Ностальгия о Перми. -3. Техникум

Ностальгия  по Перми. Часть 3.  Эпизод из 1952 -53 года.

В 1950 году я поступил в Пермский Военно-Механческий техникум  и  теперь путь  в Мотовилиху, (из моей  деревни  Черная  рабочими  поездами    до станции 
Пермь 2  и далее:   по улице Ленина, через  Разгуляй и через  железный  Егошихинский мост),  - стал обычным  делом.

Жил я  в общежитии  на Городских горках,  на улице Степана Разина,  там, где был барак-мазанка  дяди Коли,  а  мы  с мамой голодной зимой 1942 года   привозили дяде Коле картошку и другие   овощи.
 
Вот только  мазанки дяди Коли уже не  было, ее, как «самострой», снесли  и  там   уже был голый пустырь.  Дяде Коле  дали комнату в доме  барачного типа  в конце Комсомольского проспекта, на территории  «психобольницы»,  - он работал там бухгалтером, а тетя  Нюра  работала санитаркой.

Теперь  моему брату Евгению   от их барака  стало ближе добираться  до его  авиамоторного завода. Имея три зарплаты, семья дяди Коли зажила  нормально, да и, вообще, военные и послевоенные трудности  начинали забываться.

Была отменена  карточная  система,   трижды снижались цены на продукты и товары  первой  необходимости, мы стали жить с уверенностью, что скоро  будем жить еще  лучше.

Учиться  в техникуме  мне нравилось, нравилось черчение, практика  слесарная, особенно, токарная и, конечно, практика  заводская   на Мотовилихинском  заводе.
Незаметно пролетели  2  учебных   года, и я успешно  перешел на  предпоследний  курс техникума.

Маму, к этому  времени  перевели,    из деревни  Черная,  в город  Краснокамск  и избрали депутатом  горисполкома.   Нам дали  одну комнату  (16 кв. м.   с подселением  к   еще одной  семьи)  в двухкомнатной  квартире     двухэтажного  дома,  построенного пленными немцами  на улице Большевистская, -  №5, кв № 7. 
 
По тем  временам это было удачей!  Мы опять стали жить в городе, где до войны наша  семья,  (мама,  папа  и я  с братом Юрой),  были счастливы.

А в нагрузку к этому  счастью,  маме  досталась школа, в которую ни кто не хотел  идти директором.
Школа была   на  окраине города, где  люди ютились в старых бараках,   а  80% учеников  школы  были из семей , депортированных и  после  войны сосланных на Урал   немцев Поволжья  и других народов, обвиненных в пособничеству немцам.
 
   Вот  попробуй-ка   директору школы  вот  такой контингент  учащихся вывести    на обязательную  Первомайскую   демонстрацию! А,  главное,   убедить  громко декламировать здравницы  в честь  товарища Сталина  и   Советской власти!

Перебравшись, в город у нас  не  стало огорода, а значит,  все приходилось   теперь покупать на  рынке, – денег  (жить на два дома)   стало не хватать,  и  свою стипендию приходилось  мне  отдавать  маме.

Уезжая из дома  в  техникум    на   неделю,  я  получал  из общего нашего бюджета  50   рублей, кстати, этого мне было вполне достаточно.

В комнате  техникумского  общежития нас  было четверо и для питания мы делали общий котел (для завтраков и ужинов), а обедали мы   столовой  «Домовая кухня»  где можно было получить обед в пределах   1-2-х рублей.   Оставшиеся деньги тратились  на кино,   каток  и другие доступные развлечения.

А еще  мы,время  от времени,  ездили на «шабашки», разгружая   вагоны на  станции    Пермь 1-я   и зарабатывали   обычно по 50 рублей .  Вот  тогда у нас был  богатый стол для ужина: с  хорошей колбаской, вином,  а порой и с водкой.
 
Кроме  семьи дяди Коли в Перми (куда я  обязательно раз в неделю  наведывался и всегда был  накормлен тетей  Нюрой),        проживали   еще:  тетя Зина и тетя Тоня (старшая  и младшая  сестры  моего папы), которые   тоже     радушно встречали меня   и всегда   старались подкормить меня.

А на перекрестке улиц Ленина и Максима Горького  жила дочь тети Зины, – моя двоюродная сестра Лида, с двумя дочками (школьницами старших классов),  Маргаритой и  Ноной, с ними   у  меня сложились дружеские  отношения и    к ним я  приходил  просто отдохнуть душой.

Я акцентирую  внимание  на  это  обстоятельство потому, что во все времена  студенты  никогда не бывали сытыми  и иметь родственников, где тебя  накормят,  - всегда было актуально.

В общем, все у меня было хорошо.


Продолжение следует.


Рецензии