Легенды кино. Михаил Жаров

            Штрихи к портрету.
    Михаил Иванович Жаров, народный артист СССР, родился в 1900 году, в Москве. Снялся в 50-ти фильмах, с сентября 1938 года по декабрь 1981 – актер Малого театра.
        Что побудило меня написать об этом человеке?
         Посмотрела еще раз фильм   40-х годов «Воздушный извозчик», где снимались замечательные актеры:  Людмила Целиковская, Константин Сорокин и, в роли летчика гражданской авиации Баранова  Ивана Кузьмича,  Михаил Иванович Жаров, и снова оказалась во власти обаяния актера… а, может быть, Ивана Кузьмича? Красивого мужественного человека с сильными руками и спокойным твердым взглядом. Человека, которого невозможно не полюбить, и не довериться ему сразу и навсегда. И сочувствуя ему и сопереживая, испытываешь и восторг, и любовь, и удивление, и необыкновенное  ощущение  покоя.
     Михаил Иванович Жаров, сыграл роль Ивана Кузьмича, героя кинофильма, но настолько живого, что его не могло не быть в  реальной жизни. Так точен, так правдив и понятен его образ в исполнении актера.
      И такое воплощение Жаровым  в жизнь его героев  присутствовало в каждой его киноработе. Кто-то из партнеров Жарова по фильму «За тех, кто в море», в котором  Жаров играл роль капитана Харитонова, вспоминал: «Михаил Иванович решил пройтись по улице одетым по всей форме. На углу стояла группа молодых матросов, о чем-то оживлено беседующих. Увидев Жарова, они замолчали, отдали ему честь. Затем один из них догнал его, и, обратившись по всей форме, сказал: «Товарищ капитан второго ранга, разрешите сфотографировать Вас. Необыкновенный случай, вы удивительно похожи на артиста Жарова. Если бы не морская выправка, мы бы подумали, что вы – переодетый актер».
   «Я не мог желать лучшей оценки моей работы над образом моряка,- вспоминал Жаров,- счастливый и гордый, я отправился на съемку. Потом говорили, что сцены, снятые в те дни, были  самой лучшей моей удачей в фильме».
     Жаров не стремился стать внешне неузнаваемым в новой роли. Но мало меняясь внешне, Жаров представал в каждой новой роли другим.
     Его герои- люди с разными биографиями, разными характерами, персонажи благородные и не очень, умные и недалекие, мужественные и безвольные. Каждый из  его героев говорил знакомым жаровским голосом, который артист не старался менять, улыбался знакомой жаровской улыбкой, а люди возникали своеобычные.  Личность Жарова была настолько глубока и богата, что ни одна роль не была самоповторением. Но из роли в роль артист нес свою жаровскую тему.
    В списках его ролей люди всех профессий. Он был в фильмах и на сцене рабочим, крестьянином, матросом, служащим, ученым, генералом армии, летчиком. Популярность Михаила Жарова была необыкновенной, творческая судьба сложилась счастливо. Ему довелось работать с выдающимися режиссерами театра и кино, чьи работы были вехами в русского искусства. Вс. Мейерхольд, А. Таиров, Б. Равенских, С. Эйзенштейн, Г.Козинцев и многие другие великие- кажется проще назвать тех режиссеров, с которыми не работал Жаров.    На сцене Жаров   встречался с такими глыбами и корифеями театрального искусства как Василий Качалов, Иван Москвин, Вера Пашенная. Великие старухи Малого театра: Александра Яблочкина, Варвара Рыжова и Дарья Турчанинова   ценили талант Михаила Жарова.
     Скольким поколениям знакомо и дорого имя этого артиста. По сей день, увидев его улыбку с экрана  телевизора, на сцене, в кинофильмах, ощущаешь кипучую, только ему присущую мощь его темперамента, и кажется, что он был и будет всегда рядом. Все образы Жарова объединяет одно качество- жизнелюбие. Жаров  жизнелюбив и тогда, когда он  играет  своихгероев.  Само видимое удовольствие, с которым актер исполнял любую свою роль, создавало оптимистическую, часто веселую, юмористическую тональность , дарящую ту самую радость, которая неотъемлема от восприятия жаровского творчества. 
  Еще до революции мальчуган с московской окраины увлекся театром, проникнув  в статисты оперного театра Зимина, в котором пел Шаляпин. А Жаров начинал свою актерскую деятельность в  массовке стражником с алебардой.  Попал он и в массовку какого-то исторического фильма , снимавшегося на  Кинофабрике Александра Ханжонкова.   Но серьезный творческий путь Жарова начался только в 20-годы в первом Художественном фронтовом театре, в кино, в фильмах «АЭЛИТА», «Папиросница от Моссельпрома», «Мисс Менд» и других. Фильмы тех лет запечатлели стройного кудрявого юношу со светлыми озорными глазами и такой улыбкой, на которую нельзя было не ответить улыбкой… А в 1931 году в первом русском звуковом фильме «Путевка в жизнь» Жаров сыграл образ Жигана, героя воровского мира, ловкого, веселого, полного ухарства, насмешливого цинизма, обаятельного, но и страшного своим обаянием.
    Многокрасочность, многогранность, подчас противоречивость, контрастность – вот что отличало  лучшие образы, создаваемые Жаровым.  Да разве можно описать все пятьдесят ролей, сыгранных актером в кино.
    Расскажу об очень яркой, вернее одной из ярких ролей Жарова- Алексашки Меншикова, сподвижника императора Петра Великого в фильме «Петр I».О свойстве Жарова насыщать роль очень точно сказал народный артист Николай Симонов, сыгравший роль царя Петра. «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин, прошедший путь от торговца пирогами с зайчатиной до генерал-фельдмаршала, правителя всея Руси: Жаров – актер истинный, способный так глубоко проникать в материал роли, что не знаешь- где он  и где кончается роль.  Я это хорошо знаю не только как зритель, но и как партнер». Как бы продолжая впечатления Симонова- еще один  эпизод на репетиции одной из батальных сцен фильма «Петр I». Жаров на скаку поймал летящее в него ядро, развернулся и бросил его назад, в лагерь врага. Этого в сценарии не было. Восхищенный находчивостью актера, Алексей Толстой сказал ему: «Слушай, а ведь третью серию я буду писать с тебя! Это только мой Меншиков мог так подхватить ядро».  Писатель в  дальнейшем как бы сверял роль «по Жарову». Фильм «Петр I» снимался в конце 30-х годов 20 века, а ближе к нам сериал о деревенском детективе Анискине , уполномоченном, хитром, увертливом, по-мужицки лукавом и простодушным, безгранично честном и преданном своему делу.
   Жаров нес в себе заряд неиссякаемой бодрости. В своей книге «Жизнь, театр, кино» он писал: « А вообще мне повезло. Встречая на улице незнакомых людей, я вижу, как  теплеют их глаза, разглаживаются морщины у рта и вдруг собираются веселые складки у глаз. Для меня это высшая награда – приносить радость людям ! А для этого стоит жить и работать?!». Жаров делал все, что мог, и мог все, что бы ни  делал. И каждая встреча с актером Жаровым – радость для людей.
    Что же касается роли Ивана Кузьмича, летчика из фильма «Воздушный извозчик»,  то этот образ все равно стоит особняком в ряду ролей Михаила Ивановича.   Надежность и честь, большая любовь его жизни к Людмиле Целиковской, вызывают уважение и веру в сильного человека. А Михаил Иванович Жаров таким и был.               


Рецензии