Психодинамическое направление психотерапии

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Психодинамическое направление базируется на классическом психоанализе Зигмунда Фрейда и исходит из динамического понимания психических процессов как согласованной работы или борьбы друг с другом душевных сил.

Личность человека Фрейд сравнивал с айсбергом, верхнюю часть которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. Исходя из своего понимания личности, он выделял в ней три компонента, которые как раз и могут вступать в конфликт друг с другом:

1) «ИД» (ОНО) — резервуар бессознательной энергии либидо (от лат. «влечение», «желание», «стремление»). З.Фрейд сравнивал либидо с эросом Платона и определял его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Среди инстинктов, входящих в «ИД», Фрейд особо выделял инстинкт удовольствия и инстинкт разрушения. Он подчёркивал, что инстинкты стремятся к немедленному удовлетворению, не взирая на социальные нормы и права, желания, чувства других людей.

2) «ЭГО» (Я) — это разум. «ЭГО» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Оно стремится привести к компромиссу неразумные желания «ИД» с требованиями реального мира. Это позволяет «ЭГО» защищать человека от бессознательных энергий, которые могут ему нанести физический и эмоциональный ущерб, от тревоги и чувства вины, исходящей из «СУПЕР-ЭГО». Среди механизмов защиты выделяют сублимацию, рационализацию, интеллектуализацию, проекцию, отрицание, вытеснение, образование реакции и др.

3) «СУПЕР-ЭГО» (СВЕРХ-Я) — наша совесть. «СУПЕР-ЭГО» развивается в процессе воспитания и включает в себя родительские и социальные ценности, моральные установки, наши «надо» и «нельзя».

Здоровая гармоничная личность характеризуется малым количеством внутрилечностных конфликтов или эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к психологическим проблемам или психическим заболеваниям.

В теории личности З.Фрейда ключевую роль играет бессознательная энергия либидо, поэтому картина психодинамического направления будет неполной, если не рассказать о теории психосексуального развития. По мнению автора, в процессе взросления происходит смещение области концентрации энергии либидо по телу человека. В зависимости от особенностей протекания и сбоев в развитии либидо формируется характер человека, обусловливаются здоровые стороны личности и психические расстройства. В теории психосексуального развития З.Фрейдом определены следующие стадии:

1) оральная стадия (от рождения до  1,5 лет) — удовольствие концентрируется в области рта, что необходимо для сосания материнской груди;

2) анальная стадия (от 1,5 до 3,5 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком во время дефекации, и необходимостью контролировать этот процесс; 

3) фаллическая стадия (от 3,5 до 6 лет) — исследование своего тела и половых органов, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек, принятие половой роли и развитие «СУПЕР-ЭГО»;

4) латентная стадия (от 6 до 12 лет) — в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребёнка, перенимается культурный опыт и устанавливаются дружеские отношения;

5) генитальная стадия (от 12 лет) — происходит пубертатное созревание и формирование зрелых сексуальных отношений, создание семьи.

В психодинамическом направлении личностный рост и поведение объясняются бессознательными психическими процессами, а невроз (и нарушения личности) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием. Поэтому основная цель психотерапии — это осознание и разрешение внутренних эмоциональных конфликтов, которые возникают в наиболее ранних отношениях, определяющих субъективное значение последующего опыта и воспроизводящихся в последующей жизни. Осознание достигается за счет толкования свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализа сопротивления психотерапевтическому воздействию и переноса значимой фигуры из прошлого клиента на личность психотерапевта. Вообще отношения между психотерапевтом и клиентом в течении терапии играют особую роль, поскольку в них проявляются чувства и убеждения к значимым фигурам из раннего опыта клиента (перенос) и терапевта (контрперенос). Анализ этих явлений составляет основную канву психотерапевтического взаимодействия. В основе же психотерапевтического воздействия лежат четыре специфических процедуры: конфронтация, прояснение, интерпретация и прорабатывание (длительное исследование сопротивления и интерпретаций). Всё это способствует проявлению и исследованию бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.

Можно принимать или не принимать, разделять или не разделять основные положения психоаналитической теории, но невозможно не видеть обоснованности каждого шага психоаналитика определенными теоретическими взглядами.

В итоге психодинамической терапии происходит осознание бессознательного и победа «ЭГО» над «ИД». „Где было «ИД», там будет «ЭГО»“, — писал Зигмунд Фрейд. 

Добро пожаловать на дистанционный приём к профессиональному психологу-психотерапевту Евгению Александровичу Седову — и будьте уверены в счастье, любви и наслаждении!


Рецензии