.
- Правда они забыли твоё имя и фамилию, но защищали тебя яростно, - сказала, улыбаясь, Татьяна Николаевна Фёдорова.
- Так что прими, Саша, от меня поздравления и извинения. Ты, оказывается, творческая личность и настоящий пример для других пионеров. Что скажешь?

- Пионер во всём пример! – выпалил я не своим хриплым голосом.
- Хорошо сказано, - подтвердила мои слова Татьяна Николаевна. – Всё. Инцидент исчерпан. Все по домам!

Ребята, выходя, хлопали меня по спине и плечам, поздравляли. Девочки проходили мимо молча, каждая из них глядела по-разному. Я не стал дожидаться, пока Валя Антипова и её «свита» соберутся и пройдут мимо меня. Я толкнул локтем моего школьного друга и товарища Славку Юницина и мы заторопились из класса на волю. Я шёл легко, свободно, весело и радостно чувствовал, как меня переполняет гордость и счастье. Я ещё не знал, что будет значить эта история в моей жизни и судьбе, но то, что это выдающееся событие, я был уверен…

Поздно вечером, когда я рассказал в подробностях и в «лицах» всю эту историю маме, папе и брату Юре, выслушал их комментарии, оценки и советы, на границе сна и бодрствования мне вдруг приснились те глаза той девочки-третьеклассницы, которые глядели на меня самым влюблённым взглядом.

Ничего себе! Вот это да… К чему бы это? Наверное, к дождю…


Рецензии