Японский сад в миниатюре. Часть 3
Благоухание цветущей сакуры царит,
Словно излучается со дна пруда.
Я никогда не устану наблюдать за этим,
Никогда, до скончания мира.
Антология «Киньо вака» (1289 г.)
В японской культуре создание сада является высоким искусством, которое сродни и взаимосвязано с искусством каллиграфии и рисования чернилами, живописью и архитектурой. В центре японского сада располагается дом, из окон которого хорошо просматривается весь сад, являющийся продолжением интерьера дома, когда внутреннее пространство дома гармонично переходит в пространство сада, окружающего дом. Кроме иных архитектурных сооружений, на участке японского сада обычно расположены следующие элементы:
• вода, реальная или символическая,
• скалы или группы камней,
• каменный фонарь,
• чайный домик или павильон,
• изгородь, забор или стена, выполненные в характерном стиле,
• мост на остров или через ручей,
• дорожка из камней,
• сад камней,
• ворота,
• пагода или скульптурное изображение Будды.
В японском саду каждый из перечисленных элементов, имея особое символическое значение, находятся в гармонии с другими элементами, что наполнено глубоким философским смыслом. Китайская и японская философии говорят, что человек может прожить свою жизнь более полно, открывшись для восприятия всеобщих ритмов природы. В японском саду человек настраивается на состояние безмятежности и умиротворенности, которые достигаются в процессе медитации, практикующейся в буддизме. Все элементы японского сада, его звуки, цвета и структура, тщательно и заботливо объединенные в единую композицию, целенаправленно воздействуют на все органы восприятия, так чтобы человек поглощал эту картину гармонии не только зрительно, но и с помощью слуха, обоняния и осязания. Японский сад может имитировать в миниатюре обширный ландшафт посредством строительства искусственных холмов, гор и равнин, водопадов, озер, тропинок и ручьев. В композиции японского сада необходимо учитывать различные точки для обзора сада, и что будет видно из каждой из таких точек. При этом важное значение придается объектам, которые располагаются за пределами сада и составляют его видимый фон, такие как гора, холм или группы деревьев, которые используются, как составные живописной композиции сада, что позволяет визуально расширить границы пространства сада. Такой принцип рассмотрения единства пространства называется «шаккей», что можно перевести как «заимствованный пейзаж».
Свидетельство о публикации №222110201607
Заринэ Лоренцовна Арушанян 26.11.2022 23:53 Заявить о нарушении