Злой раб

   Сегодня я хотела бы вернуться к библейским притчам. Есть в Евангелии притча, которая заканчивается очень интересной фразой... Впрочем, всё по порядку.
Привожу её в полном объёме. Так, как она записана в Евангелии.

Притча о немилосердном должнике.

   «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (вес серебра); А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

   Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

   Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

   Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.;18:;23–35).

   А теперь давайте разберём её.

   Царь- это Бог. Долг царю- это наш долг Богу. У людей неверующих сразу же возникнет вопрос: что мы могли задолжать Богу, если мы у Него ничего не брали? Начнём с того, что мы живём в мире, который Он создал. Всё, что мы имеем, это "его рук дело".) Мы пришли на готовое и только изгадили природу, климат. Считая, что всё это появилось из хаоса, стараемся вернуть эту красоту и гармонию в первобытной состояние, т.е. хаос.

    Может кто-то подскажет как называется человек, который, пользуясь чужими дарами, не то что не благодарит, а, узурпировав власть, присвоил то, что ему не принадлежит.

    Мы не исполняем Его заповеди, которые даны нам для спокойной, мирной, счастливой жизни. И это ведёт к гибели не только человечество, но и всю природу, животный мир, который страдает из-за нас с вами. А мы живём и не каемся, грешим и не просим Бога об отсрочке. Но придёт срок и Господь спросит с нас за всё, что мы сделали в этом мире плохого. И заплатить нам будет нечем, потому что милосердие, любовь к ближнему своему, сострадание- это не про нас.

    Злой раб тоже не мог заплатить, но он смирился и покаялся. И был прощён. Как говорится в Евангелии: Господь не хочет смерти грешника, но чтобы обратился и жил. Наша задача здесь на земле- понять, что мы в неоплатном долгу перед Господом, признать его своим царём, покаяться и стараться жить по заповедям. Как минимум, исполнять заповедь данную ещё в Ветхом Завете: не делай другому того, чего себе не желаешь.

    Но злой раб был не из тех, кто о ней помнил. Выйдя от Царя, он нашёл своего друга, который должен был ему мизерную сумму и стал требовать с него долг. Тот стал умолять его потерпеть, но зло, гнездящееся в сердце, не позволило ему быть таким же благородным, как и его господин. Забыв о том, что он только что был на его месте, отправил беднягу в тюрьму.


    Здесь я бы хотела заметить, что людям злым даже благодеяния, подаваемые от Господа, не приносят пользы. Они их не ценят, не помнят и не берут в пример для подражания. Говорится: любящему Бога всё способствует ко благу. Всё- это значит всё, что случается в жизни человека: и плохое и хорошее. Злому человеку не помогла даже милость Божья. Своим злым нравом он накликал на себя беду, худшую той, которой подвергался.

 Поэтому я почти в каждой своей статье говорю: очищайте своё сердце от зла. Не должно быть в нём места ни для обид, ни для злопамятства, ни для осуждения. Старайтесь любить людей. Ну или хотя бы быть снисходительными к чужим слабостям. Не давайте разрастаться своему высокомерию и себялюбию до неимоверных размеров. Господь в этой притче хочет нам показать, что к добру это не приводит.

     Царь, услышав о том, что сделал злой раб, разгневался и отправил его в тюрьму, пока тот не выплатит всё, что задолжал:
 "И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга."

    Вот та фраза, которую я хотела привести вначале статьи и ради которой я её начала. Но теперь думаю оставить мои мысли по этому поводу до следующего раза. А закончить разъяснениями этой притчи нашими церковными иерархами:

Святитель Феофилакт Болгарский:

   Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался. Ибо "пока не отдаст всего долга" это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.


   Не сказал: "Отец ваш", но "Отец Мой", ибо таковые недостойны иметь отцом Бога.
Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, там не менее и они отвращаются.

Святитель Иоанн Златоуст:

   Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие!
Вы жестоки не для других, но для самих себя.
Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего.
   Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей.

   Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием. Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон. Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? <...>

  Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим.


Митрополит Антоний Сурожский:

<...> в чем дело, почему Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет: так много, так много? <...>

   Я думаю, это означает, что, когда мы поступаем дурно, не слушая Его призыва, не следуя Его слову и Его примеру, это помрачает Его образ в нас, разрушает ту красоту, которую Он в нас насадил, которую Он начертал в нас, которой Он нас запечатлел, как собственной печатью.
И вот это непоправимо, если только Сам Бог не исправит, если только Сам Бог не обновит то, что одряхлело, не вернет утраченную нами красоту.

;;; И в этом смысле мы должны быть очень бережны в наших отношениях с Богом.
Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны: одного слова прощения достаточно.
   Но того, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божиего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: “Я поступил плохо – прости!”
    
Гладков Б.И.:

   Эта притча, помимо главной мысли о всепрощении, прекрасно разъясненной Иоанном Златоустом, вмещает в себя и другую, весьма важную для нашего спасения.

   Прощение грехов в этой жизни не дается безусловно и навсегда;
напротив, всякое прощение дается под условием, чтобы прощенный более не грешил.

   Иди и впредь не греши (Ин. 8:11).

   Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание и за те грехи, за которые не был осужден и мог бы быть окончательно прощен.

Священник Сергий Лепин:

"Злой, немилосердный раб, которому простили многое,
не захотел простить своему ближнему сущий пустяк - по сравнению с тем, что простили ему, разумеется". Но для того времени это были хорошие деньги.
"Мы должны прощать не просто пустяки, но и те «суммы», которые иногда пришлись бы нам очень-очень кстати".

   

 
     Георгиевна


Рецензии
Добрый день, Татьяна! Замечательная притча, как, впрочем, и все написанное в Евангелии, интересная подборка комментариев на неё духовных лиц. От себя добавлю, что мучить злого раба, скорее всего будет не Бог и его слуги, а страсти, гнездящиеся в нем самом, которые он не смог изжить и побороть.

А Господь наш Милостив и Человеколюбец. Он только и ждёт, когда мы все покаемся, чтобы обнять нас, как родных чад!

С уважением!

Эдуард Тубакин   04.11.2022 16:20     Заявить о нарушении
Добрый день, Эдуард. С возвращением! Рада видеть вас снова на Прозе. Молиться о вас не переставала.) Спасибо за отзыв. Татьяна

Георгиевна   04.11.2022 16:50   Заявить о нарушении
И я о вас молюсь! Это самое лучшее, что мы можем дать друг другу!

Эдуард Тубакин   04.11.2022 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.