О. С. Разное из писем. 2012-2020

Хочу поделиться своими впечатлениями вот о чём. Каждую среду в 18.30 по радио «Орфей» я слушаю музыкальную передачу (по субботам она повторяется в 15.30), которую ведёт Михаил Казиник. Вы его, наверно, знаете. Он и скрипач, и пианист, и искусствовед, и музыковед, и общественный деятель, и т.д. И вообще интересный человек. К тому же, в Интернете я нашла много видеоматериала с записями его открытых уроков, мастер-классов для детей, интервью, где он много говорит не только о музыке, но также сообщает информацию из других областей знаний. К тому же, он занимается музыкотерапией – лечит музыкой больных детей (аутизм, ДЦП и т.д.) Слушаю его и поражаюсь, сколько же у людей может быть энергии (но не только энергии, но какая должна быть память!), что они так много постигли в жизни!!! Да ещё постоянно живут в таком бешеном ритме! На этом фоне чувствуешь себя черепахой. По радио «Орфей» я слушаю его передачи через Интернет.

                ***               

Теперь несколько слов о выставках. 29 января я посетила выставку «ФОТО.Тула.ru». Я поняла, что на этой фотовыставке была только одна Ваша фотография — «Кони на закате», которая похожа на картину «Три богатыря». Наверно, Вы специально сделали это фото в таком духе. Вы фотографировали в Пятигорске? Эта фотовыставка мне очень понравилась. Я много раз возвращалась к Вашей и другим фотографиям, и мне не хотелось уходить. И ещё я посетила выставку художника Никаса Сафронова. На мой взгляд рисует он потрясающе! Я удивляюсь, как у него в голове появляются такие идеи! Вот что значит талант! Но некоторым людям его такая манера написания картин не нравится. Они считают это мракобесием и шизофренией. Я с ними категорически не согласна. Но, тем не менее, каждый человек имеет право на своё мнение. Но лично меня его картины поражают! Я брала с собой фотоаппарат и сделала много снимков. И ещё там, оказывается, есть выставка прикладного искусства, и я её тоже посетила.

Так что в Выставочном зале я сразу убила трёх зайцев и получила огромное удовольствие и энергетическую подпитку.

                ***

Здравствуй Оля! Спасибо за большое развернутое письмо. Попробую ответить тоже подробно. Жизнь у нас катится по накатанной колее. Живем уже больше года вдвоем, сын живет с семьей на своей квартире своей жизнью. Жена порой жалуется, что ей скучновато без внучки, а я доволен нашей спокойной жизнью. Тоже давно нигде не бывали, да моя Александра никуда и не хочет. Вечерами или смотрим телевизор, или сидим за своими компьютерами. В выходные обязательно гуляем, или в городе, или за городом.Общаемся с дочкой по Скайпу. У них все по-старому, правда, наша Катерина часто ездит по соревнованиям со своими воспитанниками. Вот и сейчас она в Волгограде. Зять наш в прежнем состоянии - занимается собой, в хорошую погоду гуляет, порой подменяет Катюшу в бассейне на тренировках, что может, делает по дому. Продолжаю фотографировать, но восторга от своих работ давно не испытываю. А теперь о последних интересных событиях…

1) Проект «Голос». Каждую передачу ждем с женой с нетерпеньем. Правда, накал наших страстей все снижается, т.к. все меньше удивления, привыкли. Англоязычные песни.… Да, они преобладают, и, если говорить объективно, в них больше свободы для вокала. Те исполнители, которых ты назвала, нам тоже нравятся. И вообще в этом сезоне очень сильный состав. Порой из лучших исполнителей трудно выбрать самых лучших. Надеюсь, они – будущее нашей эстрады, те, что постоянно выступают перед нами, да еще и с неизменным репертуаром, уже поднадоели. Главное, что выносят и наставники, и зрители из этого конкурса, это то, что у нас есть таланты. Я раньше удивлялся, почему это в США, в Европе множество певиц с рангом не ниже нашей примы А. Пугачёвой, а у нас их нет. Так вот, они есть, но им невозможно прорваться на большую эстраду. Надеюсь, теперь все изменится.

2) Смотрел полностью сериал «Оттепель» В. Тодоровского. Сначала как-то не очень нравилось, часто раздражал главный герой, казавшийся законченным эгоистом, холодным циником, бабником. Но, потом, фильм затянул, и необыкновенной музыкой К. Меладзе и игрой актеров, атмосферой времени. Сильно раздражали постоянно курящие почти все герои фильма, в том числе и женщины. А в последних двух сериях время покатилось с большой скоростью и вместило в себя массу событий. Раскрылся и главный герой, Хрусталев В. Он оказался вполне приличным человеком. Фильм кончается нечем, нет жирной точки, можно снимать историю дальше.

3) Немного о выставках. С удовольствием посетил выставку московского фото-художника Андрея Лобанова «Лики России» в галерее «Ясная поляна».

Хотелось бы побывать на выставке «Простые вещи», приехавшую из московского Политехнического музея и разместившуюся в нашем обновленном Краеведческом музее. Говорят, и сам музей теперь хорош и интересен, откроется после 20-летних каникул 20-го декабря.

                ***
 
А ещё я забыла Вам написать о радостном для меня событии. В конце августа мне позвонила женщина, у которой я покупала два года назад книгу с репродукциями картин художника Сергея Андрияки и DVD, где Андрияка сам рисует картины от начала и до конца. Мне кажется, что я рассказывала Вам об этом. Но точно не помню. И вот эта женщина позвонила мне и предложила купить другую книгу с репродукциями новых картин Андрияки, которые выполнены акварелью. Я встретилась с ней, купила эту книгу и ещё купила DVD, где ученик Андрияки Алексей Кравченко рисует пастелью от начала и до конца пейзаж под названием «Ялтинский маяк». Я никогда не рисовала пастелью и не знала, что представляет собой эта техника. Мне было очень интересно узнать, как рисуют пастелью. Вы не представляете, какое я получила удовольствие, когда посмотрела этот диск! Я реально ощутила, что пребываю в счастье! Правда, эта техника показалась мне невероятно сложной. Этому надо серьёзно учиться. Много лет назад я купила себе пастель, хотела начать ею рисовать, но так и не прикоснулась. С этой женщиной, которая продала мне книгу и диск, мы пообщались.

Она сказала, что в течение трёх месяцев она обучалась в Москве в школе живописи Андрияки. Ей там очень понравилось. Говорит, что там необыкновенная атмосфера.

Она посоветовала мне там поучиться. В этой школе проводятся занятия для людей любого возраста, ограничений нет. (В Интернете я нашла интервью Андрияки, которое он дал какому-то каналу, где он очень интересно рассказал о своей школе живописи, о преподавателях, которые там работают, о специально разработанной им методике преподавания, о специфике преподавания живописи маленьким детям.) И ещё эта женщина принесла мне показать несколько репродукций картин художника Валерия Михайловича Моругина. Я не знала такого художника. Его картины необычные, они имеют божественный и эзотерический характер. (Уже после, когда я пришла домой, я посмотрела в Интернете его картины. Их там довольно много.) С этой женщиной мы поговорили об искусстве, даже затронули балет, потому что она сказала, что собирается со своими маленькими сыновьями сходить на балет. У неё два очаровательных сына, они были с ней. Один учится во втором классе, а другой — в третьем. К тому же оказалось, что родная сестра этой женщины окончила наш университет, физический факультет, и я её хорошо знаю. Вот, действительно, мир тесен! После общения с этой женщиной и разговора об искусстве мне стало так хорошо на душе! Вот такая история.

                ***

Хочу ещё написать вот о чём. Недавно в Интернете я нашла концерт под названием «Михаил Казиник представляет звёзды нового столетия». Дело в том, что в 2013 г. в Риге прошёл конкурс под названием «Восходящие звёзды», в котором приняли участие дети. А теперь о самом концерте. В первой части этого концерта выступили дети — лауреаты конкурса «Восходящие звёзды». Они пели и играли на различных инструментах. Во второй части этого концерта приняли участие члены жюри и сам Казиник (он играл на скрипке). А вот в третьей части — Казиник представил 11-летнего скрипача Даниэля Лозаковича. Он из Киргизии, но сейчас живёт в Швеции, в то же время занимается с педагогом и в Вене. Талантливый мальчик и очень милый.

Этот концерт ведёт сам Казиник. Он очень интересно рассказывает. Я получила огромное удовольствие и от выступления детей, и от выступления членов жюри, и, конечно же, от этого юного скрипача! У меня есть знакомая, 30-летняя девушка Таня, из Щёкино, которая играет на пианино и поёт. Я ей тоже сказала про этот концерт. Она его посмотрела, а потом я спросила её мнение по поводу пения детей, так так Таня, во-первых, — профессионал в этом деле, а во-вторых, сама поёт все эти произведения, которые исполняли дети. Она высоко оценила их уровень. Она сказала, что девочка в этом концерте безукоризненно исполнила каватину Розины из оперы «Севильский цирюльник», то есть все паузы были расставлены правильно, замечательное владение голосом. А ещё одна девочка спела «Островок» Рахманинова.

Таня сказала, что это — сложнейшее произведение, даже опытные певицы испытывают затруднения при его исполнении. А эта девочка справилась с волнением и спела хорошо. Тане тоже понравился и сам концерт, и как его вёл Казиник. Если у Вас будет желание, посмотрите. В поисковой системе можно написать: Михаил Казиник представляет звёзды нового столетия. Я такое удовольствие получила!

                ***

Я тут умудрилась 23 ноября сходить в филармонию на концерт под названием «Дело в шляпе». Сейчас в филармонии всё ещё идёт ремонт. Поэтому этот концерт проходил в кафе-гостиной. Это на втором этаже в помещении буфета. Там поставили 16 столиков и сделали подиум, на котором выступали музыканты. За каждым столиком сидели по пять человек. На столиках стояли маленькие стеклянные вазочки с фруктовыми салатами для каждого человека, лежали пирожные, можно было заказать чай, кофе. Но мне это не понравилось вот чем. Люди во время концерта стучат ложками по блюдцам, когда едят пирожные, и официанты снуют, принося чай, кофе, унося грязную посуду.

Было два антракта, и к третьему отделению все наелись, угомонились, официанты перестали носиться, убрали всю посуду, и наступил покой. Я первый раз была на таком концерте в кафе-гостиной. А сейчас расскажу, что меня подвигло туда пойти. В этом концерте принимал участие ансамбль, состоящий из пяти человек. Главное действующее лицо — наш тульский гитарист-виртуоз и композитор Сергей Руднев. Из-за него-то я туда и пошла. Первый раз Руднева я услышала, наверно, лет десять тому назад. Помню, я пришла вечером с работы, дома было включено радио, и уже заканчивалась передача, посвящённая выступлению Руднева в музыкальной гостиной (при областной библиотеке). Я не знала, кто это играет, но я пришла в неописуемый восторг. Я не могла представить, что так виртуозно можно играть на гитаре. Потом я начала поиски его записей. Одной нашей знакомой через своего товарища удалось добыть для меня аудиокассету, где Руднев необыкновенно исполняет цыганочку в своей обработке, а также произведения своего собственного сочинения. Дисков с его записями я нигде купить не смогла. Лет семь назад чисто случайно я узнала, что у одного нашего знакомого есть CD с записями игры Руднева, и он для меня сделал копию этого диска. Недавно, может месяца полтора назад, по тульскому радио в прямом эфире выступала жена Руднева, у неё брали интервью, потому что она является художественным руководителем филармонии. Люди в прямом эфире задавали ей вопрос, почему её муж не даёт концертов. Она обещала с ним поговорить. Она выполнила своё обещание, и вот в скором времени концерт состоялся. Я, конечно, хотела побывать на его концерте, где он один исполняет произведения на акустической гитаре. А в этом концерте принимали участие ещё несколько человек: один музыкант играл на электроконтрабасе, второй — на аккордеоне, третий — на ударных инструментах, сам Руднев играл на электрогитаре, на губной гармошке и на инструменте, который называется мелодика (духовая гармоника) или пианика. Во втором отделении присоединился ещё один музыкант, который играл на электрогитаре и на инструменте, звук которого очень похож на звук гавайской гитары, но я не знаю, как называется этот инструмент. Может быть это какая-то разновидность гавайской гитары? Меня Руднев поразил тем, что он некоторые произведения исполнял одновременно и на электрогитаре, и на губной гармошке. Одновременно!!! На этом концерте исполнялась музыка ретро, мюзет, фолк, французская музыка, мануш (цыганский джаз), латиноамериканская музыка. Музыка была приятная. Но дело в том, что я не люблю электромузыку, она громкая (но здесь было терпимо), и мне от неё делается физически плохо. Но я не пожалела, что побывала на этом концерте. Но следующий раз буду умнее и не пойду. Ведь я видела в афише, что один музыкант будет играть на электроконтрабасе, поэтому должна была сообразить, что Руднев тоже будет играть на электрогитаре, а не на акустической. Головой надо было думать! И ещё. Во втором антракте вдруг кто-то сзади положил мне руку на плечо. Я обернулась и увидела Плешакову Надежду Львовну. Она была на концерте со своим мужем. Они сидели за одним столиком с женой Сергея Руднева и его другом.

Оказывается, они знакомы с Рудневым! Мир тесен! И ещё один момент. В филармонии всегда продают музыкальные диски. И в этот раз их тоже продавали. Перед началом концерта я подошла к столу, на котором они лежали, и начала их рассматривать.

Рядом со мной стояла старушка в красной шапочке, похожей на пионерскую пилотку. Она купила один диск. А продавец, мужчина, что-то ей рассказывал. Я на него не смотрела, а смотрела на диски, но когда прислушалась к разговору, то мне стало интересно то, что он рассказывает, и я на него посмотрела. Тогда он переключился с этой старушки на меня и стал мне всё это рассказывать. И представляете, в разговоре выяснилось, что этот мужчина окончил наш университет, математический факультет, в 1988 году. И он прекрасно знает и моего отца, и меня. Отец у него читал лекции, а в моей лаборатории он выполнял лабораторные работы. Он вспомнил многих преподавателей с математического факультета и студентов с нашего физического факультета, потому что он с ними в то время общался, а с некоторыми общается и сейчас. Вот уж мир тесен! Вот такая история.

                ***

Здравствуйте, Георгий Владимирович! Простите меня, пожалуйста, что я исчезла из поля зрения! Обещала Вам написать ещё год назад и пропала... Нехорошо поступила, виновата! От Наташи Анисимовой узнала про Вашу жену и была потрясена!!! Как же так могло случиться?! Очень Вам сочувствую и понимаю, как Вам сейчас тяжело!!! Примите от меня самые искренние соболезнования! Ваша жена была очень светлым, улыбчивым и позитивным человеком, я всегда вспоминаю её с большим теплом! А пропала я (хотя это совершенно не оправдание!), потому что прошлый год был для меня трудным по той причине, что меня взялись мучить сантехнические проблемы и промучили с декабря 2018 г. по декабрь 2019 г.: два раза пришлось менять стояк с холодной водой в туалете; потом полмесяца искала причину подмеса горячей воды к холодной (т.е. из холодного крана текла горячая вода), а причина оказалась у соседки, проживающей на первом этаже (а я живу на втором); потом пришлось поменять все трубы в ванной комнате, потом были две серьёзные аварии у жильцов нашего подъезда, и так получилось, что мне пришлось разруливать эти ситуации. И все эти проблемы шли одна за другой, непрерывно сменяя друг друга. Дело в том, что когда что-то происходит в нашем подъезде, то сразу жильцы звонят мне, чтобы узнать, что случилось, хотя есть две старшие по подъезду; в том числе звонит и старшая по подъезду и тоже спрашивает. Жильцы говорят: "Раньше-то был Николай Николаевич, а теперь вся надежда на тебя!" Привыкли, что раньше отец решал все проблемы (он много лет был председателем совета дома), а теперь, по инерции, всё перешло ко мне. И вообще, народ обращается ко мне с какими-то невероятными вопросами, что даже в голову прийти не может! Честно говоря, живу дома в каком-то напряжении. Итак, эта сантехника держала меня весь год в ежовых рукавицах — прямо до 31 декабря 2019 г.! И ещё было много других ситуаций, которые параллельно или последовательно валились на меня. Я даже не занималась рукоделием, потому что не было ни сил, ни вдохновения. В общем, прокрутилась, как белка в колесе. А вот сейчас сижу дома.

                ***

Здравствуйте, Георгий Владимирович! Очень рада была Вашему письму, спасибо огромное! Не могу себе представить, что Вы с Александрой Алексеевной прожили 50 лет!!! Я, наверное, Вас удивлю, а может быть, даже насмешу, рассказав такую историю. Я не помню, в каком году Вы пришли к нам работать, но дело было, по-моему, где-то в 90-х годах. Я с Кожеуровым Иваном Васильевичем пришла в 108 аудиторию, чтобы воспользоваться компьютером, так как Ивану Васильевичу надо было воплотить в учебный процесс какие-то идеи, касающиеся методики физики, причём, при помощи компьютера. Я в то время совершенно не владела компьютером, вдобавок панически его боялась; боялась, что нажму куда-то не туда, и компьютер выйдет из строя. И вот сижу я с Иваном Васильевичем, трясясь, как заяц, от страха поломать компьютер. И что-то там у нас не заладилось, и мы решили обратиться к Вам за помощью. И когда Вы вышли из своей комнатки, и я увидела Вас впервые, то решила, что Вы моложе меня, а мне в то время было где-то лет 30 с небольшим. И я так думала много лет, пока Вы сами ни обмолвились о своём возрасте. И я была ошарашена! Поэтому Вы со своей женой с тех пор и до сегодняшнего дня остались в моём воображении молодыми, и мне трудно представить, что вы прожили 50 лет! Плохо, что Вам сейчас приходится находиться в изоляции! Если бы Вы ходили на работу, Вам было бы легче переживать этот стресс.

Да, Вам обязательно надо себя загрузить, хорошо бы заняться писательской деятельностью, хотя я понимаю, что Ваша душа ещё не готова. Кажется, что для всякой творческой деятельности надо иметь душевный комфорт и вдохновение. Но я знаю такую рекомендацию: если у человека что-то случилось, то надо сесть и написать хотя бы кому-нибудь письмо, и при этом стресс будет ослабевать, то есть надо чем-то перебить эту негативную доминанту. Дело в том, что наш мозг устроен так, что он не может одновременно думать о двух вещах, поэтому надо себя переключать на какие-то дела.

Приведу такой пример. Подруга моей мамы (она учитель физики и математики, живёт в Питере, ей 84 года) общается со мной, и она сказала, что прорешала все задачи по стереометрии и исписала общую тетрадь в 96 листов. Я у неё спросила, зачем она это делает, может быть, собирается заниматься репетиторством с учениками. Она ответила, что делает это для того, чтобы плохие мысли в голову не лезли, потому что жизнь была трудная. Когда мы с ней общались в следующий раз, она сказала, что все задачи по стереометрии прорешала и теперь занимается банковскими расчётами. Я подумала, как она здорово догадалась-то, чтобы себя отвлечь!

Георгий Владимирович, а Вы общаетесь со своим другом (я, к сожалению, забыла, как его зовут), который регулярно приходил к вам на работу по средам? Вы говорите, что Вас огорчает и пугает будущее одиночество. Не загадывайте наперёд, а живите одним днём. Во-первых, не надо своими негативными мыслями программировать будущее, а, во-вторых, скорее всего, всё будет совсем не так, как Вы воображаете. Я понимаю, что, прожив с Александрой Алексеевной столько лет, невозможно представить свою жизнь без неё, но ведь Вы - человек самодостаточный, у Вас много всяких увлечений, поэтому Вас не должно мучить одиночество. Можно жить среди людей и быть одиноким, а можно жить одному и не быть одиноким. Я знаю, что у Вас много друзей, Вы показывали мне их фотографии, а потом ведь у Вас же есть общение в соц. сетях, хотя я прекрасно понимаю, что оно не может заменить общения с любимой женой.

Но жизнь, к сожалению, - сложная штука, в ней случаются непредвиденные и ошеломительные повороты. Как Булгаков сказал: "Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен...". Но надо, как это ни трудно, смириться, потому что другого выхода нет. У каждого человека в этой жизни свой путь, и он должен его пройти... Я прекрасно понимаю Ваше душевное состояние, но не опускайте руки, находите себе всякие занятия, загружайте себя и не думайте о будущем, оно тоже непредсказуемо. Ну могли мы разве ещё недавно представить, что какой-то коронавирус будет нас допекать?! До сих пор кажется, что это какой-то кошмарный сон, который должен закончиться, а он почему-то не кончается... Но будем надеяться на лучшее...

Правильно, что Вы нагружаете себя физически. А то ведь с моим отцом получилось так, что он не выходил на улицу с 12 января по 27 февраля (до дня смерти) из-за того, что в тот год сложились такие погодные условия, что на улице была немыслимая гололедица, даже я с большим трудом ходила в магазины и на рынок. Мы с мамой просили его ходить по комнате или даже выйти на лестничную площадку и там походить, но он нас не слушал, а сидел за столом и целыми днями жадно читал книги, как будто боялся, что не успеет их прочитать. И вот стенокардия стала у него прогрессировать и привела к гибели. Поэтому обязательно физически надо себя нагружать, Вы всё правильно делаете. Какая у Вас уже взрослая внучка! Как же быстро пролетело время! Всего Вам самого наилучшего!


Рецензии