Скажи мне как ты считаешь время?

Как торопились мы отметить Новый 2000 год и отметиться у рубежа веков. Большинство периодики в декабре 1999 г. пестрит объявлениями, статьями, интервью с весьма известными людьми с характерным соединением Нового года-2000 и рубежа веков. Газета "Русская мысль" в статье "Новый год - старый век" заметила: "...многие уверены, что последний год тысячелетия - тот, что с тремя девятками на конце. Каждая европейская столица обзавелась большими часами, отсчитывающими дни до 2000 г." [1].


В этой путанице современники не оригинальны. Подобное происходило всякий раз, когда надо было волею календаря переходить рубежы: ...99г-00г и N Век - (N+l) Beк, почему-то не отделенных друг от друга. Несколько примеров.


Петровский указ о введение в России Юлианского календаря Христианской эры: ”…О праздновании Нового года... с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век” [2].

"...В декабре 1799 года санкт-петербургский архиепископ Амвросий предписал столичному духовенству: 1-го числа наступающего 1800 года начать благовест во всех церквах... однако в молитве вместо слов "новое лето" произносить "новое столетие" [3].

Газеты "Аргументы и факты" в заметке "Ровно век назад" [4] и упомянутая "Русская мысль" рассказывают о широкой полемике в прессе по вопросу, когда настанет двадцатое столетие - в 1900 году или в 1901. Высказались и астрономы, и купцы, и светские дамы.


Но проблема имеет место, коль скоро она настойчиво возвращается к нам 1 раз в 100 лет и причина его достаточно глубока. Давайте разберемся. Но для начала надо спросить мнение специалиста.

Знаменитый Франсуа Араго в своей "Общедоступной Астрономии" на вопрос "Когда окончился XVIII век и начался XIX?" отвечает следующее:

"Чтобы решить этот вопрос, нужно рассмотреть, как считали в начале нашей эры, т.е. в предполагаемом году рождения Иисуса Христа..." [5]

Но дело не в том, где считать, в начале шкалы или позже, а в том, как считать. Т.е. проблема не счета, а способа счета времени. Ради справедливости, Ф. Араго дал правильный ответ, задав ключевой вопрос: «…къ какому стол;тiю принадлежить 1800-й годъ … текущему или прошедшему…»[6].

 Современная организация по стандартизации и Российский Госкомитет по стандартизации и метрологии оформили эту проблему Status quo: "…система счета больших промежутков времени (летосчисление) осуществляется по григорианскому календарю, заведенному с 1582 года и принятому в России с февраля 1918 года. Счет годов в григорианском календаре производится с первого года новой эры... продолжая принятый календарный счет..." [7].


Не только на популярном уровне мнение астронома было проигнорировано, возможно по причине не выраженности ответа в строгом виде, поэтому засучим рукава и разберемся с самого начала.

Что мы говорим друг другу при встрече в канун праздника? (Возьмем для примера Новый Год, раз уж мы с него начали):

- С наступающим!

А на следующий день после праздника?

- С (наступившим) Новым Годом!


Но год не может наступить за один день. Год - это годичное событие длиною в 365 с хвостиком дней, и наступает он, как и положено любому событию, в течение отведенного ему времени. Получилось противоречие, которое, как известно, состоит из противоположностей. Отделим овес от сои:

- Какое сейчас число? (почему выбрано лексически неудачное сейчас, станет понятно по ходу рассуждения).


Самый распространенный, наиболее употребительный ответ, например:

-15 февраля 2000 года, вторник, можно добавить, XX века (недоразумение с веком разъяснится чуть позже). Но вот другой вопрос:

- Сколько сейчас времени... на ваших часах? - 10 часов 20 минут.


Заметили разницу? Если нет, продолжим:

- Сколько сейчас (полных) дней (в текущем месяце)? - 14

- Сколько (полных) месяцев (в текущем году)? - один


По аналогии: сейчас лет - 1999, веков 19 (даже не 20).


Сравним со счислением своего возраста:

- Сколько вам лет? 44.
- А точнее? - 44 года и 5 месяцев.


Человек, которому 44 года и 5 месяцев, никогда не скажет, что ему 45, либо при таком ответе обязательно добавит: без шести месяцев. Мы говорим и пишем (и в бесчисленных календарях тоже): сегодня вторник, 15 февраля, 2000 года.

А на самом деле сегодня законченных дней может быть только 14, месяцев -1, лет- 1999 и т.д.


Посмотрите на часы: если сейчас 10:20, то часов сейчас - 10, но не 11. Нельзя говорить и писать, что сейчас: 11 часов, 15 дней, 2 месяца, 2000 лет, 20 веков. Эти события еще не наступили, у каждого из них свой срок.


В понимании проблемы хорошо может помочь фразеологизм "без году неделя". Шутка, заложенная в парадоксальном переходе формального смысла в отрицательную область отсчета времени, нас не интересует. Но "соль" фразы здесь работает на разъяснение заданных вопросов. Нельзя считать прожитый неполный год годом, пока в наличии имеется всего лишь часть его: неделя, месяц. Даже текущий год 31 декабря до 24.00 еще не год. Не зря мы строго придерживаемся смысла приветствия "С наступающим!" даже в последний час, позволяя существовать на законных основаниях текущему году вплоть до “хлопка шампанского”.


Если сравнить летосчисление с традиционным измерением мер, например, весов, то можно только удивиться, как столь разные вещи укладываются в одну "коробочку". Предположим, мы покупаем у времени товар: стрелка весов чуть-чуть перешла за отметку 1 месяц, а продавец уверенно говорит: 2 месяца. Аналогично для других мер, например, вес времени едва перевалил за 19 веков, продавец объявляет: 20 веков, и мы радостно расплачиваемся, да еще спорим с продавцом, может быть 21, а не 20.


Можно сравнить измерение больших отрезков времени с другими способами счета чего угодно, но результат будет тот же. К любым мерам весов, размеров, расходов, штук, даже времени, относительно себя, еще часов и меньше, человек относится уважительно и строго. Но как только он начинает вычислять время в масштабах дня и более, то полная метаморфоза.


Навести теоретический порядок в вопросах счисления времени можно: достаточно традиционно исчисляемые периоды после события рассматривать как завершенные и записывать их в порядке увеличения масштаба времени

(строгое определение масштаба, как линейных объектов, так и времени, требует в данном случае говорить «уменьшения …», поскольку масштаб – это отношение модели к объекту; здесь используется, казалось бы, неправильное, разговорное понятие масштаба, но достаточно обратить формулу масштаба, что формально не запрещено, и привычное в разговорном жанре понятие масштаба становится достаточно строгим, для чего в выражение добавляется уточнение – «… времени», что есть масштаб объекта, или, прилагательное может определять тип масштаба)

 справа налево. И, напротив, все периоды счисления, совпадающие с событием, рассматривать, как становящиеся, незавершенные и записывать их с увеличением масштаба слева направо (традиционная запись).


Пример полной записи, из которой для практических целей можно использовать либо левую, либо правую части, как равнозначные, а из любой части выбирается тот масштаб времени, точность которого достаточна для фиксации события с необходимой ценностной полнотой:

лет - 1999, месяцев -1, дней - 14, часов - 10, минут - 20 = событие: Ю.Л. фиксирует событие = 20 мин 11-го, 15 числа, (около полудня) вторника, февраля месяца, 2000 года, XX века

(Любопытно смешение двух способов счета в часах: даже при буквальном ответе на вопрос Который час ?, мы не отождествляем час с образом " часа ", как это имеет место с днем, неделей и т.д.. и довольно часто отвечаем на правочастный вопрос Который? левочастным способом- 10:20)

(Секунды и менее опущены. т.к. в левой части, их написание очевидно, а в правой части их использование невозможно)

И в сокращенной записи:

1999 • 1 • 14 • 10:20 = (20)• 11 • 15 • 2 • 2000.


Смысл полной записи таков: все определенные периоды, которые совпадают с событием, записываются в правой части - это настоящее, когда какой-либо период завершается, он переходит в левую часть, фиксируется в прошлом.


Следовательно, левую часть можно назвать консервативной, т.е. сохраняемое "на черный день" время (мало ли что, вдруг понадобится), пусть даже в нем не будет вкуса, цвета и аромата настоящего.


Правая часть вся в движении, напоминает пчелиный улей, или, если желаете, осиное гнездо. Здесь ни один таксон не является постоянным, все наполнено как бы внутренней жизнью, феноменальным рождением все нового и нового времени. Поэтому позволю себе назвать правую часть витальной, т.е. наполненной жизнью.


Проблема счисления времени была расщеплена с помощью двух вопросов: Сколько? и Какой? (Который?), что полностью совпадает с семантическим делением числительных на два разряда; количественные и порядковые [8].


Семантика количественных числительных, отвечающих на вопрос "Сколько?", указывает на левую, консервативную часть, причем желательно в склонении им.п. или без склонения. С семантикой порядковых числительных, отвечающих на вопрос "Какой?", никто не ошибется - это пересчет, развитие - правая, витальная часть, а склонение для классического варианта предпочтительно в род.п., как наиболее точно передающем незавершенность.


Разумеется, для любого разряда числительных допустимо любое возможное склонение, лишь бы не разрушался основной смысл.

Пример для левой части: Р.п. - ... после первого месяца, января, Т.п. - период подготовки завершился 14-тым числом и т.д. В правой части кроме вышеприведенного допущения устойчиво используется И.п. как целостное представление образа интересующего периода. Например: Какой сегодня месяц? – февраль. При том, что строгая оценка ответа требует признать ответ ошибочным, поскольку это явление не укладывается в «сегодня», «сейчас», напротив, «сейчас» находится в феврале.


Очень удобно рассмотреть нашу проблему в графическом исполнении, для этого оба счисления представлены на рисунке в синхронном исполнении последовательных временных таксонов. Слева - изображение консервативной записи счисления событий, логичной, для удобства пользования обозначим КС. Справа - графика витального счисления - ВС, привычного.


По ВС "сейчас"- событие витальное, образное настоящее, существующее в любом воспринимаемом масштабе, - это зубец на витальной шкале времени. что проявляется в форме вопроса: Какой?


Здесь хорошо видно причину недоразумения - 2000. Мы назвали 2000 годом (как и всегда это делали) то, что еще им не является, становящееся, растущее событие. Как счет копеек нет смысла называть рублем, пока их не наберется необходимое число.


С полным правом мы можем назвать событие "2000 год" только, когда он будет завершен 31 декабря 2000 г. в 24.00, а XXI век появился в представлении о настоящем только потому, что 2000 год должен быть началом века по логике. Вот только логики (числительной) нет в витальном счислении.


Но в отсутствии логики есть (или было) своё преимущество. Если бы годы и столетия обозначались витально (имели бы имена на весь период как в древнем китайском календаре, так же как месяцы в году или дни недели, сохранившие имена в современном календаре), весь календарь был бы витальным, то мы бы знали, что 2000 г. - "имярек" - последний в эпохе, не было бы проблемы двух нулей, и мы бы встречали новый век в начале 2001 года.


Но с "освоением" все более крупных отрезков времени появился лёгкий хаос, мы наблюдаем сокращение доли ВС в общем счете времени и, как следствие, смешение двух способов счета. Сокращение здесь косвенное, т.к. несмотря на применение в счете лет и больших временных интервалов логического материала - цифр десятичного счета, счет по-прежнему ведется витальный: нас все еще интересует "Какой год, век?", а не "Сколько?"


ВС, действительно, какое-то странное, мало того, что оно применяется только в календарях (во всех: от древнейших до наших дней, у всех народов [9]), но и сам счет идет растущими периодами (для обозначения этого процесса на ВС нарисованы зубцы, наклонная линия которых символизирует рост), которые называются непривычно для логики - настоящее (логическое настоящее - миг, почти "ничто", граница между прошлым и будущим).

Следует обратить внимание на обозначение таксонов: в ВС дается образное имя всему таксону от его рождения до завершения, этими периодами и ведется счет от "черты" до "черты", в отличие от КС, где обозначаются сами эти "черты".


ВС занимает настолько значительное место в современном летосчислении, что даже астрономы вынуждены пользоваться им для вычисления эфемеридов, TDT и ТDВ, несмотря на использование с 1976 г. лазерного эталона времени, благодаря которому вычисление времени уже не привязано к Земле или Солнцу.


Природа ВС – живое, образное сознание, которое пытается остановить время в виде образа и, понимая, что время не состояние, оно текуче, соглашается на динамику, но, все равно, в рамках образа. За образное мышление отвечает правая половина коры головного мозга [10]. Следовательно, ВС - это результат доминирования в мышлении, на некотором эволюционном этапе, правого полушария. Эксплицирование данного явления произошло на самых ранних этапах цивилизации. Образное мышление "увидело" время в виде образов Солнца, Луны, сезонов, повторяющихся циклов явлений природы, и природа как бы подсказала, что считать и каким образом. Т.е. произошло совпадение алгоритма функционирования наблюдателя и объекта.


Недоступные образному мышлению объекты: счет малых отрезков времени, абстрактный счет, породивший математику, по праву достались логически мыслящему левому полушарию.


В Болгарии близ г.Кростендил при раскопках обнаружено изделие возрастом 7 тысяч лет с нанесенными на нем линиями и знаками- возможным календарем, в котором год делился на 12 месяцев и состоял из 360 дней [11].

На Украине близ деревни Гонцы найден слоновый клык с насечками — предположительно фиксации изменения фаз луны за 4 месяца. Возраст 12 – 17 тыс. лет.

В палеолитической стоянке Мезин у р.Десны близ Чернигова обнаружены бивни мамонта, на которых нанесены черты по 14, 13, 15 в группах - двойные числа дней (дни и ночи). Всего 280, что, не исключено, есть календарь на год с 280 днями в 10 лунных месяцах [12].


Хотя эти и подобные находки в Западной Европе и Сибири не могут быть однозначно признаны календарями, но, тем не менее, в первом приближении могут подтвердить уверенность антропологов в том, что Человек еще в палеолите, т.е. задолго до начала цивилизаций, был Разумным

(Разум - условный термин, здесь означает мышление с доминированием леволатеральных признаков. Допустимым, адекватным к Разуму, термином мышления с доминированием праволатеральных признаков может быть Сознание.)

 с нейрофизиологической точки зрения, так как особенностью способа счета чертами и насечками является абстрактный подход к решению задачи постижения времени или любых других задач.


Но, несмотря на Разумность, Человек оказался под столь сильным влиянием образов Луны и Солнца, что все народы: Месопотамия, Египет, Индия, Центральная Америка, проходя этап зарождения цивилизации, принимали ВС. И, как результат, в древних календарях все периоды были витальными. Все таксоны носили имена и существовали в законченных циклах.


Тем интереснее последующее перераспределение доминирования в мышлении в пользу логики, что хорошо эксплицируется в западной культуре с традиционным прагматично-логичным стереотипом мышления.


Неизбежно возникает вопрос, как вывод: будет ли введено КС, коль скоро общество, например западное, становится все более Разумным?

Я отвечу на другой вопрос: применяется ли КС?

- Как ни странно, да!
Приведу три довода:

Первый - явный.

; Попытки Разума ввести КС чертами и насечками задолго до ВС (см. выше).

; Постепенный переход в счислении часов с ВС с его вопросом: "Который час?", сначала на противоречащий вопросу ответ по КС - 10:20, затем и замена вопроса на логичное "Сколько?"

Второй - косвенный.

; Реальное использование в современных календарях логического материала - цифр, как символа абстрактного мышления, и логического способа счета для различных интервалов между событиями: столько-то веков, лет, дней. Но еще возможно услышать витальное: в прошлом (позапрошлом) месяце, в будущем году и т.п.


; Периодические "атаки" Разума на Календарь в форме усовершенствования и "омоложения". В XX веке на международном уровне Календарь был признан несовершенным. В 1923 г. при Лиге Наций создан Международный комитет для подготовки Мирового неизменного календаря. В 1931 г. - Всемирная ассоциация по календарю. В 1937г. - голосование по двум проектам: французский и швейцарский - победил французский, но принятию помешали Ватикан и война. В 1949 г. - в ООН решался вопрос о реформе календаря. В 1954 г. - решение о реформе календаря было одобрено 18 сессией ООН, но... на этом все закончилось.


;Усовершенствование календаря достигло некоторого результата: в современных календарях применяется логическая шкала для лет, веков, тысячелетий и (если есть желание жить долго) больших таксонов без ограничения.


В XVI веке Жозеф Скалигер предложил необычный для ВС, но очень простой календарь, в котором считаются только дни от 1.1.4713 до н.э. по юлианскому календарю. Именно этот календарь используют астрономы (наряду с обычным) для вычисления эфемеридного времени.

Если и будет переход с ВС на КС, то наиболее вероятно ожидать это в Эре Скалигера, где такой переход предельно легкий. Например: если сегодня по ВС день №2.451.590, то по КС - день №2.451.589, т.е. достаточно отнять один день или, точнее, не спешить прибавлять.

Для ВС важно, что в "00" начинается Новое событие (час, день,... год), оно и фиксируется. Для КС ценностью является завершенность события. В эмоциональном плане различия отношения ко времени столь сильны, что предлагать людям для обычного календаря КС представляется нелепым, например, сравним витальное волнующее "...что день грядущий нам готовит?" и гобсековское постукивание КС по счетным костяшкам.


Третий - подсознательный.

Что здесь имеется в виду? Приведу только один пример.

; Никто не использует КС для календарей, но никто не удивляется, что в Новый Год нас встречает Мороз в образе старого, доброго Деда. Почему Дед, ведь и у католиков с протестантами Святой Николай не мальчик?

Дело в том, что начинает оказывать подсознательное влияние новое счисление (как видите, хороший повод поговорить о том, что такое подсознание). Старый Год отмечать надо по КС, только в этом исчислении образ Деда, ознаменовавшего своим приходом счастливое завершение важного этапа в нашей жизни (ненавязчивое и красивое напоминание важности завершения любых этапов), логичен и глубок.


Следовательно, процесс идет, а окончательный переход произойдет, когда КС в явной форме будет естественным и единственно необходимым. К этому времени актуализация разумного мышления сделает своё дело, и ВС будет вызывать у людей недоумение, подобно нынешнему отношению к КС, т.е. произойдет метаморфоза мышления на некотором эволюционном этапе Человека, как Разумного Социума.


Таким образом, нам предоставляется любопытная возможность наблюдать эволюцию мышления и, соответственно, Человека, всего лишь спрашивая: Скажи мне: как ты считаешь время?


P.S.
Любопытно заглянуть в почти 100 лет назад (1918 г.) написанную Освальдом Шпенглером работу "Закат Европы", где автор поставил перед собой задачу создания истории, как Мира, нечто живого в противоположность морфологии природы; полагая природу, как ставшее, а историю, как становление.


По сути О. Шпенглер противопоставил друг другу два способа мышления:
историческое воображение или познавание и рассудочное формулирование, но на уровне культур.

Поскольку Шпенглер симпатизировал историческому пониманию живого мира, то всё более возрастающему доминированию европоцентристской целесообразности он предрек к 2000 году конец [13].


Развивая идею противоположения мира самому себе, Шпенглер неизбежно пришел к идее противоречивости представления о мире и частной теме познания мира - счисление времени, которое автор обозначил, но не развил: "Мир как история, понятый, наблюденный и построенный, на основании его противоположности, мира как природы, - вот новый аспект бытия … Перед нами два различных способа, при помощи которых человек может подчинить себе, пережить свой окружающий мир. Я с полной резкостью отделяю по форме, а не по материалу, органическое представление о мире от механического, совокупность образов от совокупности законов, картину и символ от формулы и системы, однажды действительное от постоянно возможного, цель планомерно строящегося воображения от целесообразно разлагающегося опыта, или - чтобы назвать уже сейчас своим именем ранее не замеченную и, тем не менее, очень замечательную противоположность - область применения хронологического числа от области применения числа математического.

…Как арифметика, так и геометрия имеют своим предметом счисление пространства... Счисление времени - понятие вполне ясное чутью наивного человека - отвечает на вопрос когда, а не на вопрос что или сколько" [14].


Используемые источники:

1. Лосев С. «Новый год – старый век» Газета «Русская мысль» Москва 23-29.XII.1999 №4298.
2. Хренов Л.С. «Время и календарь» М. «Наука» 1989 с.86.
3. Добрюха А. «Магия двух нулей» Газета «Комсомольская правда» 30.XII.1999  со ссылкой на «Новое время» 22.XII.1899.
4. Афанасьев А. Вершинин В. «Ровно век назад»  Газета «Аргументы и факты» №52 декабрь 1999.
5. Лосев С. Упом. статья.
6. Араго Д.Ф. Общепонятная астрономия; пер. М.С. Хотинским, Санкт-Петербург: изд. т-ва «Общественная польза», 1861. -672с. Глава XLV. Когда окончился XVIII-й век и начался XIX-й? С.583, в IT ресурсе с.609.
URI: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/73209.
7.Анонс недели «Календарей много, ГОСТ - один» По материалам агентства Интерфакс Газета «Век» №50(365) 1999 г.
8. Бабайцева В.В. Чеснокова Л.Д. Русский язык  Теория.  Учебник для  5-9 классов. М. «Просвещение» 1995 § 108 с.120-121.
9. Используемая литература: Бородин О.Р. «Человек и время» М. Знание 1991г. Хренов Л.С. «Время и календарь» М. Наука 1989г. Ларичев В.Е. «Колесо времени: Солнце, Луна и древние люди» АН СССР, Сиб.отд. Новосибирск Наука 1986г. Полак Ю.И. «Время и календарь» М. Физматгиз 1959г.Продан Ю.И. «Время и календарь» М. Знание 1959г. Завельский Ф.С. «Время и его измерение» М. Наука 1987г. Юбелакер Э. «Время» / пер. с немецкого / М. Слово 1998г. Климишин И.А. «Календарь и хронология» М. Наука 1990г.
10. Невская А.А. «Асимметрия полушарий и опознавание зрительных образов» Л. Наука Лен.отд. 1990 Глава 1 с.5-20.  Глезер В.Д. «Зрение и мышление» Санкт-Петербург Наука 1993.
11. Хренов Л.С. Указ. соч. с.59.
12 Климишин И.А. Указ.соч. с.165.
13. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону. Феникс 1998 с.51.
14. Шпенглер О. Указанное сочинение. С.39-40.


Рецензии
Очень интересно. Но хочется немного поправить или дополнить отдельные места.
Разум - это способность мыслить, размышлять, а не само мышление (мышление это процесс, управление мыслями), то есть это свойство человека как развитого субъекта. Сознание - это совокупность знаний всех клеток организма в данный момент, или всех молекул тела, если речь о физическом теле (всякое тело является субъектом, так как материя субъективна).
Вы пишете "Природа ВС - живое образное сознание..." Почти так. Появление витального счисления времени связано, конечно, с историей. Время своей жизни и происходящих событий жители города или государства считали от начала правления очередного правителя: "пошёл семнадцатый год царствования такого-то...", То есть 16 лет он уже на троне, и вот идёт его 17й год правления. Потом уже по привычке стали таким же образом говорить о времени после заметных событий ("пошёл пятый год после затмения солнца"), хотя тут чаще использовали, наверно, консервативный счёт времени ("четыре года прошло от затмения").
Ну, а сама природа ВС, как и причина "последовательного счёта" (какой, который) кроется в образном (тут Вы, конечно, полностью правы) мышлении человека, когда он "наделяет" какую-нибудь величину способностью двигаться. Например, в амбар засыпается картошка, и мастер говорит "вот пошла пятая тонна, как только стрелка на весах до пятёрки дойдёт, останавливайте транспортёр" - это про массу, тонну, которая "движется". Или вот я ещё студентом участвовал в многодневном маршруте и помню, как начальник отряда с утра передавал сообщение на базу экспедиции "у нас начинается сильно заболоченный тяжёлый по проходимости участок, так что до вечера на связь не выйдем" - это уже про пространство, про очередное расстояние, которое началось, то есть которое "движется".

Борис Владимирович Пустозеров   18.04.2023 10:36     Заявить о нарушении
Более, чем интересная рецензия. Впервые вижу не критику вида «Ты не прав», но критический анализ. Поэтому с благодарностью и уважением отвечу.
Замечание по определениям «разум», «сознание» и «мышление» сделано правильное, но в этой работе и, в целом, во всех работах, где используются эти понятия, я позволил себе ввести удобные для работы определения: «разум – условный термин, здесь означает мышление с доминированием леволатеральных признаков …»; поскольку не придумал подходящих имен, а существующие имена близки по смыслу, то есть, в предложенных определениях известные понятия несколько смещены в удобную для работы сторону. Следует обратить внимание на вводные слова: условный, что означает «не соответствующий принятому научному определению»; принимается условие, что термины «разум» и другие имеют собственные определения; слово здесь означает, что термины, со своими определениями, используются только в данной работе, в других работах, где необходимо, используются аналогичные вводные слова.
ВС действительно отображает движение, развитие, не обязательно в календарях: «пошел 17-й год царствования», верно замечено, что такое наблюдение за сроком правления можно представить как зарождение календаря; не обязательно во времени: «пошла 5-я тонна …».
Замечание, что ВС используется не только в календарях, абсолютно верное. Я сам начал рассматривать этот вопрос с противоречия при оценке рабочего параметра на стрелочных приборах, у которых не только официально и функционально существует, но указана и хорошо видна цена деления, значение расстояния между чертами. Так вот, когда стрелка прибора стоит между чертами, люди видят, фиксируют, озвучивают различные значения, либо значение до стрелки, либо – после, но чаще пытаются дать уточненное значение, мысленно повышая класс точности прибора (проводил небольшое собственное исследование), при том, что ответ, будучи технически предопределенным, должен быть по КС (строгим), то есть, должно указываться только одно, пройденное значение, не обязательно при росте измеряемого параметра.
Еще можно обнаружить ВС в измерении расстояния, но только в случае, когда человек сам двигается, как бы сам является измерителем. Например, витальный вопрос: – На каком километре трассы находится некий поселок? Витальный ответ: – На 52-ом. Это означает, что надо проехать 51 километр и далее в пределах 52-го километра можно найти этот поселок, то есть, поселок будет как бы внутри 52-ого километра. Но если мы спросим по КС: – Сколько километров до поселка, то правильный ответ будет: – 51. Поскольку отметка «52 км» будет за пределами поселка, при больших единицах измерения различие становится более очевидными.
Можно найти ВС в строительстве дома, что похоже на рост ребенка, ВС обнаруживается в хорошо знакомом всем обитателям дома «проза.ру» творчестве, но в календарях ВС проявляется особенно отчетливо и контрастно к другим хорошо известным способам измерения.
У ВС можно отметить несколько существенных особенностей:
• отображение движения, развития;
• образное, целостное представление, что формально противоречит первому положению, но изобретательное мышление разрешило эту проблему дискретным представлением движения. Для более детального представления движения тем же образным методом используется меньших размеров образ, если год неудобно большой, то используется месяц, и так далее, что совпадает с позиционным счетом. Можно сказать, что календарь и позиционный счет неотличимы;
• счет ведется мерами, отрезками, чем-то существенным. При сравнении с КС, где счет ведется чертами, различие достигает степени противопоставления, почему использовалось неслучайно латерально различные свойства образного и логического мышления;
• ВС проявляется только в тех случаях, когда человек, общество оказываются связанные с измеряемым объектом, в чем можно обнаружить эмоциональную составляющую. Дистанцирование от объекта приводит к «охлаждению» оценки, что в полностью «охлажденном» виде дает отвлеченную от объекта логическую оценку в абстрактном КС.

Юрок Ленки   19.04.2023 15:57   Заявить о нарушении
Соглашусь. И очень верное у Вас замечание, что счёт ведётся мерами. Я определяю меру как минимально установленную величину, отсюда следует, что любая величина измеряется количеством своих минимальных значений, которые для этой величины установил субъект. Для такой величины как время это может быть и секунда, и сутки, и год, в зависимости от того, в пределах какого периода субъект измеряет (рассматривает) длительность явления или события.

Борис Владимирович Пустозеров   19.04.2023 18:33   Заявить о нарушении