Имя судьба
Еще Оноре де Бальзак уверял, что прежде чем получить здесь имя, на земле, человек получает его на небесах.
Думается, есть связь между именем и человеком, носящим его, словно божественный или адский талисман, врученный вам небом. Вы его получаете не случайно, а с какой-то программой. И вся ваша дальнейшая жизнь и судьба после получения имени зависит от него. Но, не у всех имя становится конгениальным человеку, носящим его. Без вживания в сущность имени, без перенесения его во внутренние ощущения, овладевающие неосознанно вами, оно не становится психологически близким человеку его носящим. Получив имя , вы должны понять, что оно сразу же начинает существовать в полной гармонии с типическим чертами вашей личности, со строем вашей души, со свойствами вашего характера. Лучше всего эту гармонию ощущают творческие люди и среди них поэты.
Интуитивно человек, носящий определенное имя иногда, сразу же ощущает что это не его имя. А иногда человек его носит только потому, что какой-то родственник приходит во сне к матери, находящейся в положении и требует чтобы рожденному дали то имя, которое он хочет, чтобы человек носил его.
Имя и среда обитания, в которой рождается человек, дает возможность человеку стать конгениальным, созданным им же творениям. А. Блок об имени Пушкина говорил, что это веселое имя. А вот об именах Лермонтов, Достоевский, Толстой этого не скажешь.А об имени А. Блока Анна Ахматова говорила, что оно как льдинка на языке.
Опираясь на сказанное можно понять. Что уже в самом вашем имени заключается что-то весьма существенное, которое вы обязаны пронести через всю вашу жизнь. В качестве эксперимента произнесите свое имя и попытайтесь понять, что оно вам несет, к чему обязывает.
В качестве подтверждения положения о зависимости имени и судьбы человека его носящего, со средой обитания, в которой вырос будущий известный азербайджанский композитор Кара Караев, отметим, что он появился в семье известного врача-педиатра Абульфаза Караева.
Кара Караев это тюркское слово и оно несет в себе несколько значений. Самое известное из них «Черный». В восточной культуре черный цвет является знаком закрытости и глубины и еще знаком неизвестности, тайны, в отличие от слова «Белый»-означающего открытость, поверхностность. И цвет несовершенства, ученичества.В тюркской истории и топономике слово «кара», «гара» имеет и другое значение : большой, великий.Империя Караханидов, например-это империя великих ханов. «Каракумы»-это не черные пески Это «большие пески», это великая пустыня. «Карабах» –это не черный сад. Это «большой, великий сад.Так что в этом аспекте имя «Кара Караев» означает «дважды великий». И он действительно велик не только как композитор, но и как мыслитель.
В переводе с тюркского фамилия Караев означает черный, тайный, внутренний, скрытый. Белый означает несовершенство, ученичество. Впоследствии его сын Фарадж, который в будущем станет его учеником, скажет, что отец его не был подарком.
Словно угадав тайный смысл имени композитора в своем первом портрете азербайджанский художник Таир Салахов изобразил композитора на фоне черного пейзажа и с красной точкой посередине рояля. Почему красная точка появилась в портрете Кара Караева. Оказалось, что в монографии о его жизни и творчестве Л. В. Карагичева, в своей монографии стремится откреститься от слова черный. Ею было сказано, что локусы обитания композитора были все красного цвета: диван, стол, пюпитр,
Творческое наследие композитора охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Одним из самых примечательных произведений студенческого периода являлась фортепианная пьеса «Царскосельская статуя», написанная под впечатлением стихов А. С. Пушкина. Другим произведением, созданным в годы студенчества, стала «Песня счастья», написанная для фортепиано и симфонического оркестра. Она была посвящена 20-летию Октябрьской революции. Во время учёбы в Москве вместе с Джовдетом Гаджиевым работал над оперой «Ветен». Одной из важных сфер творчества композитора является музыка, написанная к фильмам и театральным постановкам. Он начал писать такую музыку в 1950-м году, и с этого времени она стала особой сферой его композиторского искусства. В Азербайджане жанр «музыка к кинофильмам» возник во многом благодаря именно ему и успешно развивался.
Уже в произведениях, относящихся к 1930—1940 годам, закладывается будущая характерная особенность творческого почерка композитора — оригинальные формы синтеза фольклора и профессионального исполнительского искусства, благодаря чему в интонационную атмосферу современности вплетался богатый опыт народной музыки.
Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние поэта Низами Гянджеви — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора. Заслуживает внимание произведение «Осень», написанное на стихи Низами Гянджеви для хора и капеллы. Также под влиянием поэта обработал для голоса и оркестра три теснифа на стихи Низами («Лейли», «Ширин», «Сарандж»).
В 1960—1970-х годах, присутствуя на премьерах своих балетов, побывал в нескольких зарубежных странах. В 1961 году в связи с исполнением Второй сюиты из балета «Тропою грома» участвовал в Первом Международном фестивале современной музыки в Лос-Анджелесе. В 1963 году Ленинградский Малый Оперный театр с постановкой «Семи красавиц» находился на гастролях в Каире, в связи с чем, композитор побывал с визитом в АРЕ. В 1964 году принял участие в фестивале современной музыки «Варшавская осень». В 1966 году был избран председателем жюри Второго общесоюзного конкурса дирижёров и в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в Испании[9]. В 1969 году, в составе этой же делегации, посетил Японию. В том же году принял участие во всемирном фестивале танца, состоявшемся в Париже. На нём был представлен балет «Семь красавиц» и балетная постановка на музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун». В 1973 году избирался членом жюри V Международного музыкального конкурса имени П. Чайковского, участвовал в международном конгрессе по вопросам модальной музыки в Турции.
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль композитора тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период его творчества, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Свидетельство о публикации №222103101096