Женщина в любви. Нонна Мордюкова

Легенда советского кино родилась 25 ноября 1925 года в городе Константиновке Донецкой области (с 1961 года). Родители назвали её Ноябриной, то ли в честь месяца, в котором родилась, то ли в честь дня революции - 7 Ноября, но мы знаем её под именем Нонна Викторовна Мордюкова. Её родной отец погиб в железнодорожной катастрофе. Они переехали в Ейск на Кубань, где мать Ирина Петровна вышла замуж за Виктора Константиновича Мордюкова замуж. Мужчина удочерил Нонну и в этом браке родились еще двое сыновей и три дочери.
В 1931 году Нонну отдали в школу, где девочке не нравилось ходить строем и слушать крик учительницы. Мать Нонны в то время работала председателем колхоза, девочка взяла из председательской папки паспорт кобылы и во время урока уронила под ноги учительницы. «Не вы потеряли?» невозмутимо спросила первоклашка. Из школы её отчислили, мама решила, что дочка еще маленькая для школы и наказывать не стала.

Из книги воспоминаний Мордюковой: «Школу я воспринимала, как курорт: училась неважно, так как главным моим стремлением было по звонку сигануть из окна, кричать, чудить, прогулять урок…»
В 1941 году отец ушел на фронт. Нонна помогала матери заботиться о младших братьях и сестрах. Когда нацисты оккупировали Краснодарский край, чтобы не быть угнанными в Германию семья переселилась на дальний хутор Труболет.
В 1944 году отца комиссовали с фронта по инвалидности. Родители развелись. Отец завел новую семью.
В 1945 году, окончив школу, Нонна решила поступать в театральный институт по совету Сергея Бондарчука. Из воспоминаний Нонныа Мордюковой: «Мать Сергея Федоровича и моя были подругами. Жили мы до войны в Ейске Краснодарского края, там проходила вся наша безоблачная юность: дружила я с Тамарой, его младшей сестрой, — славной девушкой с такими же жгучими «казацкими» глазами, как у Бондарчука. Мы еще учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове…»

Из книги Казачка: «Но не было у нее [мамы] за душою ничего, чтобы учить меня, — только что кончилась война. И я решила избавить маму от этих мук и не терять учебный год. «Уеду, мамочка, еще и письмо пришлю, порадую тебя». Подгадала момент, когда мама в Старощербиновскую уехала на рабочем поезде. Братья и сестры с охотой приняли мою игру в сборы и проводы. На чердаке брат нашел самодельный деревянный чемодан с переводными картинками на крышке, завернули на дорогу кукурузных лепешек. В старом чайнике в беспорядке хранились деньги, весь семейный капитал. Взяла шестнадцать рублей, подкрасила немного губы типографской краской»
Нонна поехала в Москву в товарном вагоне без билета с кукурузными лепешками и с первого раза поступила во ВГИК в актерскую мастерскую Бибикова Б.В. и Пыжовой О.

В 1948 году Нонна дебютировала в роли Ульяны Громой в фильме Герасимова «Молодая гвардия» по роману А.А. Фадеева. Роль Ульяны Громовой досталась Мордюковой случайно. Герасимов пришёл на занятия второго курса. Мордюкова в это время читала монолог Федры из «Ипполита», оживляя своим страстным исполнением тяжелые строфы. И решил отдать роль комсомолки-подпольщицы Ульяны Громовой студентке Мордюковой. Нонна Мордюкова побаивалась Герасимова. «Лысина Герасимова пугала всех - и талантливых, и неталантливых», - вспоминала Нонна Викторовна.
Во время съемок фильма в Нонну страстно влюбился Сергей Герасимов. Ему было 41 год, и он был женат на Тамаре Макаровой. Но страсть захватила мужчину, он совсем потерял голову. Нонна на съемках часто ходила босиком. «Как увижу ее ноги в земле, как молодая картошка, - делился Герасимов с другом, - так люблю ее еще сильнее». Герасимов ездил даже в Ейск к матери Нонны просить руки ее дочери, однако получил отказ. Ей не понравился женатый, 40-летний, лысый жених.
Пыл влюбленного это не остудило, он преследовал Нонну и после возвращения в Москву. Тамара Макарова написала жалобу в ЦК КПСС на мужа, его вызвали на Старую площадь и настоятельно посоветовали прекратить безобразие. Страх потерять карьеру остановил влюбленного режиссера.
В 1949 году за роль Ульяны Мордюкова получила Сталинскую премию 1 степени. После выхода фильма в 1948 году все актеры стали знаменитыми: Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов.
На съемках «Молодой гвардии» однокурсник и друг Мордюковой застенчивый Тихонов сказал: «Я хочу с тобой не просто дружить, Нонна». В перерывах между своими съемками он съездил к матери Мордюковой познакомиться. Красивый обходительный юноша очень понравился родне Нонны и мама посоветовала дочери выйти замуж за Тихонова.

Расписались они уже после рождения ребенка. Из книги воспоминаний: «Как-то утром, уже в институт собрались, стук в дверь. Входит медсестричка: - Мальчик Мордюков здесь живет? - Нет, - ответил муж. - Этот мальчик - Тихонов Владимир. После ее ухода резко сказал: - Собирайся, пойдем в загс! Мы в ту пору были с ним еще не расписаны...»
Жили Мордюкова и Тихонов в общежитии в Лосинке в комнате 6 метров квадратных. Материально было тяжело, но муж на подработки на встречу со зрителями отказывался ездить, хотя там платили хорошо. Но Тихонов считал, что это принижает духовное начало актера. Из книги Мордюковой: «Но потом для другой женщины и для другой семьи стал-таки ездить, и очень ретиво». Мордюкова подрабатывала: выступала в школах, неотапливаемых сельских клубах, часами стоя на сцене.
У Нонны Викторовны был открытый общительный характер, в их комнате часто были гости, приезжали родственники Нонны, друзья. А Тихонову это не нравилось. Он любил тишину и покой. Разные они были. Нонна Викторовна считала, что он её не любил никогда.
Из книги: «...Как-то разболелась я, крутилась на тахте. Муж играл в шахматы с моей подругой. Я старалась давить в себе боль... Он никогда не верил, что у меня что-то болит... - А что, если стонать, легче становится? - не повернув ко мне лица, спросил он. - Зойка! - закричала я, не в силах терпеть. - Вызывай «Скорую»! Подруга кинулась к телефону, а муж смотрел на меня с раздражением... Я поняла, что так и должно быть, - не любил он меня никогда».
«Сухарь сухарем, молчун молчуном... Потом, правда, полюбил сыночка», - таким описывает Мордюкова Вячеслава Тихонова.
На съемках фильма «Простая история» Мордюкова влюбилась в актера Василия Шукшина. Она признавалась: «От одного его присутствия сердце сразу заклокотало». Шукшин буквально излучал мужскую энергию.
Из книги: «Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда. Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…»
Но Нонна тогда она еще была замужем за Тихоновым. И муж приехал с сыном к ней на съемки.
Через 13 лет брака Тихонов и Мордюкова развелись. Развод родителей для их сына Владимира стал ударом.

После Тихонова Нонна Викторовна сошлась с Борисом Пильняком (Андроникашвили), бывшим мужем Людмилы Гурченко. Он был младше Нонны на 9 лет, невероятно красив, талантлив и ленив. Считался писателем и актером, но нигде не работал.
Вот, что пишет Мордюкова в своей книге о Борисе: «После развода с Тихоновым у меня был муж, грузин по национальности (сын писателя Бориса Пильняка и актрисы Натальи Вачнадзе). Мы с ним познакомились в Доме кино после какого-то просмотра. Неописуемой красоты! Представляете: дылда под метр восемьдесят, очаровательные бычьи глаза с хлопающими ресницами — берет мою руку: «Разрешите с вами познакомиться. Меня зовут Борис Пильняк. Пойдемте с вами песни петь». Ну, еще акцент грузинский, голос хрипатый — я была покорена сразу. И я пошла, как сомнамбула. Пошла, и пошла, и пошла... Но мы всего пять лет в гражданском браке прожили, и я ушла от него — он по-грузински обошелся с одной своей школьной подругой. Он мне потом объяснял, что по-грузински нехорошо отказывать женщине, которая к тебе испытывает чувства, а я не смогла его простить. А потом жалела, конечно, жалела».
Вторым мужем Нонны Викторовны стал актер Владимир Сошальский. Ухаживал он настойчиво и они быстро поженились.

Сошальский изводил Нонну ревностью и требовал, чтобы она присутствовала на всех его спектаклях. Странный брак, который не продержался и года.
В 1980 году Нона Мордюкова снималась в фильме родня, где режиссером был Никита Михалков. Фильм «Родня» принес Мордюковой очередную волну популярности. О Никите Михалкове: «Я сразу влюбилась. Не смейтесь: я влюбилась в его фигуру, маленькие, но крепкие кисти рук и все не могла понять, почему он такой хорошенький, душистый и богообразный… Ну ладно. Молчу, жду, что будет дальше. Надо помнить, что между нами двадцать лет разницы. Буду вести себя скромнее, не разевать рот, тетка старая, - работать и работать. Тем более что он тоже всегда рад работать - со старой или с молодой... Никита не дал развиться моему чувству. Он не признавал и не признает сейчас никаких «любезничаний»... Потом дома, взглянув в зеркало, я попросила себя больше не любоваться молодыми режиссерами».

Сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова пока родители занимались карьерой и личной жизнью, а потом и вовсе развелись, был предоставлен самому себе. К концу школы он пристрастился к спиртному, его пришлось лечить. Окончив школу он хотел поступать на юридический, но Нонна Викторовна настояла на актерской карьере и он поступил в Щукинское училище. И снялся в 17 лет в фильме «Путь в Сатурн». На талантливого актера сразу обратили внимание. Он дважды был женат и имел двоих сыновей, но увы, он был наркоманом. Из дома матери он выносил деньги и вещи.
Мордюкова с сыном снялись вместе в одном фильме «Русское поле», где играли мать и сына, который погибает в армии. Кадры прощания матери у гроба просто душераздирающие по силе восприятия. И в жизни Нонне Викторовне пришлось попрощаться с сыном, который умер в возрасте 40 лет от сердечной недостаточности, вызванной передозировкой наркотиками.
Его смерть стала тяжелым ударом для Нонны Мордюковой. «Сын был единственным мужчиной, которого Нонна любила преданно и верно всю жизнь, несмотря ни на что», — говорила сестра актрисы, Наталья Мордюкова-Катаева.


В газетах иногда мусолили слух о романе Мордюковой с певцом Юлианом. Юлиан эти слухи опровергал. Он говорил, что часто останавливался у Нонны Викторовны и он ночевал на раскладушке в кухне. Жила Мордюкова скромно в однокомнатной квартире и денег не скопила.
Как она сама признается: «По дурости. По неталантливости своей в смысле обогащения, накопления благ. В нашей стране, если человек хотел что-то иметь, нужно было жить под карандашик — того себе не позволить, этого… А мне напрочь Бог такого дара не дал. Деньги я считать не умела и не умею»
Когда Мордюкова ушла из театра и почти перестала сниматься в кино, она встречалась со зрителями и писала воспоминания, со своими двумя внуками виделась редко.
Вот что она написала в своей книге «Казачка»: «У каждого человека, занимающегося искусством, главное «пиршество» в творчестве – в работе, в которой он расходует накопленное своей жизнью, самое дорогое, что когда-то привело к горьким слезам или к неудержимому смеху. И у меня под ложечкой есть болевая точка. В детстве мне довелось увидеть у колодца упавшую без чувств женщину, получившую похоронку. Я все понимала, я сочувствовала ей до глубины души, потому что родилась актрисой. У меня национальные струны тугие оттого, что мне судьбой было предназначено срастись с горем окружающих меня женщин, срастись с их характерами, умением работать до десятого пота, веселиться, песню завести такую, что проберет всех до слез. Так и получилось, что мое богатство – в окружающем меня вечном жизненном сюжете».

Умерла Мордюкова 6 июля 2008 года. Похоронена она рядом с сыном.


Рецензии