Блок. Говорит смерть. Прочтение

              Жизнь моего приятеля

8.   Говорит смерть               
 




                Когда осилила тревога,
                И он в тоске обезумЕл,
                Он разучился славить бога
                И песни грешные запел.
 
                Но, оторопью обуянный,
                Он прозревал, и смутный рой
                Былых видений, образ странный
                Его преследовал порой.
 
                Но он измучился – и ранний
                Жар юности простыл – и вот
                Тщета святых воспоминаний
                Пред ним медлительно встает.
 
                Он больше ни во что не верит,
                Себя лишь хочет обмануть,
                А сам – к моей блаженной двери
                Отыскивает вяло путь.
 
                С него довольно славить бога –
                Уж он – не голос, только – стон.
                Я отворю. Пускай немного
                Еще помучается он.
                10 декабря 1915







     – «И он в тоске обезуме;л…» –“он” –  см. название цикла: «мой приятель».

     – «А сам – к моей блаженной двери // Отыскивает вяло путь. ~  …Я отворю.» – “я” – см. название стихотворения: смерть.

     – «Тщета святых воспоминаний…» – воспоминания о временах «тома I», временах служения Лучезарной. Служение, которое ни к чему не привело – “тщета”.

     – «Он разучился славить бога…» –  «славить бога…» – см. стихи «тома I». Ысе они - во славу Его( то есть Её, конечно же.)

     – «И песни грешные запел…» – см. стихотворения «тома II и III» – все эти «Незнакомки», «черные розы в бокалах»…

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – Он больше ни во что не верит ~ Отыскивает вяло путь.»  – Ср. в первом стих. цикла "Весь день, как день; трудов исполнен малых ... " (1914): "На дне твоей души, безрадостной и черной, // Безверие и грусть". Это, как пишет З.Г. Минц, «последняя фаза существования в "страшном мире" –  прижизненная смерть, бесстрастное ожидание полного уничтожения» (Минц, 4. С. 64).
     »

     – «А сам – к моей блаженной двери // Отыскивает вяло путь ~ Я отворю. Пускай немного// Еще помучается он.» – и после смерти отдохновения ему не будет – ему откроют дверь, а там:

                «Умрешь – начнешь опять сначала
                И повторится всё, как встарь:
                Ночь, ледяная рябь канала,
                Аптека, улица, фонарь.
                10 октября 1912»


Рецензии