14Б. Дьявол и грехопадение- длинное разъяснение

Дьявол- это в переводе с греческого "обманщик", как и сатана с еврейского. Кого и зачем он обманывает?
Для ответа надо принять аксиому: следующая ступень эволюции- это всемогущее сознание, материализация мысли. Вы это прочли... и представили себе...не Бога, а дьявола. Дело в том, что всемогуществом может обладать только одно Существо. Поэтому строгая единственность Бога (см. 1й завет Скрижалей- Исход 20:3). Дьявол- это второй типа всемогущий. Это и есть обман дьявола, потому что второго всемогущего не мб. Как же людям обрести всемогущество (спастись)? – С помощью эволюции сознания. Поэтому первый завет Христа был: Метанойя (сверхсознание). Всем людям надо стать одним человеком. Нам не понять- как это возможно. Для начала религия педалирует  парадигму:
Абсолютное благо- Бог- это Единственность всемогущества.
Абсолютное зло- дьявол- это больше одного всемогущего.
Откроем одну потрясающую ветхозаветную книгу Библии, которая разбирает сложные взаимоотношения треугольника Бог - человек - дьявол. Это книга Иова. 3000 лет назад у людей были те же вопросы! В начале  о сатане говорится, что он один из сынов Бога (!) и что он ходит по Земле (1: 6,7 и 2:1,2).  Интересно, что об этом говорится дважды, чтоб не было сомнения. То, что сатана связан с Землёй,  подтверждает и христианство. В Евангелии от Иоанна сатана называется "князь мира сего"
 (Иоанн 12:31, 14:30, 16:11)- то есть сатана связан  с материей.
Итак с разрешения Бога (см. пред. главу, пункт 2) сатана насылает на Иова многочисленные страдания. Но бОльшую часть книги Иов с друзьями обсуждают в критическом ключе  НЕ САТАНУ, А БОГА!!!  Наконец ИОВ ВЫЗЫВАЕТ БОГА НА СУД! И ГОСПОДЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ! НО И ГОСПОДЬ НИ СЛОВА НЕ ГОВОРИТ НИ О ДЬЯВОЛЕ НИ О ГРЕХОПАДЕНИИ ПРАРОДИТЕЛЕЙ. ((16))"Он мог сослаться на козни сатаны (не случайно же тот упомянут в начале книги) или просто сказать, что это было такое испытание. Вроде как экзамен сдан, пятёрка, молодец."  Но Господь оправдывается и в Своё оправдание подробно рассказывает... о творении. Точнее о трёх эволюционных фазах творения: глава 38 -материя, глава 39- жизнь, глава 40- человек. Точнее не человек, а суд Божий (40:3), который есть духовная суть человека.  Суд Божий смиряет человеческую гордыню: "На всё высокое смотрит смело  <3000 лет назад люди были такие же гордецы, как и мы. А мы-то думаем, что  у нас надменность из-за научных достижений>. Посмотри на всё гордое и смири его" (Иов 40:6).
Бог показывает Иову двух могучих чудовищ: левиафана и бегемота.  40:10-41:26. Кто они? В конце описания левиафана- снова о гордыне (41:26) "Он царь над всеми сынами гордости". Некоторые толкователи считают, что левиафан- это и есть сатана, который должен же появиться наконец в книге о зле. Но почему Бог не называет его настоящего имени? Из-за этого другие толкователи ((16)) считают, что левиафан- это некая животная сущность человека, инстинкты, что-ли.
Думаю, ДЬЯВОЛ- ЭТО ЖИВОТНАЯ СУЩНОСТЬ, ПОБЕДИВШАЯ ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ. Животные безгрешны, они не имеют свободы, у них жизненный эгоизм органичен. А в человека заложены 2 энергии, находящиеся в противоречии: зои, дух- духовная энергия, зовущая к Единству. И биос, душа- жизненная энергия, энергия самосохранения, удерживающая в скорлупе своего эгоизма. Соперницы должны объединиться. "Спаси (но) и сохрани"- девиз христианства. Надо и слиться со всем мирозданием и остаться личностью. Как? Пока что ясно, что вопрос в том: которая из 2-х энергий будет главенствовать?
--------------- Сейчас расклад такой ----------------------------
Биос без зои- атеизм, "бегемот".
Биос, преобладающий над зои- дьявол, "левиафан".
Зои без биоса- буддизм, если не ошибаюсь.
Зои, преобладающая над биосом- Христос- Всемогущий Бог, принёсший Себя в жертву людям.Чтоб люди избавились от первородного греха множественности.
-------------
Из этой схемы видно, почему дьявол лукавый, перевёртыш.
Павел Флоренский: "Утверждение себя без отношения к другому, то есть к Богу и ко всей твари, и есть коренной грех, корень всех грехов- гордыня. Все частные грехи лишь проявление самоупорства самости". Человек-образ Божий, чело века, превосходство. И вот он возвышается над всеми, рычит на всех. Использует превосходство чтоб победить всех как "царь зверей", а не чтоб помогать всей твари, как Творец.  Бог говорит, что человек не может победить левиафана, животную самость , а только Бог, который в целях смирения и попускает страдания. Христиане верят, что со Христом можно победить дьявола.
Ну а кто такой бегемот? С еврейского- это "зверь". Великий и могучий русский язык нашёл ему аналог- назвав этим еврейским словом гиппопотама (водная лошадь с латинского). Так и хочется вспомнить Чуковского " Ох, нелёгкая это работа, из болота тащить бегемота". Неуклюжий, толстый, застрявший в болоте бегемот- это наша духовная лень, наше застревание в тисках материального бытия, привычка к нему, упёртость нашей материи, кругленький счёт в швейцарском банке, мещанство -сказали бы коммунисты.  Афанасий Великий:  "Дьявол- враг нашего рода, ниспав с неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха...где обольщает людей и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся ввысь".
Об упёртости, упрямстве материи и Гегель: "История- это путь, на котором разумные индивиды не только всякий раз оказываются на тропе неразумия, но и словно не могут прийти к цели, не исчерпав всего возможного неразумия". Александр Секацкий ((17)), говоря о бессмысленности истории: "речь идёт о некой склонности к упрямству, обострение которой, собственно и порождает историю".  Все понимают что война- зло, что нужно взаимопонимание. Ведь могут же договориться пчёлы и муравьи. Почему люди не могут?
 Длина термита 1 см. Если пересчитать высоту самого высокого известного термитника (12,8 м) пропорционально росту человека, то будет высота 2 километра! Самое высокое в мире здание, башня Халифа (мусульмане возвели таки её недалеко от Вавилона)- 900 метров. "Вавилонская башня" термитов в 2 раза больше. Заметьте, у термитов не рост а длина 1 см, и нет никаких подъёмных кранов. Почему термитам можно, а людям нельзя построить Вавилонскую башню? 
Возможно, ответ такой: людям просто "человеческий термитник" построить мало, надо при этом ещё обожиться. Создать не коммунистический муравейник, а Царство Божье, присоединиться к Богу. Видимо поэтому людям труднее, чем насекомым. Эта трудность, нежелание оторваться от материи, сила притяжения материи  и есть бегемот из книги Иова. Он мощнейший "верх путей Божиих" (40:14).  Бегемот- это большой физический, интеллектуальный  потенциал при отсутствии духовного потенциала; отсутствие подвига, эволюционного продвижения.
Итак у человека 2 врага: привычка, застревание в нижнем материальном мире и гордыня- то есть превознесение своего эго,  самопоклонение, отказ от поклонения Богу. В википедии говорится, что основная концепция церкви сатаны из Сан-Франциско- это крайний индивидуализм, эгоизм, как и положено сатане.  Эгоизм возведённый в культ.
 Это наши рудименты и атавизмы, так сказать. Как жабры и хвост у человеческого эмбриона. По мере развития эмбриона они пропадают. Но в отличии от эмбриона, от духовных атавизмов человеку надо отказаться ДОБРОВОЛЬНО. Нельзя удалить их "под наркозом", так как это операция над сознанием. ВСЕМОГУЩИЙ БОГ НЕ МОЖЕТ ОДНОГО- ИЗМЕНИТЬ НАШЕ СОЗНАНИЕ БЕЗ НАШЕГО ВЕДОМА. Мы должны добровольно желать этой операции, сознавать свою болезнь, греховность, то есть нужно покаяние. Дальше действует Христос.
На стр. 34 икона "Воскресение Христово"  Она имеет очень глубокий смысл. Умерев, Христос как и любой человек попал в ад, так как рая до Воскресения не было. В аду Христос победил дьявола, разрушил оковы адовы. На иконе Он вытаскивает из ада прародителей, держа их за запястья. Так вот, на современных иконах прародители обычно без нимбов, хотя по канону- можно и так и сяк. На старинных иконах были нимбы!  Даже если у них нет нимбов на иконе. Всё равно Христос их ПЕРВЫХ вытаскивает в Свой новый рай. Царь Давид и Иоанн Предтеча- идут за ними.
Прародители есть в святцах. В алтаре любого христианского храма есть частичка мощей святого.  Первые христиане устраивали алтари на могилах  мучеников. Под главным алтарём христианства- Голгофой- могила Адама. И всё же прародителей считают виновниками всех бед! Смерть, болезни людей и животных, войны и стихийные бедствия-всё на них повесили. Хочется их оправдать. О грехопадении я подробно писала в 4 главе. Сейчас скажу только что...Моисей- величайший из пророков, первый общавшийся с Богом живым на горе Синай. А по профессии он был государственным лидером,  великим политиком. Он показал людям то, что им надо- ГРЕХОВНОСТЬ. А зачем это надо?
- Трагичность жизни заключается в двойственности человека: с одной стороны "аз есмь червь", а с другой- в моей душе- всё мироздание, так как там есть образ Божий, заложенный в Эдеме. Это из-за того, что человек- переходная ступень в развитии бытия. Раб Божий становится сыном Божиим. В человеке гиганский потенциал, который "чешется" в нас, вызывая чувство неудовлетворённости.  Мы ощущаем свою неправильность, греховность. Всё начало Библии- нагнетание греховности:  грехопадение, Каин, Потоп, Вавилон, Содом и Гоморра. Иудаизм а потом и христианство- это ведь богоизбранность. И чтоб люди не зазнались раньше срока, Господь наделил нас чувством греховности- «гормоном» духовного развития.  Застревание в нижних слоях духовной атмосферы- "прелесть", как  говорят православные, мешает  духовно развиваться. А чувство греховности, неправильности требует:  «Не останавливайтесь, двигайтесь выше!»  Греховность, точнее осознание греховности, которым наделил нас Господь, это вообще-то достоинство человека. Это потенциал духовного роста, гормон эволюции, способность видоизменяться.
Приведу грубое, но наглядное сравнение. Допустим, хозяин собаки хочет сделать ей какую-то процедуру, в результате которой она обретёт, ну скажем, человеческий интеллект. Но одно условие: собака должна добровольно согласиться на это. Под наркозом сменить сознание невозможно. А собака не хочет ничего менять. Ей и так хорошо бегать по двору, без этих ваших нанотехнологий. И вот тут хозяин идёт на вынужденную хитрость. Он говорит собаке, что не всё так уж хорошо во дворе, что есть добро и зло. И что сама собака очень плохая. Чем же я плоха?- глазами спрашивает собака. -А ты утром съела колбасу, а разрешения не спросила.
Объяснение изгнания из рая как хитрость Бога есть у авторитетного автора ((19)), со ссылкой на Исаака Сирина. См. "21.Приложение".
На это же намекает апостол Павел в послании к Римлянам. В котором знаменитый стих 5:18 "Как Адамом в мир вошёл грех, так Христом в мир вошло искупление греха". Христос-это, грубо говоря, и есть та самая процедура над собакой. Апостол неоднократно говорит о том, что Законом познаётся грех. Этим он возможно намекает, что обвинением в нарушении Закона познаётся греховность. См. 3:20; 4:15; 5:13,20; 7:7,8,9,14. Обвинение в грехопадении праотцев для осознания ими своей греховности.
В лекции протоиерея Вадима Леонова (профессора Сретенской ДС) о грехопадении (2015, см. Ютуб) тоже говорится, что грехопадение- это экзамен, результат которого был Богу известен, но человеку он показал его несовершенство, то есть греховность. Месседж рассказа о грехопадении: человек несовершенен, ему надо слушаться Бога, но в то же время от него самого многое зависит.  Нельзя все беды сваливать на Бога. Это рабская позиция. А человек сам призван что-то совершить. Это и есть добро, познанное людьми от вкушения древа познания.
Образное  толкование догмата грехопадения- взгляд ребёнка на свои роды. Если бы новорожденный ребёнок имел сознание, ему казалось бы, что мать жестоко изгоняет его из своего чрева во время родов. Он думал бы: в чём я провинился? съел что-то не то? Но роды неизбежны. Если младенец остался бы во чреве, то неизбежно умер бы. А родившись- обрёл жизнь. Ведь не зря Господь насадил в раю древо познания добра и зла- эту дверь наружу из первородного рая. Дверь, дающую свободу, без которой не возможна любовь. ДВЕРЬ, ДАЮЩУЮ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЛЮБВИ.
КМК "падший мир"- это позиция отрицания. Более конструктивное, более вдохновляющее определение - поднимающийся, восходящий мир. Определение "падший мир" как и "восход \ заход солнца" не совсем корректно. Но главное ощущать потребность менять этот мир, одухотворять его. Это не просто. Надо преодолеть дьявола, преодолеть "притяжение", искушение материи.
Ментальное искушение прошёл даже Христос в начале своей миссии (Матфей 4:1-11). Искушений было 3, и в них видны эволюционные ступени, как и в конце Иова. Сначала: "преврати камни в хлеб"- животная потребность в пище, затем- искушение Бога- ментальная потребность разума летать, затем -поклонение дьяволу- духовная потребность поклонения кому-то, но не Богу. По эволюционному порядку: животный-ментальный- духовный уровни. Интересно, что перед искушением дьявола Христос для укрепления силы духа 40 дней постился, отказывался от материального комфорта.
У нас тоже для борьбы с дьяволом есть посты. Но главное в этой брани- таинство покаяния. Это, так сказать, заявление: желаю, мол, отказаться от старой, животной сущности, ради обретения новой. Стрелы во внутренних зверей: левиафана и бегемота- это пост, ограничение животных потребностей, молитвы и покаяние.
Кто-то сказал "мир лежит во зле". Мы воспринимаем мир как зло, потому что это не наш мир. Этот мир- загадка для нашего разума. Потому что наше предназначение изменить его, изменившись самим.
Но христианство не проповедует негативное отношение к материальной жизни. См. Ин 10:10. Второе предложение Символа Веры, которое во время литургии все хором провозглашают под сводами всех христианских храмов: "Верую в воскресение мертвых и жизнь будущего века". Жизнь надматерии. Что это будет- пока никто не представляет.
Воскресенье- одно из самых приятных и радостных слов в русском языке. Потому что это долгожданный выходной, отдых для души и тела. А для верующих -это ещё и Светлое Христово Воскресенье, Пасха. Христиане верят, что те, кто будут оправданы на Страшном Суде в конце времён, обретут материальные тела, но это будет уже отличный от нашего материальный мир. "Новое небо и новая земля"- как провозглашается в конце Библии (Откровение 21:1). Антоний Сурожский ((11)): ""Христианство- это единственный МАТЕРИАЛИЗМ, который придаёт предельное значение материи, а также и истории человека, через Воплощение Бога вдруг получающих вечное, божественное, трансцендентальное измерение: не в будущем, а вот сейчас. Потому что в этой истории есть Бог. И человек делается каким-то удивительно большим." У меня в детстве бывало такое ощущение: лежу и вдруг чувствую, что я стала чем-то очень большим. Может так дети ощущают, что они растут, а может, это прикосновение Вечности.
Материя- это то, что нас всех объединяет и ограничивает нашу неуёмную фантазию своими строгими законами. Она преподаёт нам урок единства и смирения- главных добродетелей. Но материя прекрасна пока она не заслоняет нам Бога. "Продать душу дьяволу" (см. например "Фауст" Гёте)- значит застрячь на эволюционном пути, остановиться на низменных, материальных интересах, поклоняться суперзверю- дьяволу. Дьявол очень креативно, в открытую прельщает нас материальными завлекалками. В то время как Бог не хочет ограничивать нашу свободу. Вспомним, что  "Свобода- это обязательное условие взаимной любви". Любовь возможна только между свободными личностями. Бог даёт свободу выбора между Собой и дьяволом. В любом человеке заложен огромный потенциал творческого духовного развития. И вот свободный от Бога человек с силой бегемота безудержно стремится к дьяволу. И вот деньги, слава, удовольствия становятся божествами. Дьявол это "лукавый", обезьяна, перевёртыш Бога, божок. И вот жизнь переворачивается с ног на голову, превращается в абсурд.
 Деньги из средства обмена превратились в монстров. Из 10 долларов прибыли только 1 получают за товары и услуги, а 9- в результате финансовых махинаций. Еда не для насыщения, секс не для деторождения. Вредность безконтрольной еды люди уже осознали, а секса? Уже мало кто помнит, что его функция- детородная. В Америке да и у нас люди массово наращивают свои детородные органы. Спросите их: сколько детей они планируют иметь? и главное, вырастить?- скорее всего ни одного.  Зачем тогда выпячивать НЕНУЖНЫЕ органы? –Это дьявольская обманка.  А ведь во сто крат больше гордости должно быть не от размера, а от того, что нам дана сакральная функция со-творения нового мира, уникального образа Божия в лице ребёночка. "Христианство возвеличило брак больше, чем любая другая религия. Большинство великих поэм о любви написаны христианами...Но сегодняшнее положение весьма и весьма постыдно. Нет ничего постыдного в наслаждении едой. Но было бы очень позорно, если бы половина человечества проводила время, глядя на её изображение, облизываясь и пуская слюну". Это из ((14)) 
А я, простите, скажу уж по-стариковски, чтоб как-то усмирить безудержную сексапильность: секс- это удел смертных, бессмертным не нужно деторождение. Выпячивая свою сексуальность, люди подчёркивают свою смертность. Простите за резкость, КМК мужская агрессивность, теория Мальтуса, оружие массового уничтожения- это всё обратная сторона сексуальности<->смертности. Похоть нашёптывает: "Умри или убей!". Да, после этих слов меня надо сжечь как последнюю ведьму. Но сначала надо всё же как-то уложить в прокрустово ложе логики Хатынь и ещё сотни сожжённых деревень, Хиросиму а ещё и Нагасаки, русские бомбёжки Чечни, миллионы абортов, ЕЖЕДНЕВНО совершаемых на планете. Что с этим делать, человечество пока не знает. Монашество пытается решать с Божьей помощью. Монашеское "ЦЕЛОмудрие- это охрана от природного дробления" (Вл.Соловьёв)
Либералы выдумали "решение": смену пола. Это уже, по-моему, извращение самой метанойи. Тут вспоминается бабушка Карлсона, которая умоляла: Карлсончик, переодень носочки! И он, чтоб не огорчать бабушку, садился на ветку и переодевал... правый носок на левую ногу, а левый- на правую. А люди вместо смены сознания с Я на МЫ чтоб не огорчать Бога и хоть как-то меняться  меняют пол с мужского на женский и наоборот.
Либерализм- это ведь тоже дьявольский перевёртыш. Казалось бы это свобода, либерте. Но на самом деле это сковывание сознания в тисках материи. Ничего нет, кроме животных ощущений. Коммунисты ставили железный занавес, а либералы ставят материальный занавес. А ведь материя- это практически пустота. Символ науки- планетарная модель атома. Так вот, в школьном учебнике читаем, что если для наглядности атом увеличить до размеров футбольного поля, то ядро будет размером с мяч, а электроны- это несколько мошек.  А остальное- пустота!
Но, повторяю, христианство- это не отказ от материи вообще. Такой отказ, насколько я знаю, проповедуют буддисты. Задача христианства- обожить материю, соединить материю и идею, придать ей смысл, логос. Зайдите в храмы в пасхальные дни-там всё красное: яички, облачение священников, свечи, платочки прихожанок. Красный цвет- жизни, но жизни "воскресшей".
У христиан есть яркий пример материи без греха- это Христос. В Евангелии от Иоанна, самом духовном, в начале которого Бог объявляется Словом, то есть имеет форму информации- в конце приводится эпизод с неверующим Фомой, ставшим именем нарицательным. Так вот Христос позволяет Фоме увидеть и пощупать Свои раны. Этим доказывая, что Он материален. Воскресший Христос- это одухотворённая, обезгрешенная материя.
А есть грех без материи- это ад.  Зачем Бог попускает ад? Почему грешники просто не уничтожаются после смерти, а испытывают вечные муки?  Для ответа надо вспомнить, что христианский загробный мир состоит из 2-х частей.
1. До конца света. Грешники ТАМ не могут каяться, но им помогают молитвы живых. Вспомним Ксению Блаженную, которая приняла тяжелейший подвиг юродства ради спасения мужа, который скончался, не покаявшись.
2. После конца света и Страшного Суда. То, что часть людей после воскресения мёртвых не сольётся с Богом, будет "в аду", согласуется с прошлыми эволюционными стадиями. Не вся материя "ожила", когда появилась жизнь. Не все обезьяны стали людьми. Хотя вопрос о всеобщем спасении в православии остаётся открытым. "Вечные муки"- это возможно, муки обретения вечности для тех, кто заранее не подготовился к ней.
 На Земле Бог скрыт, а дьявол нагляден. А в мире без материи, думаю, всё наоборот. Дьявол ведь князь этого мира. Здесь люди- носители духовности в материальном мире, там люди- ностители материальной составляющей в духовном мире. Также, как земная и небесная Церкви- это единый организм, грешники на земле и в аду- общаются. Отсюда разные медиумы.
Душа бессмертна ведь у любого человека. Будь он грешник или атеист. Уже в начале Библии (Бытие 1 глава) появляется "душа живая" (стих 1:20, затем 2:7)- это некая транстендентная жизненная энергия, (энтелехия Аристотеля). Но ведь эта сила жизни находится в противоречии с кратковременностью биологической жизни! Это противоречие видимо является потенциалом, который будет реализован в Царстве Божьем. У человека эта потенция ощущается как надрыв, как трагичность.
Проблема трагичности бытия, теодиции то есть оправдания Бога в христианстве стоит очень остро. Языческие боги были как люди, и добрые и злые, что с них возьмёшь. Но христианский Бог- необычайно всеблаг и всемогущ. Почему Он не уничтожит зло? – Потому что ЗЛО- ЭТО НЕДОДЕЛАННОЕ ДОБРО.
Самое начало Библии: Бытие 1:1. Бог начинает творение не со света, а с земли. Причём творит её не с помощью логосов, как всё остальное, а непонятно как. А тьму как бы вообще никто не творит. Толкование возможно такое: ЗЕМЛЯ И ТЬМА-ЭТО СЫРЬЁ ДЛЯ МАТЕРИАЛИЗАЦИИ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛОГОСОВ, первый из которых разумеется Свет. Георгий Флоровский: "В акте творения Бог создаёт нечто иное, чем Он Сам, нечто ПРОТИВНОЕ Себе.... Бог, так сказать, потеснился и дал место для иного бытия" . Эта цитата приведена в  ((19)) стр 141.
Владимир Лосский в книге "Догматическое богословие", глава "Первородный грех":  "Для отцов зло действительно есть недостаток, порок, несовершенство; не какая-то природа, а то, чего природе недостаёт, чтобы быть совершенной." На первый взгляд кажется, что этот неудачный перевод с французского можно абсурдно трактовать так, что зло- это то, чего не достаёт. Но ведь действительно в переводе с религиозного грех это "недостаток". Но Лосский подчёркивает, что это НЕСОВЕРШЕНСТВО.  Зло-это то, что ещё не доведено до совершенства.
"Доказательство Бога Эйнштейна"-о том же. Холод и тьма- это ничто, это отсутствие энергии. Дьявол, зло- это ОТСУТСТВИЕ, пустота. Но мы видим, что вся вселенная- это в основном абсолютный холод и тьма. Так же и человеческие души. Божественного света в них- крупица меньше горчичного зерна, а в основном тьма. Христианская церковь пытается проращивать это духовное зёрнышко в людях. Христос- это ДА, полнота жизни, а дьявол- это НЕТ, пустота. Дьявол- прокурор на суде Божьем. На обычном суде прокурор утверждает, что человек совершил зло, а адвокат- что не совершил. А на Божьем суде прокурор-дьявол утверждает, что человек не может совершить благо, что человек- пустышка; а адвокат-Христос утверждает- что каждый может. 
Клайв Льюис ((14))в главе "Страдание. Благость Божья" сравнивает человека с картиной, которую рисует художник- Бог. Похоже у  Иеремии в главе 18: люди и Господь это горшки и горшечник.  Художник-Господь снова и снова "беспокоит" картину, "скребёт её, смывает и начинает в сотый раз", чтоб довести до совершенства. К.Льюис называет это наше положение "НЕВЫНОСИМАЯ ЧЕСТЬ". Картине хочется остаться незавершённым, "легкомысленным" наброском. Но полотно или глина, выдержавшие "муки творчества", могут стать шедеврами и тем самым обретают БЕССМЕРТИЕ.
Но люди в отличии от горшков и картин- это активные участники творческого процесса. Это величайшая миссия: со-творить вместе с Богом!  Мы критикуем Бога, Путина, "начальство"- это, вообще-то рабская позиция. Раз ты такой умный(ая), то помоги Богу создать справедливого Бога-2, точнее Тело Бога-Сына! Господь даёт нам такую возможность. Он отдал нам своего идеально доброго Сына Христа, который в жуткие ветхозаветные времена Адама, Ноя и Авраама  был как бы в стороне. Теперь Он явился на первый план. И вот для этого совершенно благого духовного агнца надо создать Тело. Так со-зижди же это Тело, человек, раз ты такой справедливый! Или хотя бы Мне не мешай.- говорит Бог. И я с воодушевлением несу свою лепту- иду дежурить в церковь. Замечу, что лепта в современном греческом языке- это "минута". ("Копейка"- это теперь цент.)  Значит, внести свою лепту- это потратить своё время. Время становится важнейшим ресурсом в эпоху больших возможностей.
Надо стремиться к Богу, тогда победишь дьявола, осветишь тьму. Хочется, конечно, чтоб кто-то точно определил: вот это дьявол, он всё испортил. Закидать его бомбами! Но...пусть первым бросит камень тот кто безгрешен (Иоанн 8:7). Уничтожить-то надо что-то внутри себя, своего левиафана. ПОЭТОМУ-ТО Я САМ ГРЕШЕН. ЭТО И ЕСТЬ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ- ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОЛГА, СМЫСЛА ЧЕЛОВЕКА.
Часто призывают возненавидеть дьявола. Это вызывает боевой задор, но порой он направлен  не на внутреннее очищение, а на охоту на ведьм, которыми могут стать иноверцы, инопланетяне, америкосы или просто тёща.  Е.А. Авдеенко говорит что вражда с дьяволом-это не ненависть. Я тоже считаю, что дьявол недостоин ненависти. Его и его приверженцев следует презирать, или (что более по-христиански) жалеть. Это низшая форма бытия. Я уже отмечала, что символ фашизма- крайней формы индивидуализма- свастика, это сворачивание креста в круг, свёртывание раз-вития, эволюционного пути.
Тот кто считает, что путь слишком трудный и сетует на Бога, пусть вспомнит себя в раннем детстве. Ведь не сетовал он на силу гравитации, которая разбивала малышу нос об пол. Нет, малыш снова вставал и на карачках или мелкими шажками пытался договориться с силой гравитации.
А в саду дорожка так длинна,
Прямо в небо тянется она.
Топ-топ, топ-топ очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ первые шаги.
Да, мы младенцы в духовном мире. В той же главе Льюис сравнивает нас со щенками, которых Бог-дрессировщик учит приличным манерам. Видно у этого англичанина были любимые щенки. А у меня- любимые внуки. Дай им, Боже , здоровья душевного и физического, и силы духовной для преодоления жизненных невзгод!
Интересно, что Антоний Сурожский (живший, как известно в Англии) тоже приводит сравнение христианина с собакой, преданной хозяину (Господу). В статье "Мужество молиться" он приводит слова английской же писательницы Эвелин Андерхилл об этом.


Рецензии