Закон морского тяготения

Врезка

В юности мне посчастливилось прочить книгу И.А.Гончарова  «Фрегат «Паллада». Потом никогда не пропадало желание  увидеть современный  парусник с тем же названием. И вот, спустя много лет, благодаря знакомству с  капитаном Н.К.Зорченко,  мечта свершилась. Наконец-то я стою на палубе судна и испытываю целый букет чувств. Но до этой встречи пришлось проделать большой путь из села Успенского Краснодарского края до г.Владивостока длинной в 11 тысяч километров ( в плацкартном вагоне РЖД). За 7 дней, проведенных на полке вагона, увидел почти всю Россию с запада на восток. Познакомился с пассажирами из разных мест, увидел в окно осенние пейзажи европейской части страны, Урала, Сибири, Забайкалья, Приамурья и Приморского края.  Потом был обратный путь на самолете. Впечатлений тьма. Невероятный простор, симпатичные люди, гордость за страну 13 морей, трех океанов, бескрайних лесов и полноводных рек!
 
Улыбка — флаг корабля

Общаться с этим симпатичным человеком и не подпасть под его обаяние, наверное, невозможно. Н.К Зорченко источает одновременно энергию, ум, юмор. Сегодня, например,  в кают кампании  рассказал историю о  практиканте, который в открытом море попросил повернуть судно назад: парню сильно захотелось домой. Причем органично дополнил эпизод мимикой и жестами , что вызвало  улыбки.  А улыбка, как поется в известной песне, это флаг корабля. Поэтому в минуты редкого отдыха он со знанием дела говорит на разные темы, и заводит аудиторию, как говорится, с пол-оборота.  На капитанском мостике, смешинки в его глазах быстро меняют цвет.  В них - предельная деловитость и уверенность,  зоркое внимание, краткость команд. Не зря, видимо, опытный моряк носит такую фамилию.
Николай Кузьмич, как догадался читатель, капитан дальнего плавания, обладатель редчайшей профессии, которая по трудности в мире входит в тройку самых  опасных.  На плечах каждого главного рулевого на любом судне лежит громадная ответственность за судьбу  людей, а у Зорченко кроме экипажа в учебный  рейс на фрегате «Паллада» уходят более сотни молодых ребят, курсантов и даже юнг. За бортом частенько бушует стихия: палубу и настройки накрывает высокой волной, ветер  раскачивает судно и пытается накренить до критического градуса, рвутся паруса, но Кузьмич даже в такие минуты не теряет самообладания, верно оценивает ситуацию, быстро принимает решения. Благо матросы, боцманы и помощники капитана знают свое дело и умело устраняют возникшие проблемы. И здесь чувствуется рука опытного педагога, подбирающего коллектив. Одно время он даже исполнял обязанности ректора «Дальрыбвтуза» во Владивостоке, но любовь к морю и легендарному фрегату пересилили.

-Мы счастливы, что мы есть у него, а он у нас, - сказал при встрече о капитане один из старожилов экипажа «Паллады»  старший механик Петр Владимирович Холдобо.- Понимаем друг друга с полуслова. Зорченко уверенно ведет себя в любой ситуации, что передается и нам. «Паллада»  - редкое судно по нынешним меркам, с огромными мачтами и парусами, что нравится романтикам, но техники тоже хватает — два мощных двигателя, один для движения, другой для выработки света, опреснителей морской воды, генераторов.
 
-История фрегата началась в 1989 году с постройки в Польше, некоторые запчасти уже не выпускаются, переходим на отечественные аналоги, - продолжает стармех.- Всего в моем коллективе работает 14 человек, кроме механиков и мотористов, числятся также токарь, слесарь.  Есть среди нас человек, который совершил  первый рейс из польского города Гданьска до Владивостока, порта приписки. Это старший моторист Александр Дмитриевич Кузовлев.

Экипаж умелых

Из каюты старшего механика  иду по корабельным лабиринтам, коридорам, лестницам в другую часть корабля.  Попадаются просторные помещения со столами и скамейками, прикрепленные к полу (дабы не улетели в шторм), а на стенах  развешены разные узлы. Их вязать парням еще предстоит научится. Все это учебные классы,  где постигают азбуку морского дела безусые парнишки. Внизу нахожу камбуз с огромными кастрюлями, вверху — палубу, покрытую дощечками африканского  дерева.  Спрашиваю у вахтенного матроса, как найти каюту Кузовлева. Она оказалась рядом, но снова пришлось опуститься вниз. Жму руку видавшего виды моремана. Он охотно рассказывает о себе, вспоминает детали  первого перехода из Балтики в Японское море. Как когда-то сделала деревянная«Паллада» №1 в 19 веке.
- Сам с Урала, попал служить в ВМФ во Владивосток в бригаду ракетных катеров. Несмотря на трудности службы полюбил море, уже на гражданке окончил в Находке мореходку,  попросился на  «Палладу». Была пауза, работа на рыболовецких траулерах, но снова вернулся на любимое судно. Забыть его невозможно, сердцу не прикажешь. Капитан — человек редкой выдержки и культуры. Сколь уже лет вместе ходим по морям, по волнам — ни разу не слышал, чтобы он повышал голос. Находит общий язык с каждым.

Замечаю в каюте старшего моториста, больше похожей на мастерскую,  макет крейсера «Варяг». Это давнее его увлечение и хорошее средство для преодоления однообразия пути. Материал простой — списанные бытовые приборы, например, холодильник. Всего в коллекции 14 моделей. Люблю в литературе маринистику , особенно Валентина Пикуля, уважаю патриотов России. Младший сын трудится старпомом на плавбазе. Как -никак династия.

За 10 дней пребывания на фрегате мне посчастливилось заглянуть в разные отсеки и каюты, палубы и надстройки, познакомиться с многими интересными людьми.  О каждом можно написать книгу - столько они перевидели и пережили. И даже на общем хорошем фоне выделяется фигура старшего боцмана Николая Александровича Абрамова. Высокого роста, крепкого сложения,  несмотря на свои 73 года мужчина бодр и работоспособен. За спиной — целая сага морских приключений и умений автора. Имеет немалый чин в ВМФ капитана первого ранга, служил на подводных лодках, награжден орденом Мужества, медалью «За боевые заслуги». Для справки, первую награду вручают тем, кто проявил в сложных условиях героизм, с риском для себя спасая жизни людей. После отставки решил не расставаться с морем и ходить только под парусом.  Затратили в 90-е годы много  нервной энергии при получении загранпаспорта, что позволило  занялся яхтенным спортом. И тут оказался на высоте, успешно участвовал в регатах разного уровня, получил звание мастера спорта.

А познакомился  он с Зорченко в иностранном порту, где «Паллада» пришвартовалась рядом со шхуной Абрамова. Бывалые моряки сразу нашли общий язык. До того момента, когда два Николая стали работать вместе, Александрович попробовал себя на фрегате «Мир», приписанному к порту Санкт-Петербурга. И вот 15-й год занят на «Палладе» любимым делом, починкой такелажа и парусов,  плюс обучением курсантов. Помогает в ремонте другим большим парусникам, которых в РФ шесть. Как известно, возглавляют этот, так сказать, раритетный список, барки «Седов» и «Крузенштерн». Лучше и авторитетнее специалиста по данному редкому делу в нашей стране не сыщешь. Его немного удручает архаичная швейная техника, дефицит нужных ниток, но мастер выкручивается, благо налажены связи с коллегами на разных судах. Абрамов, как и капитан, держит хорошую физическую форму, спокойно поднимается на высоченную, 50-метровую мачту, каждое утро обливается из ведра забортной водой, участвует в соревнованиях. Охотно делится  приключениями на  морских сайтах. Один из последних материалов посвящен недавнему рейсу барка «Седов» по северо-морскому пути от Чукотки до Мурманска. В данную экспедицию  оставалась лишь одна вакансия — матроса. Он, настоящий морской волк, согласился и на нее, лишь бы пройти неведомым путем и увидеть - как поведет себя парусник в сложной полярной обстановке. Отзываются друг о друге оба Николая в высшей степени позитивно.

Красота, культура, история

«Паллада» красива и изящна не только внешне, но и внутри. Обе кают-компании прекрасно оформлены, с хорошей мебелью, здесь на видных местах размещены подарки экипажу, панорамные снимки, эмблемы регат, награды. Особенно много стендов, в которых запечатлены все кругосветные экспедиции с заходами в иностранные порты, встречи с работниками наших консульств. Посещали судно люди разных национальностей, в том числе и эмигранты из России первой волны. Все они в один голос отмечали выучку и приятный вид членов экипажа, курсантов, были в восторге от их красивой формы и от самого фрегата, словно сошедшего со старых гравюр и картин художников-маринистов. Запад ведь изображает русских  совсем в другом цвете, гости удивляются, насколько велик контраст между правдой и пропагандой.
Создан и давно действует на УПС (учебно-парусном судне) музей в котором есть редкие артефакты. Среди наиболее ценных и значимых главный попечитель музея, помощник капитана по воспитательной работе В.И.Раменский, назвал фрагменты обшивки и других частей прародителя нынешнего фрегата с тем же именем богини мудрости. Они были извлечены из пучины морской в Татарском проливе, где на дне покоится затопленная (дабы не досталась врагу) «Паллада» № 1. Здесь же, в  бухте Постовой, состоялся митинг и  церемония спуска на воду траурного венка, о чем свидетельствуют фото.
 Владимир Иванович показал книгу почетных гостей. Среди них - космонавты, знаменитые флотоводцы и общественные деятели, дипломаты, члены правительства. Все они с интересом знакомились с документами, рассказывающими о постройке по указу царя первого легендарного фрегата  в Санкт-Петербурге, который совершил в позапрошлом веке дальний переход из Кронштадта до берегов Японии , нашего Дальнего востока и выполнил историческую миссию по установлению дипломатических отношений с островным государством. Раменский не забыл также отметить при моем знакомстве с музеем о факте участия в том знаменитом рейсе  писателя Ивана Гончарова и его захватывающей книги «Фрегат Паллада». Как известно историкам, следующие две «Паллады» питерские корабелы построили в 19-ом веке. Они уже двигались с помощью пара, имели современное вооружение и активно защищали морские рубежи России от захватчиков.
Раменскому, участнику трех кругосветок,  есть что рассказать молодежи. Выполнял обязанности штурмана на грузовых судах, танкерах, «рыбаках», а вот на фрегате в нем проявилась педагогическая жилка. Кроме вахт, авралов, учебы у курсантов есть и минуты свободного времени. Оно на палубе «Паллады» проходит с пользой для здоровья и дает толчок развитию. Организуются патриотические акции, концерты, викторины, конкурсы, соревнования по волейболу, перетягиванию каната, поднятию гири. Однажды в многомесячном плавании в тропиках по инициативе  ст.матроса Олега Анищенко и практиканта Стаса Ляховецкого  на деревянной палубе и в открытом океане состоялся ...беговой марафон. Такого на флоте, похоже, еще не случалось. Н.К.Зорченко идею поддержал. Каждый выбирал дистанцию по себе, от 1-5 километров до 10 и 42. Обмерили периметр палубы, оказалось около 150 метров, посчитали: сколько же надо сделать кругов, чтобы достичь известной цифры. И итоге - 282 круга. Стартовали всего 37 человек. Что интересно, до конца пробежали весь марафон два его инициатора, но ажиотаж среди зрителей превзошел все ожидания. Победителям капитан вручил значки, вымпелы и подарки.
 
-Мне нравится молодежь, которая проходит у нас практику, многие инициативны, сами предлагают различные формы досуга, - признался  Раменский. - Взять, например, 16-летнего юнгу москвича Савелия Дроздова, которому мы доверили нести знамя в день 75-летия Победы во время последней кругосветки. Этой почетной миссии подросток удостаивался в Москве и Севастополе.Савелий проводил викторины, конкурсы, участвовал во всех авралах. Хороший моряк растет! Как и юнги Камчатки, Сахалина, Новосибирска. Бывает и так: отработав свое палладовец уезжает на родину где организует клуб юнг и держит тесную связь с нашим экипажем. Аналогично получилось с 4-ым помощником капитана нашего парусника, живущим сегодня в республике Марий Эл  А.В.Жилудкиным. Он с ребятами строит деревянные суда, ходит на них по Волге, общими усилиями сделана модель нашего парусника.

Любовь и море

Одна из любимых тем членов экипажа фрегата в пути  - разлука, что вполне понятно. В рейс почти каждого провожают друзья, жены, подруги, родственники.
 -Это настоящее испытание для любящих сердец, ведь нам часто приходится быть в море по многу месяцев кряду, - делится старший матрос-рулевой Алексей Безуглов, симпатичный молодой человек с серьгой в ухе, о котором лестно отозвался капитан, назвав его творческой личностью. - Особенно остро переживают разлуку курсанты. Пытаются по привычке звонить домой, но связь в океанах — подруга капризная и редкая, лишь ближе к берегам и портам удача нам улыбалась. Парни очень радуются услышав голоса родных и любимых. Зная о проблеме разлуки не по наслышке, на судне принято максимально загружать практикантов вахтой, учебой, всякой работой, участием в авралах. Видим, как постепенно мужают новички и приобретаю уверенность.

Сам Алексей побывав на первой практике на «Палладе» понял, что это его пароход (как называют все суда мореманы), его экипаж. Имея задатки музыканта и композитора, он написал гимн   судна, где есть такие слова: «Палада», «Паллада», «Паллада» возьми под свои паруса». Мне же старший матрос объяснил, что серьга в ухе символ удачи и доблести, а потом поведал трагичную историю своей любви к иностранке Бритни. Они познакомились в порту канадского городка Виктория во время похода в честь юбилея освоения русскими Америки и влюбились с первого взгляда. Девушке все понравилось в русском моряке - его музыкальность, открытость, юмор.   Огибая потом Северную Америку фрегат заходил в порты городов Сиэтла, Лос-Анжелеса,Сан-Франциско где был доступен для посещения гостей. У их причальных стенок  Безуглов с радостным изумлением встречал сияющую шатенку Бритни. Она усиленно осваивала русский язык, верила в их светлое будущее, и двигалась в фарватере возникшего чувства и пути парусника. Казалось, что симпатичная пара продолжит отношения и дальше. Действительно, была интенсивная переписка, надежда на новые встречи, но обстоятельства, больше бюрократического характера, не позволили влюбленным встретится. Однако случались на «Палладе» и истории со счастливым концом, в том числе торжественные моменты заключения браков. Капитан ведь имеет право выполнять на судне, как представитель государства, и роль работника ЗаГса.

...При первом знакомстве в юности с книгой И.А.Гончарова «Фрегат Паллада» меня  рассмешила реакция писателя в моменты отчаянной качки и кренов судна. Он никак не мог найти место, чтобы можно было без падений поспать. В каютах открывались всякие течи, ревел скот в трюмах, ломались мачты и рвались паруса. Нынешний фрегат, наследник первого, по прошествии многих лет значительно лучше приспособлен к морским бурям, борта стали металлическими, с изобретением холодильников отпала необходимость везти с собой «живность», содержать целую бригаду плотников для заделки пробоин, появились отличные навигационные приборы и карты. А главное, все моряки не делятся на дворян и простолюдинов. Пища готовится в одном котле и для всех одинакова, исключено рукоприкладство. Остались с небольшими поправками на синтетику паруса, ставят их вручную, так же и снимают. А вот моря и океаны не стали тише.

Капитан капитанов

-Случается на океанских просторах всякое: однажды в дальнем рейсе ударила в мачту молния, слава богу, никто не пострадал, не снят с повестки и пиратский вопрос, не стал безопасней пролив Дрейка, - перечисляет проблемы на море Николай Кузьмич.- Беспечность и расслабленность Нептун нам не простит. Отсюда почти военная дисциплина, утреннее построение и подъем флага, режим, четкость действий при авралах.

Самого Зорченко, кстати, кандидата педагогических наук, кавалера редкого ордена «За морские заслуги» и других наград мореманы всех мастей считают очень удачливым капитаном. Пройти 5 пять кругосветок практически без сучка и задоринки считается чемпионским итогом. Поэтому его ценит начальство в «Росрыболовстве», кому принадлежит УПС, уважают коллеги за рубежом и в РФ, а моряки и курсанты, не лишенные романтизма, почитают за честь ходить по океанам под началом большого профессионала, щедрой души человека. Столь же высок интеллектуальный потенциал  сибиряка. Родом он из Новосибирской области. С призванием определился сразу, и в школьной библиотеке.  Читал одного за другим К.М. Станюковича, Л.С.Соболева, В.В.Конецкого и других писателей маринистов.  Запомнилась книга И.Гончарова «Фрегат «Паллада». Паренек и в мыслях не мог подумать, что парусник с названием греческой богини мудрости станет его судьбой и любовью. Однако это случилось, когда он, уже дипломированный моряк, впервые увидел во Владивостокском порту чудесный корабль, соединяющий настоящее и прошлое русского флота. С данной минуты решил, только здесь, в бухте Золотой Рог и на палубе фрегата будут разворачиваться перипетии его многогранной жизни. И слава Богу, что так и произошло. К удовольствию всех нас, следивших за морскими походами «Паллады»,  услышавших однажды звук ее тифона (морского гудка), а также тех, кому знакомо творчество  автора «Обломова».


Рецензии