Гуманистическое направление психотерапии

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Гуманистическое направление психотерапии базируется на таких теориях и подходах, как гуманистическая психология (А.Маслоу),недирективная клиент-центрированная психотерапия (К.Роджерс), психологическое консультирование (Р.Мэй), гештальт-терапия (Ф.Перлз), логотерапия (В.Франкл) и др. Сущностное ядро этого направления заключается в понимании человека как уникальной личности с врождённой потребностью в развитии своих оптимальных способностей, личностном росте и реализации своего потенциала. Хотя среда и может блокировать развитие, но человек, считается здесь, всегда борется, открывает новые возможности, активно изменяет свою жизнь, самоутверждается, имеет почти безграничный потенциал к позитивному росту. Представители гуманистического направления искренне верят, что люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Основной же целью в жизни, как видят они, для человека является самоактуализация и самореализация. Именно невозможность «стать настоящим» и реализовать свой заложенный от природы потенциал и приводит к неврозу, нарушениям в поведении и эмоциональной сфере, проблемам в отношениях и жизни в целом. Блокирование потребности в самоактуализации и самореализации происходит в следствии искажения восприятия и плохого осознавания чувств, недостаточного самопонимания и принятия себя, недостаточной целостности Я. Поэтому основной целью гуманистической психотерапии является создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также наиболее полной интеграции тела, психики и духа, что и помогает в избавлении от психологических проблем и открытию возможностей для самоактуализации и самореализации.

В этом свете необходимо заметить, что под призывом «Будь самим собой!» на самом деле подразумевается не то, чтобы гордиться своим «болезненным» состоянием — ленью, депрессией, раздражительностью, иными эмоциональными проблемами, склонностью к изменам, алкоголю и другому девиантному поведению, — а, напротив, быть добрым, любящим, стремящимся всегда к личностному росту и самореализации, т.е. быть человеком в том понимании, которое имеется у представителей гуманистического направления, коротко, быть «венцом природы», а не «безответственным животным».

В гуманистической психологии считается, что только самоактуализирующийся (от лат. actualis — настоящий) человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Например, А.Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты: более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью; принятие себя, других, природы; непосредственность; простота; естественность; сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности); способность обособиться; потребность в уединении; автономия; независимость от окружения и навязываемых из вне штампов; сохраняющаяся свежесть восприятия; мистический и вершинный опыт; чувство общности с другими; более глубокие и проникновенные взаимоотношения; демократичность; способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое; философский незлобный доброжелательный юмор; креативность; сопротивление окультуриванию (превращению в слепого последователя массовой культуры, молодёжной субкультуры и других вариантов привития неких паттернов поведения и убеждений); возможность жить вне любой определённой культуры.

Одним из важнейших аспектов, с которым работает гуманистический психотерапевт, является способность человека контактировать с реальностью. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, — феноменологией. Согласно этому подходу каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. И именно это глубоко личностное переживание реальности в каждый данный момент и определяет поведение человека, а не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды. Оно позволяет человеку полностью  управлять собой и делать свой уникальный выбор, свободный от чуждых требований и мнений, ибо, по мнению Жана Сартра, «человек — это его выборы». Сторонники этого подхода убеждены, что ощущение счастья и гармонии связано именно с восприятием мира как дружелюбного, безопасного и принимающего, а причины депрессий и тревожных расстройств они видят в пессимистическом отношении к жизни, когда мир кажется опасным и враждебным. Феноменологи сосредоточиваются на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. Поэтому гуманистические психотерапевты предоставляют право самостоятельно решать клиенту, что думать и как себя вести, какие цели достигать в процессе психотерапии и в жизни, неся полную ответственность за свои выборы и обучаясь твёрдо «стоять на собственных ногах».

Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.
Отношения между психотерапевтом и клиентом не похожи на отношения врача и пациента, как в психодинамическом направлении, или учителя и студента, как в поведенческом направлении, они представляют из себя глубоко личный контакт двух равных людей, при котором специалист создаёт условия для раскрытия и развития человека, обратившегося за помощью. Тут важнее не то, что психотерапевт делает, а контекст психотерапии, и не то, что психотерапевт говорит, а то, что он из себя представляет, на сколько он сам «стал настоящим». Считается, что гармонизация психологического состояния и личности человека происходит не вследствие применения специфических техник, а вследствие переживания им психотерапевтических отношений, в которых он чувствует безусловное принятие и поддержку.

В течении всего процесса психотерапии специалист придерживается трёх ключевых принципов: эмпатии, принятия и конгруэнтности.

1. Эмпатия — это не просто сочувствие, это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери себя. Психотерапевт не просто понимает, что чувствует в настоящий момент клиент, но и демонстрирует это. В то время как представители других подходов рассматривают клиента со стороны, эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что человек переживает, и желания понять, как выглядит мир с точки зрения клиента. В этом случае и клиент начинает больше обращать внимание на свои чувства и отношения с реальным миром.

2. Принятие или «безусловное позитивное отношение» — это прежде всего искренняя забота о клиенте, доверие в выборе путей решения проблемы и вера в его способность изменяться и самосовершенствоваться. Психотерапевт принимает клиента как равного человека, не осуждая и не ставя диагнозов, не взирая на то, каким бы «плохим» или «странным» мировоззрение и поведение клиента ни казалось. Специалист может не одобрять всё, что говорит клиент, но он принимает это как реальную часть анализируемого человека.

3. Конгруэнтность — это согласованность между тем, что психотерапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение специалиста и эмпатия являются настоящими, а не деланными. Переживание конгруэнтности психотерапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Таким образом, в процессе психотерапии: а) два человека состоят в глубоко личном контакте; б) клиент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным; в) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях; г) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту; д) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента; е) клиент переживает безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.

В гуманистическом направлении усилия психотерапевта нацелены не на отдельные изолированные аспекты, процессы, проявления, а на личность клиента в целом. Поэтому в результате психотерапии человек становится не просто более уверенным в себе, но и начинает лучше осознавать себя, свои чувства и потребности, он принимает себя и обретает способность чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть по мнению других. Он всё больше полагается на собственные ощущения и собственное мнение, что позволяет ему быть более спокойным и продуктивным, держаться более комфортно и естественно с другими людьми. Ему становится проще выражать свои чувства, особенно ранее подавляемые и блокирующие его развитие, принимать безусловное положительное отношение со стороны психотерапевта, без какого бы то ни было чувства угрозы, и проявлять подлинную эмпатию к другому человеку. Он обретает всё большую свободу в своей жизни, способность быть ответственным за себя и возвращается к естественному позитивному росту.

Добро пожаловать на дистанционный приём к профессиональному психологу-психотерапевту Евгению Александровичу Седову — и будьте уверены в счастье!


Рецензии