Ностальгия по Перми-5. Первомай

На майские праздники,  мы – четверо  друзей решили организовать застолье в квартире одного товарища-пермяка, где  родители на  праздники  собирались уехать в село.

Мне было поручено  обеспечить  праздничное застолье музыкой, вокальной и  танцевальной, так как классные  друзья  знали о моем  знакомстве с   девушкой -продавцом грампластинок.

В те годы грампластинки уже были в  продаже, но  трудно было достать новинки, они обычно уходили из-под прилавка по друзьям  и  знакомым.

На рынке – толкучке, продовали пластинки с  музыкой,  записанной на рентгеновских пленках,   были  и  уголки, где  прячась от милиции, шел  обмен дефицитными пластинками, например с  (осужденной  комсомолом),  песенкой «Черный кот»  и подобными  мелодиями,  переписанными   на рентгеновских пленках.

По моей  просьбе Валентина,   втайне  от своего руководства,  заранее отобрала  штук  30 дефицитных пластинок – получился  довольно объемистый и тяжелый   пакет,  и принесла  его домой.

Ее универмаг  на Майские  праздники закрывался на  пару дней,  а в день открытия пластинки  должны были  оказаться  на месте  и быть проданными,  как  абсолютно   неигранные.

Я же на  предстоящую  вечеринку  имел особые планы.  Дело в  том, что  зимой наши свидания  были в основном  на  морозной улице,  иногда  удавалось взять билеты  в кинотеатр  на последний ряд,   но  уединится,  ни у нее дома,  ни у  меня в  общежитии,   ни разу  не  получалось.
Именно этот пробел я хотел   исправить, надеясь, что на праздничные дни все разъедутся  и общежитие опустеет.

На всех 3-х верхних  этажах нашего общежития  все комнаты  были рассчитаны на 4- х студентов   и только несколько комнат на 2 человека,  были на  первом этаже.
 
В одной  такой комнате жил студент нашей группы,   мой сосед по  парте, который   вошел в  мое положение и доверил мне   от нее ключ.  А сам и его товарищ уехали на  праздничные  дни к  родственникам.

Так первые пункты  моего плана были  подготовлены:  грампластинками  наш праздничный   вечер обеспечен  и  место, где нам  с  Валентиной можно остаться  наедине,  (если она  согласится), – тоже.

Осталось подготовиться  к  торжеству  самому: -   успеть за ночь  съездить  поездом в Краснокамск  к  маме, заменить повседневную одежду  на праздничную. 
А  утром  обязательно  до начала   демонстрации,    уже быть   в техникуме.

Первомай с  демонстрацией мы  считали самым любимым                и  веселым  праздником!
Часам к 9 мы  собирались в техникуме, в  его фойе и скверике  у памятника Славянову – изобретателю  электросварки.  Все были  веселы, приодеты,  а   из  репродукторов гремели марши и веселые  песни.

Мы строились в ряды  по  учебным группам в общую колонну техникума, кое-кому доставалось нести   транспарант или  портрет члена  правительства и все мы  со знаменами,  пропустив      колонну  Мотовилихинского  военного  завода,  пристраивались  к ней и двигались по  улице   рядом с трамвайными путями  в сторону центра.

Путь был не близок, трибуны с городским  руководством Перми  устанавливались  на улице Ленина  у  театрального сквера.
Мы   же,  двигались  по улице Уральской мимо нашего  общежития, сворачивали  на  улицу Степенна Разина   и спускались   с Городских горок к железному мосту через   речку Егошиху,  а далее,  через   Разгуляй,  выходи  на кварталы    прямо  к трибунам.

Колонны  двигались медленно, иногда  с остановками, но всем  было весело, почти в  каждой  колонне был баянист и слышались песни.
 
А нашей группе учился прекрасный   музыкант   Евгений Стешов, он был старше нас – (пришел   в техникум  из армии),  он  профессионально играл на кларнете, саксофоне,  гитаре и  на демонстрацию  брал   всегда  аккордеон.

Под звуки  его аккордеона   мы пели любимые советские  песни,   с   особым чувством  пели песни Великой Отечественной  Войны,  -   ведь мы    были  свидетелями первого дня  и поседнего  дня Великой Отечественной Воцйны, все мы росли  в ожидании нашей Великой  Победы!

На    каждой    из непредвиденных  остановках   обязательно  звучал  вальс или танго,   и мы   приглашали на  танец  девушек.

В  Перми  Первомай не  всегда бывает солнечным и теплым, чаще бывает   прохладно и дождливо,  но  демонстрации не отменялись  -   все  шли на  демонстрацию в пальто и брали зонтики.
В такие дни  чтобы не замерзнуть  и поддержать  настроение  не  возбранялось  распить  бутылочку  водки на  3 - 5 человек.

Причем, сильно  опьяневших людей в колоннах  я  не видел  - все знали, что после демонстрации дома ждет праздничный  обед, и там  уж можно было выпить в  свое удовольствие.
 
Кстати,   при хорошей погоде во многих  дворах  было принято  ставить длинный стол, накрывать его кто, чем  может, и всем двором совместно  отмечать праздник.

Но этот  Май 1952 года был теплый и солнечный,   мы все  в прекрасном  настроении прошагали мимо  трибуны  под звуки духовых оркестров, под громкие воззвания дикторов:  «Вот идет молодое  поколение будущих специалистов  -  строителей  Коммунизма!», «Ура, товарищи!», «Да здравствует Советский Народ!», «Да  здравствует партия большевиков!», «Да здравствует Вождь  и Учитель товарищ Сталин!», «Ура, товарищи!» … .

Мы,  прокричав  «Ура-Ура», через квартал  были уже свободны, и, от  Разгуляя,   вернулись в наше  общежитие.  А там все  иногородние    уже  торопливо собирались и уезжали по  домам.

До встречи с Валентиной  у  меня  еще было много  времени, и я решил проверить и подготовить     комнату,  куда  я   надеялся после вечеринки   пригласить ее  и  оказаться  с  ней наедине.

Комната имела большое  окно  со  шторой,  у которого стоял   круглый  стол,  застеленный красной  скатертью с  золотой  бахромой,  а по стенкам располагались  2 полуторные   панцирные  кровати.

Модные тогда  гобелены  с оленями и лесными пейзажами на  стенах, - прикроватные  коврики, этажерка с  книгами и  радиоприемником, а  так же  яркий шелковый   абажур, тоже с  золотой  бахромой, придавал комнате домашний  уют.

Два шифоньера  поставлены были так, что  открывая  из коридора  дверь,  посетитель попадал в маленькую кухоньку  с электроплиткой и не замысловатой  утварью,  необходимой  двум   холостякам.
 
Эта часть комнаты освещалась настенной  бра,    служила  так же  раздевалкой, этакой  прихожей,  а спальная  часть отделялась яркой  занавеской  между шифоньерами.

Убедившись, что все тут готово для  приема гостьи   и  все идет согласно моему коварному   плану, я,  чтобы еще  как-то погасить  время, решил с  помощью утюга погладить  брюки.
Утюг был простой, чугунный и нагревался  на электроплитке, а пока он  грелся, я  пошел в  конец коридора  в  умывальник   и постирал носовой платок.

Вот с  этого момента меня  стали преследовать неприятности.
 
Я разложил на столе   свои новые  брюки,  положил влажный  платочек на   одну  из штанин, а на   платок  поставил утюг.

Я ожидал услышать шипение, но его не было! Поняв утюг,   я увидел  четкий черный след утюга  и ощутил запах горелой  шерсти!

Попытался поднять с  брюк  платочек – его края  отделились, а черный  силуэт утюга припаялся к  штанине!

При первом же  прикосновении черное пятно стало дырой –    брюки   безвозвратно были потеряны!

Но самое главное – у меня не было других!  И  чем  их заменить ?!  До встречи с  Валентиной всего  час, а я в одних трусах!

Я кинулся по всем 4-м этажам общежития искать знакомых, но  общежитие уже опустело, все торопились домой на праздники.

Но мне все-таки повезло, застал приятеля, выходящего   из комнаты с чемоданом в руках.

Приятель вошел  в мое  положение, вернулся в  комнату и даже снял  свои выходные  брюки и одел спортивные  - мол,  все равно домой едет.

Вот примерил его брюки, а они мне коротки, я выше ростом моего друга.          Да еще у него брюки  расклешенные,  а  по тогдашней  моде   клеши должны были  закрывать носок  ботинка.
 
А у меня, - если  застегнуть брюки на  поясе,  мои ноги  торчат   из этих клешей сантиметров на 10, -  просто клоуном  выгляжу.

Решил надеть рубашку навыпуск, а под ней опустить  брюки почти до бедер  - так  они казались не такими короткими.  Сверху надел пальто  и был  даже доволен, что  погода начала  портиться.  Времени  до встречи с  Валентной оставалось чуть - чуть и я поспешил на трамвай.

Проезжая  по  Егошихинскому мосту, в  самом его конце, я лихо спрыгнул  с подножки   и лицом к лицу столкнулся с  ней,    поднявшуюся  по крутой тропинке,   идущей  к  мосту  от ее  дома. С ней  была  "авоська", а в ней    пластинки, завернутые  в  упаковочную  бумагу.

Валентина была празднично одета: новенькое пальто-реглан в серенькую веселую  клеточку, на кудрявой  головке кокетливая бежевая  беретка, на ногах лакированные  черные  туфельки на  венском  каблучке,   красивый шелковый платочек очень  шел,   к  ее  синим   глазам.

Я забрал ее тяжелую ношу и мы направились на улицу Островского, в квартиру  моего товарища, где должна была  состояться наша  первомайская  вечеринка.

Идти-то  всего     было  несколько  кварталов,  и всю дорогу я  переживал,   что сниму  пальто и буду очень «бледно» выглядеть  рядом с  моей, празднично одетой  подругой.

Я похвалил  ее новые  вещи, отметил  ее   хороший вкус в выборе праздничного наряда и, конечно, рассказал о случившемся  курьезе  с  моими новыми брюками.


Рецензии