Прыжок, полёт, нырок

   Летом иногда выдавались счастливые дни, тёплые, солнечные и , главное, свободные от сельхозработ (картошку уже окучили, сенокос ещё не начался). В подростком возрасте мы облюбовали для ныряний  гружёные лесом под завязку,  низкосидящие  баржи. Их буксировали вверх по реке по три штуки в караване мощные тягачи типа "Ильи Муромца". Мы пацаны, обогнав их по берегу, подплывали к баржам сбоку, цеплялись за автомобильные покрышки, висящие у них по бортам для смягчения ударов при щвартовании. Взбирались на эти неповоротливые громадины и обследовали их на пригодность для наших игр.
Да, мы катались на баржах, развлекались, прыгая на ходу с барж в воду и солдатиком, и враскоряку, и ныряли рыбкой. Кто посмелее, забирался повыше на штабеля брёвен, погруженных на баржу. В штабеле всегда находилось бревно как-будто специально  положенное для ныряльщиков.

     Ныряя с такой верхотуры пацаны, бывало, доставали дна. Вода,  подпитывающая реку была,в основном с заболоченных низин и имела цвет слабо заваренного чая. На глубине два метра  уже ничего не было видно.  На дне реки прощупывались камушки, ил, водоросли, песок и ракушки огромные, с мужскую ладонь.  Чтобы не врезаться в дно, пацаны  в толще воды, положением корпуса, наклоном головы и вытянутыми вперёд руками, гасили  вертикальную составляющую скорости, выходили на горизонталь и скользили в глубине почти касаясь дна.
 Нанырявшись, с красными глазами  плывём обратно к берегу и бежим греться к костру, от которого мы уплыли на два километра.
-Неплохая получалась тренировочка! Не правда ли?

Помню приходил домой с реки не вовремя, далеко после обеда. Брал целый батон мягкого белого хлеба  и трёхлитровку холодного из погреба молока предыдущего удоя. В банке к тому времени  (сверху) отстаивалось сантиметров пять густых сливок. Да, да сверху, кое-кто думает, что снизу))).Снимаешь эти сливки ложкой  и батоном заедаешь. Вкуснятина! За один присест уминал и батон и всё молоко.. И сыт был до вечера. Молоко-то жирностью 4,2% у нашей кормилицы - Красотки. И антибиотиков в нём ни грамма, одна сплошная полезность.

   Плавал я хорошо.Однажды моя самоуверенность меня чуть не подвела. Я переоценил свои силы, когда один решил переплыть Сухону в широком месте. (Не захотел ждать лодку через часок.) Во время заплыва на середине реки поднялся резкий встречный ветер порывами...Ветер и волны не давали возможности передохнуть на спине, волны моментально захлёстывали дыхалку. Вместо обычных двадцати минут плыл, преодолевая стихию больше часа.

Когда-то мне нужно было в  рассказе показать тонущую собаку. А в натуре я нигде такого не видел, поэтому собаку тонущую писал с себя тонущего. Физиология-то одна и та же. Как раз этот эпизод позаимствован в рассказе "Раз кирпич, два кирпич". http://proza.ru/2015/01/14/376.
"Голова пса опять проклюнулась на поверхности. Собака продолжает бороться за жизнь, стремясь из последних сил к берегу.

 «Давай, родной, давай, ещё немного!» – переживая, мысленно подбадриваю я пса.
А голова его, то исчезает под водой, то снова показывается, и в это время видно, как он разверзнутой пастью судорожно ловит спасительный воздух.
Так поочередно, исчезая и появляясь на поверхности – видимо, отталкиваясь от дна – пёс всё-таки и на этот раз выбирается. Стоит по брюхо в воде, выйти на сухое сил уже нет. Его выворачивают рвотные судороги, из пасти течёт вода и белая отрыжка. Пёс сгорбился, кашляет и никак не может вдохнуть полной грудью, его шатает, а хвостом всё равно подходящему хозяину машет".
 
Долго анализировал я этот случай. Думал - где я ошибся и какие внести нужно коррективы,  При волнении речной поверхности и встречном ветре плыть на спине или "сажёнками" (вольным стилем)  было невозможно. Спасло меня, считаю, хорошее владение стилем брасс  и чувство воды. Даже предельно утомлённый, придерживался классической техники  плавания  брассом: хорошо чувствовал воду и положению тела в воде  придавал как можно более  горизонтальное.  Это позволяло мне по воде больше скользить, и меньше торчал из воды вертикальным топориком-тормозом. Шею тянул выше бурунов, чтобы рот и нос меньше захлёстывало. Техничный гребок он несколько длиннее обычного. На одном гребке это преимущество брасса не заметно. Но тысяча правильных гребков дают уже ощутимое увеличение пройденной дистанции.

 Пароход равнодушно, «и чувств наких не изведав» проплывал мимо нашего дома до конечной...  Там нужно было ждать рейсовый автобус до посёлка,  покупать билеты и ехать фактически обратно ещё четыре часа.
 Вот где прыжок-нырок был-бы идеальным  средством доставки меня к порогу дома моего. С борта парохода нырять ласточкой - это, конечно красиво, но слишком явно и с вызовом команде парохода. Того и гляди просигналят «человек за бортом» со всеми вытекающими, в частности,  выставят к оплате счёт стоимости спасательной операции виновному или  привлекут за хулиганство.
Навыки ныряльщика, приобретённые в детстве, всё ёще были невостребованы.
 
        Прыжок с парохода, проплывающего мимо дома моего всё ещё оставался мечтой. Было всё: навыки ныряния, знание ситуации…  Исполнитель. Но нужно было решать ещё кучу вопросов,  устранять всякие нелепые случайности.
1. Высокие, под два метра мужики, в отдельных местах переходили судоходную Сухону пешком. Поэтому максимальная осадка судов допускалась 1800 мм.
  Чтобы ныряльщики не врезались в дно, пацаны уже  в толще воды принимали необходимое положение корпуса и головы и вытянутыми вперёд руками гасили  вертикальную составляющую скорости, выходили на горизонталь и скользили в глубине параллельно дну почти касаясь его. Если не применять экстренного торможения, очень велика вероятность врезания в дно реки.

2. Много бед несут ныряльщикам разнонаправленные боковые течения и сопротивления.   При прохождении  слоёв воды, имеющих разную линейную скорость. боковое давление на ныряльщика возрастало и могло сбить ныряльщика с курса. Ныряльщик должен был  физически выдерживать это боковое давление, чтобы, не дай Бог,  не перевернуло в глубине, не закрутило. Чтобы не получить растяжений и вывихов  позвоночника, рёбер и суставов, необходимо было иметь сильный  пясничный торс. У нас  возмущающие воздействия течений на ныряльщика при нырянии  в реку с парохода ожидались незначительные, так как скорости течения реки и  движения теплохода отличались несущественно, в пределах 8км/час.
2.дорожки для разбега ныряльщика должны были быть свободными, а также свободен должен быть фарватер реки, где приводняется прыгун от брёвен, плотов и другого мусора.

На борт парохода заходим по одному. В 16.05 мин. Санёк, косящий под загулявшего дембеля"с песней «русского спецназа» «Канчито эль траимо бай барабай бим бу
Синьора аль Тореро Боби Боби Боби лай…» устраивает на второй палубе танцы! Сам же умело и заразительно  пританцовывает. В танец вовлекаются всё новые участники. Пристраиваюсь и я. Мои танцевальные "па" несколько специфичны, да я делаю разминку перед прыжком.   Танцы на палубе – вещь обыденная. А начни я разминаться один, это могло насторожить вахтенных. В танце сколько хочешь добавляй интенсивности. Хорошо разогревшись иду на старт. Народ собрался, топчется - танцует. На ходу раздеваюсь до плавок в 16.15 стартую как раз в зоне видимости моего жилища на берегу..
 4.   Пацаны  придерживают двери кают в поперечном коридоре, чтобы кто-нибудь не вышел под мой разбег и я в него не врезался.
Разбегаюсь, удачно попадаю правой толчковой ногой на твёрдый козырёк палубы №2, толкаюсь далеко и ложусь горизонтально на воздушную горку.   Нос устремлён вперёд и вздёрнут, ноги  напряжены, носочки ног оттянуты, грудь колесом. Руки – крылья ласточки.  Ласточкой зависаю на мгновение... И  уношусь с нарастанием  скорости вниз, рыбкой без брызг вхожу в воду.
  Вытянувшись в струнку, прогибаясь животом и грудью вперёд и помогая вытянутыми вперёд руками,  вынуждаю тело занять в воде горизонтальное положение.  Запоздаешь это сделать и можешь врезаться в дно реки, глубина в этом месте реки была метра два-три.
 Скорость, набранная при спуске в воде постепенно гаснет, задерживая дыхание, ещё с пол-бассейна прохожу по инерции вперёд рядом с дном реки. Извиваясь корпусом, (облизываю, встречные камни, брёвна и миную их.
 Всё.  Запас кинетической энергии у  ныряльщика кончился...
Дальше включаюсь, работая  руками и ногами насколько дыхалки ещё осталось. Прохожу ешё расстояние в пол бассейна. Таким образом, от центра парохода  я на удалении  метр пятьдесят.
Выныриваю, чувствуя, что народ уже обеспокоен моей долгой возьнёй под водой. У самой поверхности,  с шиком одним кистевым движением руки переворачиваюсь на спину, выныриваю лицом к пароходу и к пассажирам, шумно выдыхаю отработанный воздух и отмечаюсь у пассажиров и любопытствующих,  делаю им ручкой так вот, чтоб не волновались.            
       Приветствую всех, машу рукой и рулю к берегу. На берегу ждали восхищённые  взоры мальчишек и девчонок. А дома взбучка от мамы.

                Слов -1285
                Кутьин Ю.А.


Рецензии
Как там, у Высоцкого: "Специалист, видно по нему!". А сам рассказ напомнил про сложности речного судовождения у Марка Твена. Также талантливо, как и у вас!

Махди Бадхан   12.02.2023 19:35     Заявить о нарушении
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть - вот идеальная жизнь. М.Т.

Юрий Кутьин   13.02.2023 08:30   Заявить о нарушении
Очень удачная иллюстрация к самому рассказу, который напомнил мне ... нет, не Дзюбу, рапортующего о забитом голе, что веско говорило о казарменном положении нашей России. А именно Усейна Болта,когда тот успевал поприветствовать публику во время забега на стометровку с мировым рекордом.

Махди Бадхан   13.02.2023 09:06   Заявить о нарушении
Люблю картинки! Любая картинка, самая завалящая несёт в себе информации большие
тома и эта информация у нас в мозгу усваиваивается моментально, так как изображение идёт непосредственно на приёмник (сетчатку глаза). Мы не тратим ни время на адаптацию сигнала и ни каких других ресурсов нашего организма.
Удачи, Махди!
р.с. Махди, я поражён, опрокинут Вашим сравнением Марка Твена со мной.
Меня ж теперь дразнить будут...

Юрий Кутьин   15.02.2023 02:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.