Неблагозвучные топонимы

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (158)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2184

 Сколько в мире неблагозвучных названий населенных пунктов, в основном сельских! Уже придумав название очередного мемуара, набрал его в интернет. И с содержания второго сверху сайта посмеялся: Козюльки, Лобок, Попки, Зады, Мошонки, Заноги. Даже пожелал сделать скан с первого сайта.

 Да что говорить про глухие веси, если и среди городов можно найти срам в названии. Вот разделите на два составных слова топоним Херсон. Ха-ха-ха! Не видать тебе, город, сна, значит, что на самом деле актуально сейчас.

 Но это далеко, ненашенское, скажете. Хорошо. Действительно весь сыр-бор я начал вокруг топонимов не из-за неблагозвучности их звучания, а чтобы показать восприятие ребёнком названий окружающих его весей.

 Лепельщина. Копчу сей свет восьмой десяток лет благодаря двум её деревням: Веребки и Гадивля. В Веребках родился мой папа в 1924 году и я в 1952-м. После выхода с декрета мама увезла меня в свою Гадивлю, где жила её мать и близко находилась Сталюгская начальная школа – там мама учительствовала. Очень я не любил название маминой веси. Корнем топонима считал слова «гад», «гадить», «гадюка» - хуже не придумаешь. Масла в огонь подлил мой друг и двойной тёзка Вовка Шушкевич. Прибыв из Москвы, где гостил у отца, рассказывал:

 - Кому ни скажу, что я из Гадивли, переспрашивают: из какой такой гадюки?

  А родился я-то в Веребках. Воробьи какие-то! А почему не Соколы, не Орлы, не Ласточки? Старший на три года мой друг Коля Тухто объяснял происхождение названия так, будто в Веребках жил и хозяйничал пан Веребок, оттого и пошло название деревни. Панские времена в то время воспринимались исключительно с отрицательной стороны, потому сознание подшиванца Вовки отвергало сий топоним. Ну почему не Черноручье, не Залесье, не Слобода, не Замошье? Кстати, историю происхождения названия деревни Веребки не знаю до сих пор.

 Гадивлю, где я жил, и Веребки, где родился, разделяли примерно 12 километров. Когда в Гадивле запускалась (беременнела) корова Зорька и переставала доиться, мне приходилось на грузотакси, а в основном пешком добираться за молоком для младших братьев Васьки и Толика от веребской рогули Лысухи, у которой график беременности не совпадал с Зорькиным, и она продолжала доиться. Путь мой лежал через деревни Вилы и Юшки. Как возмущали меня названия этих топонимов. Это ж надо так опоганить небольшие веси! Ведь вилами выдирают из хлева, выбрасывают через оконный проём, потом грузят на телегу и разбрасывают по огороду навоз, а попросту коровье говно. Фу, как некрасиво, неприлично и противно звучит!

 Не лучшее название и у Юшек. Юшка – это чугунный круг, которым перекрывают дымоход, чтобы тепло из протопленной печи не улетучивалось через трубу в холодное небо.

 Намного позже узнал, что название Вилы происходит от вилообразного раздвоения слияния рек Свядицы и Эссы, а Юшки – от первопоселенцев деревни с фамилией Юшко.

 В 1963 году в пятый класс пошёл в Эссенскую восьмилетку, которая из Юшек переехала в покинутую офицерскую казарму радиолокационной военной части, расположенной между деревнями Черноручье и Козлы. Блин, ведь козлы – самые нечистоплотные, вонючие, воинственные и дурные животные. Уж лучше бы были Коровы, Быки, Кони, Коты…

 Свою ненависть к названию своей колыбели детства и окружающих её весей высказал маме. Она возмутилась и приступила к моему воспитанию:

 - Гадивля - самое красивое название, поскольку единственное в мире. Вот смотри. Пионерская газета «Зорька» напечатала твою заметку, и под ней редколлегия поставила подпись: «Володя Шушкевич. Деревня Гадивля, Витебская область». И тебя завалили письмами болгарские пионеры. Столько новых друзей ты себе нашёл! А представь, что под твоей фамилией следовал бы адрес: деревня Слобода, Витебская область. Только в Лепельском районе две Слободы – наш центр сельсовета и деревня в Полянском сельсовете. А в Витебской области более 20 районов. Значит, Слобод не менее сорока. Разве почта будет искать в этой полсотне Слобод какого-то Володю Шушкевича? А Слободок вообще на Лепельщине не счесть, два Залесья, два Заболотья, два Замошья.

 Я после такой материнской нотации призадумался. Однако название своей веси так и не полюбил. Из армии посылал письма родным не в деревню Гадивлю, а в посёлок Гадивлянск, чтобы почтальон-солдат не разнёс по части сенсационное известие, что заместитель командира взвода управления отдельного ракетного дивизиона младший сержант Шушкевич связан с какой-то захолустной Гадивлей. А ещё больше опечалился уже во взрослые годы, когда рассекретили историю, и я узнал, что центр панского имения Гадивля назывался Елиново. Ёлки-моталки, вот это красотище, вот этот звучание!

 Прозрение в этом отношении стало приходить ко мне в старшем школьном возрасте, когда узнал, что деревня моего Слободского сельсовета Иван-Бор давным-давно переименована, и в документах проходит как Красный Октябрь. Масла в огонь подлила жительница этой веси Галя Ленковская на два года младше меня. Она подтвердила, что знала о переименовании её родной веси с малых лет, но значения этому не придавала, поскольку всё население мифического Красного Октября продолжало называть свою колыбель Иван-Бором, по имени слободского пана Иванова.

 Только в зрелом возрасте я стал ценить неблагозвучное название веси, с которой связана вся моя жизнь. Так же стал разбираться и возмущаться, почему на Лепельщине за время советской власти превратились Свяда в Слободу, Плешки в Красное Село, вторые Плешки в Рассвет, Августово в Звезду, Карсащина в Счастливую Жизнь, Забылина в Свободную Жизнь, Реутполье в Калиновку…

 Сейчас я счастлив, что родился не в Слободе, не в одной из многочисленных лепельских Слободок, не в Красном Октябре, а конкретно в несчастливых Веребках и жил в зачуханной Гадивле, а не в стёртой временем с лица земли Счастливой Жизни.

 Люблю дорогие моему сердцу и самые красивые в мире топонимы Веребки и Гадивля.


25 октября 2022 года.


Рецензии