Блок. Я гляжу на тебя. Каждый демон... Прочтение
2. «Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне…»
Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне
Притаился, глядит.
Каждый демон в тебе сторожит,
Притаясь в грозовой тишине…
И вздымается жадная грудь…
Этих демонов страшных вспугнуть?
Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь
В эту страшную пропасть глядеть!
22 марта 1914
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В экземпляре сб. "Седое утро", принадлежавшем Л.А. Дельмас, ее рукой сделана помета: "Л.Д.?". Как пишет в своей книге А. Горелов, «скрупулезно отметив стихи, обращенные к ней, Любовь Александровна это "демоническое" стихотворение переадресовала жене поэта – Любови Дмитриевне. Возможно, что "Л.А.Д." права, ( ... ) хотя настораживает тот факт, что оно все же соседствует со стихами, обращенными именно к "Л.А.Д."» (Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. С. 595).
Р.В. Иванов Разумник, специально занимавшийся этим вопросом, пришел к выводу, что «написанное в разгар творчества "Кармен", стихотворение это явно относится к Л.А. Дельмас» (из письма Р.В. Иванова-Разумника Е.П. Иванову от 2 декабря 1940 г.; опубл.: ЛН. Т. 92. Кн. 4. С. 650).
В день написания стихотворения Л.А. Дельмас была в Театре музыкальной драмы на представлении "Парсифаля". Она впоследствии вспоминала: «Там встретила дирижера Малько, который вдруг схватил меня за руки и с восторгом сказал: "А вы знаете, что в вас влюблен известный поэт Александр Блок, он сейчас в театре, хотите – я вас с ним познакомлю ... ". Я не из робких была, но почему-то смутилась, замахала руками и убежала, вскрикнув: "Не хочу, не хочу!"» (Аврора. 1971 . .№2 1.С. 67).
« – Каждый демон в тебе сторожит ...» – Ср. запись Блока после встречи с Л.А. Дельмас 2 марта 1914 г.: "Так как она – женщина, в ней бездны, которые чувствуют меня" (ЗК. С. 213).
« – Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь // В эту страшную пропасть глядеть!» – Ср. впечатления Блока от встречи с Л.А. Дельмас в театре 22 марта: «Вечером иду, волнуясь, в "Парсифаля" ( ... )Я дома – в восторге. Я боюсь знакомиться с ней. Но так не кончится, еще что-то будет.» (ЗК[Записные книжки]. С. 219-220)
»
Нет, мне не кажется, что это про Дельмас. Вот его стихи, посвященные той встрече в театре:
«Сердитый взор бесцветных глаз.
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий – таянье и пенье.
Так я Вас встретил в первый раз.
В партере – ночь. Нельзя дышать.
Нагрудник черный близко, близко…
И бледное лицо… и прядь
Волос, спадающая низко…
О, не впервые странных встреч
Я испытал немую жуткость!..
25 марта 1914»
Есть внешние совпадения настроений – «жуткость» здесь, «страшная пропасть» – в исходном. Но здесь предчувствие восторга, а там – ужаса падения, тут – партер, заполненный людьми, людьми, а там – только он и она, и голову мутит ощущение, что ему с ней можно всё.
Ну и…
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Черновые наброски (ЧН ЗК27) [Черновые наброски записной книжки №27]
Я смотрю на тебя. Каждый демон во мне
Упоен синевой твоих глаз.
Варианты ЧА [черновой автограф] ИРЛИ:
Я смотрю на тебя. Каждый демон во мне
Упоен ( ) синевой
»
Синие глаза были у Л.Д.Б., а про глаза Л.А.Д. он написал, что они – «бесцветные».
В рамках сюжета цикла, стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего («В пол-оборота ты встала ко мне…»). Окончание описания сцены там:
«Ширится круг твоего мне огня,
Ты, и не глядя, глядишь на меня!
Пеплом подернутый бурный костер —
Твой не глядящий, скользящий твой взор.»
Начало исходного:
Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне
Притаился, глядит.
Каждый демон в тебе сторожит,
Притаясь в грозовой тишине…
Свидетельство о публикации №222102300851