Поведенческое направление психотерапии

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Поведенческое направление базируется на теории условных рефлексов И.ППавлова и теории оперантного обусловливания Б.Ф.Скиннера. Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Нормальное развитие личности связывается с освоением адаптивного поведения, а невротический симптом и личностные расстройства понимаются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного или никакого научения. Поэтому психотерапия направлена на научение, т.е. замену неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий поведенческого направления (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).

Психотерапия начинается с детального анализа поведения: что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Психотерапевта не интересуют причины возникновения проблемы, для него важны лишь измеряемые и наблюдаемые характеристики.

Выбрав поведение, которое необходимо исправить, он разбирает, что поддерживало его формирование и может помочь исправить его. После этого составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий.

Представители поведенческого направления убеждены, что для устранения проблемы достаточно избавить человека от её симптомов. Поэтому и психотерапия направлена исключительно на исправление поведения.

В ходе развития поведенческого направления терапевты стали учитывать между стимулами и ответными реакциями так называемые «промежуточные переменные» —влияние среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и, конечно же, когниции (мысли, убеждения, представления, которые управляют эмоциями и поведением).

Основатель когнитивного подхода Дж.Келли пришёл к выводу, что важны не сами интерпретации, а то, что они позволяют мыслить и понимать по-новому. Корень же всех проблем он видел в том, что люди попадают в западню неадекватных способов мышления. Поэтому начал разрабатывать методы по их коррекции. 

В дальнейшем появилось и когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой специалист не интересуется причинами проблемы и прошлым клиента, а разбирает актуальное поведение и что человек думает о себе и о мире в настоящем. Психотерапевт обучает клиента адаптивным стратегиям поведения и эффективным способам мышления, предоставляя домашние задания для отработки навыков, полученных в процессе терапии.

В то же время такие психотерапевты оставляют без внимания личность клиента и, соответственно, не используют в своей работе теории личности, поскольку специалистам, придерживающимся поведенческого направления, человек представляется как некая «животная машина», которую можно выдрессировать и запрограммировать, а психологические проблемы — как ошибки дрессировщика или сбои в программах.

Таким образом, у Павлова психотерапевты научились обучать клиентов адаптивным моделям поведения, благодаря Скиннеру узнали, что поощрение эффективнее наказания в формировании желательного вида поведения, из теории социального научения А.Бандуры уяснили, что одно лишь наблюдение позволяет формировать новые стереотипы поведения, а в дальнейшем стали использовать теории когнитивного научения и переработки информации.

Соответственно, и методы поведенческого направления развиваются и совершенствуются. Основными считаются систематическая десенсибилизация, имплозивная терапия, ролевой тренинг, имитационное научение, регистрация мыслей, отдаление, переоценка, эксперименты и мн.др. Но не имея четких представлений о научно-психологических основах того или иного метода, невозможно применять его эффективно.

Поведение психотерапевта в рамках этого направления тоже строго обусловлено теоретической концепцией.

Добро пожаловать на дистанционный приём к профессиональному психологу-психотерапевту Евгению Александровичу Седову — и будьте уверены в счастье, любви и наслаждении!


Рецензии