Вещие сны Верочки

В бледно-голубом небе неподвижно стояли белоснежные облака. Маленькой Верочке они казались причудливыми животными. Одно облако походило на собаку с лохматой шерстью, другое – на застывшего в прыжке коня, третье – на огромного крокодила. Такой крокодил, только черный, являлся Верочке в страшном сне. Он возникал внезапно среди травы, по которой она шла босиком, и смотрел на нее злыми глазами. Верочка кричала во сне пропавшим от страха голосом и в ужасе просыпалась. Взрослой Верочке крокодил не снился, но знакомое по детским сновидениям место продолжало появляться в ее снах. Это была тропинка в лесу, которая неожиданно резко сужалось, и с обеих сторон от нее образовывались два ручейка. Ручейки дальше соединялись, тропинка исчезала. Надо было решить, по какой стороне ручья идти дальше. От правильности выбора что-то зависело, но Вера не знала ЧТО. Она кого-то здесь искала, но не могла вспомнить КОГО.

Однажды, удалившись от ручья влево, она набрела на вход в подземелье. Чутье подсказывало ей: туда идти не надо, но Вера спустилась по крутым ступеням вниз и ступила на асфальт. Все кругом было асфальтово-серым, ни травинки, ни деревца, ни дуновения ветерка. Похожие на теней люди с отрешенным видом молча двигались, не касаясь ногами асфальта. Бледнолицая девочка в темном платьице с глазами, как у восковой фигуры, прыгала через скакалку. «Это город мертвых», - догадалась Вера.

 Долго бродила она по лабиринту из одинаковых серых камней под низким тусклым сводом, тщетно пытаясь найти кого-то ей неведомого, пока не увидела впереди лучик света. Вера побежала ему навстречу и бежала до тех пор, пока ей не открылось высокое небо с легкими завитушками облачков. Асфальт кончился. Она ступила на землю, на зеленую травку. Здесь жарко припекало солнышко и продолжалась жизнь.

В другой раз, дойдя во сне до знакомого места, Вера пошла вдоль потока, превратившегося в полноводную реку, и дошла до пристани, на которой стоял пароход. Вера поднялась на палубу, и пароход поплыл в тумане по черной неспокойной воде. Он миновал одну безлюдную пристань, другую, третью и, войдя в узкий шлюз, стал быстро спускаться вниз, в открытое море, зажатый между каменными стенами. «Мне надо выйти», - закричала во сне Вера, но никто ее не услышал. На палубу хлынула вода и накрыла Веру с головой. Она начала задыхаться, но, сделав над собой усилие, вынырнула и проснулась. Этот сон предшествовал тяжелой болезни Веры, из которой она с трудом выкарабкалась.

О своих ночных кошмарах Вера никому не рассказывала. Понятное дело – это чепуха. Начиталась сказок, напридумывала невесть что.

 На самом деле кошмары будоражили Веру и часто бывали предвестниками чего-то страшного. В самом раннем детстве, когда Вера еще не знала, что такое смерть, ей приснилась бабушка, неожиданно упавшая на пол и лежавшая неподвижно. В скором времени бабушка умерла. Наверное, с тех пор Вера стала предчувствовать смерть. Она узнавала ее по глазам людей, которым предстояло покинуть этот мир.

Иногда к ней во сне приходили люди, чтобы попрощаться перед окончательным уходом. Так пришел к ней двоюродный брат. Они давно не виделись. Вера знала, что он тяжело болен и прикован к постели. «Ты же не выходишь из дома», - удивилась она, увидев его бодрым и здоровым. «Неправда, - ответил брат, - теперь я выхожу и, вот, решил зайти к тебе». Весть о его кончине не заставила себя ждать.

Однажды во сне посетила ее бывшая сотрудница, вынужденная уволиться с работы из-за серьезной травмы ноги. «Как Вы до меня дошли с больной ногой?», - спросила ее Вера. «А у меня теперь ничего не болит», - сказала с улыбкой сотрудница и быстро побежала по песчаной дорожке. Позвонив на следующий день ей по телефону, Вера узнала, что та умерла.

Вере снились покойники не только лично знакомые. Как-то во сне она оказалась на Красной площади. Куранты пробили полночь. Брусчатка зашевелилась, послышался звук пришедших в движение камней. Земля вздыбилась и покрылась небольшими бугорками. Из них, как по команде, начали подниматься люди. Вся площадь покрылась вытолкнутыми из земли героями советской эпохи, похороненными у Кремлевской стены. Они остались врытыми лишь по колено. Через минуту мертвецы стали медленно опускаться вниз, и Красная площадь приобрела свой обычный вид. Был ли связан этот сон с каким-либо реальным событием, Вера не знала, но осадок от сна был ужасным.

Гнетущие чувства после мрачных снов рассеивались, когда Вера смотрела на небо. Оно уносило ее мысли ввысь, рождало мечты и грезы. Когда Вера была совсем юной, небо казалось ей огромным океаном, по которому плывет она на корабле под белыми парусами. Вдруг начинался шторм. Корабль тонул, она вот-вот могла погибнуть, но тут являлся прекрасный юноша, который выносил ее на руках на сушу или, скорее, на облако, оказывавшееся необитаемым островом. Здесь их ждали восторги вечной любви. Иногда там, на облаке, ее встречал юный поэт, музой которого она становилась, или влюбленный в нее художник, мечтающий написать ее портрет.

В реальной жизни Верочка была недурна собой и не обделена мужским вниманием. Двое кавалеров уж замуж звали, но не лежало сердце девушки ни к одному из них. А однажды приснился Верочке странный сон. Белая комната, как будто больничная палата. Она на кровати в чем-то белом, и слышится ей женский голос: «Пропустите мужа к Бессоновой. Она родила». Понимает Верочка во сне, что это про нее говорят, ее называют Бессоновой, хотя на самом деле ее фамилия Чиж. «Что за ерунда!» - удивилась Вера, проснувшись. - Какая еще Бессонова? Какой муж? Какой ребенок?!». Она - Вера Чиж, и фамилию свою менять не собирается. Да и нет никакого Бессонова среди ее знакомых. Приснится же такая чепуха!»

А сон оказался в руку. Незадолго до этого познакомилась Верочка на трамвайной остановке с симпатичным парнем. Ничего особенного, балагур и весельчак, но уверенный в себе и в меру настойчивый. Разговорились, сходили в кино, договорились встретиться на следующей неделе. Вера про сон забыла. Встретилась с парнем. Пошли в парк погулять, а там знакомый его окликает: «Привет, Бессонов, познакомишь с девушкой?». «Вот это, да! - подумала Верочка. – Вот кто оказался Бессоновым!». Это было весной, а осенью сыграли молодые свадьбу, и стала Верочка Чиж Верой Бессоновой. Парень оказался и головастым, и рукастым, и заботливым и очень жизнерадостным. Смеялся во сне как ребенок. Хорошо было с ним Вере. «Живешь как у Христа за пазухой», - говорила ей мама, и Вера соглашалась.

Шли годы. 10 лет миновало, а друзья с усмешкой говорили: «У Веры с мужем все медовый месяц продолжается». 25 лет прошло. Серебряную свадьбу отметили. И уже не парень, а солидный мужчина с серебристыми висками смотрел на Веру влюбленными глазами, а она улыбалась ему в ответ.

А однажды позвонил вечером муж и сказал, что не придет ночевать. Обухом по голове ударило Веру прозрение. Закричала Вера в телефон не своим голосом: «Нет! Ты не можешь так!» И стала она метаться по квартире – из комнаты в кухню, из кухни в комнату, потом на балкон. «Вот сейчас бы прыгнуть с 16-го этажа, чтобы он знал, чтобы понял!». Детей в доме не было: выросли они уж давно и покинули отчий дом. Некому ее остановить, и как теперь жить, она не знает. Бросилась Вера на кровать и зарыдала.

Через час муж пришел. Потом был разговор, о котором Вера не хотела вспоминать всю оставшуюся жизнь. Черная полоса накрыла Веру. В тоске и отчаянии приняла тогда она ухаживания своего начальника. Ах, как напрасно это было! Все не то, все не так!

Приснился Вере в это время, наверное, самый страшный сон в ее жизни. Будто идет она по лесу и подходит к тому месту, где сужается тропинка. С двух сторон от нее текут ручейки. Вера идет между ними, а тропинка круто поднимается вверх, превращаясь в такую узкую полоску, что только одна Верочкина ступня помещается на ней, а внизу пропасть. Вера должна пройти над ней, как циркачка по канату, иначе, конец.

В тот год долго длилась дождливая осень, еще дольше - ледяная зима. Но весна все-таки наступила. Проглянуло солнце, и вернулся к Вере муж. Простили они друг другу прошлое. Началась новая очень хорошая пора в их отношениях. Правда, оказалась она недолгой. Спустя два года муж умер. Тяжело переживала Вера его смерть, ушла в себя. Было ей в ту пору чуть больше 50-и лет.

Вернул Веру к жизни родившийся вскоре внук. Он нуждался в ее заботе. Стала  Вера ездить к внуку, катала его в колясочке, сидела возле него на лавочке у песочницы. И как-то раз подсел к ней на лавочку чужой дедушка, тоже с внуком гулял, совсем еще не старый, вдовец. Посмотрела Вера на него, а глаза у него как будто знакомые, добрые, ласковые и улыбаются.

 Когда легла Вера в эту ночь спать, приснилась ей давно забытая картина: узенькая тропинка в лесу между двумя ручьями. На тропинке силуэт чей-то виден. Вгляделась в него Верочка. А это вчерашний дедушка на тропинке стоит, манит её рукой. Сделала она шаг навстречу... и проснулась. "К чему этот сон?" - подумала.


Рецензии
Ниночка! Мне нравится читать Ваши рассказы. Они кажутся простыми и понятными, о за ними кроется глубокий смысл. Вы - человек с очень чистой и светлой душой- это передается Вашим героям и Вашим читателям.

Вера Звонарёва   26.02.2023 13:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.