О национализме и нацизме

Националист — человек, гордящийся образом жизни и достижениями своего народа (этноса, национальности, нации). В национализме нет ничего дурного. Даже хвастаться мнимыми успехами своего народа не так плохо, как по надуманным причинам ругать и ненавидеть какой-нибудь другой народ.

Нацист — человек, считающий неполноценным хотя бы один из народов мира. Националист, отличается от нациста тем, что гордясь своей нацией и нахваливая её, он никогда не скажет, что его нация самая лучшая. Нацизм — это практика преступлений, связанных с реализацией идей национального или расового превосходства.

Националист, в отличие от нациста, не нарушает положения 1-й статьи Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года. Каждый нацист является и националистом, но не всякий националист — нацист. В связи с этим часто неправильно вместе с нацизмом осуждается и национализм.

Национализм — наследие прошлого человечества. Национализм сейчас — это практика ненасильственного сохранения национальной идентичности в многонациональном государстве и в глобализирующемся мире. Национализм предполагает: ориентировку лиц одной национальности на национальные государство, бизнес и общественные организации, взаимную помощь и поддержку между лицами одной национальности, сохранение народа браками лиц одной национальности, сохранение языка, традиций, обычаев, культуры, религии и т.п.

Почему национальные настроения людей так живучи? Является ли национализм естественной потребностью всех людей живущих на Земле? Для ответа на эти вопросы обратимся к иерархической пирамиде человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908 — 1970).

Как известно, пирамида человеческих потребностей А.Маслоу имеет 7 уровней, начиная с низшего уровня ("физиологические потребности": пища, одежда, жильё) и кончая высшим уровнем (потребность в раскрытии внутреннего потенциала — в "самоактуализации").

Второй уровень пирамиды отведён под потребность в "безопасности", а третий — под потребности в "любви и принадлежности". На четвёртом уровне пирамиды находится потребность в "уважении, одобрении, признании"). Пятый и шестой уровни пирамиды отведены соответственно под познавательные и эстетические потребности человека.

Ясно, что национализм человека определяется его потребностью в принадлежности к какой-нибудь из идентичностей: народу, национальности, этносу, племени. А эта потребность находится на третьем уровне пирамиды А.Маслоу, то есть потребность в национализме находится на одном уровне с потребностью в любви (в размножении) и преобладает над потребностями человека всех высших уровней: в признании (уровень 4), в познании (5), в культуре (6), и в самоактуализации (7).

Принадлежность к какой-либо общности помогает обеспечить человеку не только продолжение своей жизни, но и благополучие потомства. Требование "принадлежности" к племени, национальности и народу и связанные с ним националистические настроения появляются у человека в детском и подростковом возрасте в результате сочетания импринтинга (закрепления в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов) с целенаправленным воспитанием в семье, во "дворе" и школе.

Ненависть и вражда части людей одного народа ко всем представителям какого-либо другого народа (нацизм) не является потребностью присущей всем людям мира и потребностью объединяющей человечество.

Что говорят либералы о национализме и нацизме? Они говорят: национализм присущ почти каждому человеку, но у каждого народа он свой. По этой причине либерализм в соответствии с главной идеей "У либералов нет другого дела, кроме борьбы за соблюдение прав человека, и нет иных ценностей, интересов и целей, кроме общечеловеческих" не поддерживает расизм и национализм какого-либо народа. За такую позицию некоторые националисты и расисты называют либералов "безродными космополитами".

Либералы — люди Всеобщей декларации прав человека 1948 года и других подобных документов ООН. Либералы руководствуются 1-й Статьей Декларации: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Либералы — враги нацистов и среди них нет русофобов, потому что русофобия — разновидность нацизма.

Либералы не осуждают борьбу националистов за равноправие своего народа в многонациональном государстве, если эта борьба ведётся мирными методами или является реакцией на репрессии по национальному признаку. Национальное государство для либералов предпочтительней имперской тюрьмы народов. Либералы поддерживают борьбу националистов против порабощения их народов враждебными государствами. Либералы не считают националистов врагами общества и государства, если они своими действиями не нарушают универсальные права человека.

Последний вопрос. Есть ли у национализма предел роста? Трудно ответить  на этот вопрос однозначно. Можно лишь сказать, что главным препятствием росту национализма является глобализация современного мира, сопровождающаяся постоянно растущими объёмами успешного международного сотрудничества.


Сделаем два вывода.

1. Национализм является нормальной (естественной) потребностью человека.

2. Дурен не национализм, а нацизм. Практика нацизма преступна.
 

Мудрость либерализма http://proza.ru/2021/03/16/266


Рецензии
Не могу ваши доводы считать верными.

Вы пишите: "Националист — человек, гордящийся образом жизни и достижениями своего народа (этноса, национальности, нации). В национализме нет ничего дурного. Даже хвастаться мнимыми успехами своего народа не так плохо, как по надуманным причинам ругать и ненавидеть какой-нибудь другой народ".

Интернет с вами не согласен и даёт другое определение: "Национализм - идеология и политика, основанная на идее национальной исключительности, часто перерастающей в национальное превосходство. Соответственно, националисты - люди, считающие свою нацию лучше остальных. Противоположность национализму - интернационализм".

Ещё одна ваша цитата: "Националист, отличается от нациста тем, что гордясь своей нацией и нахваливая её, он никогда не скажет, что его нация самая лучшая"

- Категорически не согласен. Для меня националист – это человек, который ратует за строительство мононационального государства. Украина для – украинцев, Польша –для поляков, Израиль - для евреев, Третий Рейх – для немцев. Естественно, что при этом люди иной крови или говорящие на другом языке, живущие рядом, являются помехой. От этого один шаг до национальной розни, геноцида, нацизма.
Государство всегда строится на совокупности интересов: территориальных, религиозных, национальных, языковых, экономических. Пропорция этой смеси всегда уникальная, что делает страны разными. Но вычленение из этих интересов одного, всегда приводит к диспропорциям и насилию.
В этом плане патриот кардинально отличается от националиста.

Что касается пирамиды Маслоу, то при всей её объективной логичности в ней есть изъян: в ней нет Бога, а есть только либеральный атеизм. Она относит веру к послесытой потребности и это глупость. Поэтому она однозначна ошибочна, ссылаться на неё, это говорить, что Бога нет.

Борис Миловзоров   09.01.2023 10:22     Заявить о нарушении
В Интернете много чего пишут... Важно иметь внутренний компас, чтобы оценивать написанное.

Лозунг "Польша — для поляков" означает поддержку и одобрение дискриминации по национальному признаку граждан Польши не польского происхождения. Дискриминация людей по национальному признаку является нацизмом. Иначе, лозунги типа "Польша — для поляков", "Израиль — для евреев" и т.д. являются нацистскими, а не националистическими.

Националистическими же, например, будут тост "Так выпьем за великий русский народ!", утверждение "Да здравствует великий, могучий, правдивый и свободный русский язык" и название фильма "Великий воин Албании Скандербег".

Интернационализм — это отношения и сотрудничество людей без дискриминации по национальному признаку. Интернационализм является противоположностью нацизму. Противоположностью национализму является охаивание достижений и успехов собственного этноса, национальности, нации.

В СССР интернационализм поначалу имел ограниченную направленность (Пролетарии всех стран, соединяйтесь!) и мессианскую цель — приведение всех народов Земли под "крышу Кремля" и к исповеданию коммунизма. Только в 70-х годах и позже СССР стал позиционировать себя в качестве борца за мирное существование и сотрудничество государств с различными социальными системами.

Что касается веры людей в Бога(ов), то она базируется, в основном, не на теологических рассуждениях, а на человеческой потребности в принадлежности (3-й уровень пирамиды А.Маслоу). Принадлежность к единоверцам расширяет круг сотрудничества человека, тем самым способствуя повышению его безопасности и благополучия (2-й и 1-й уровни пирамиды Маслоу).

Либерализм не требует от своих сторонников атеизма — отказа от веры в Бога(ов) и религии. Для либералов важно, чтобы исповедание веры не требовало от верующего нарушений универсальных прав человека, указанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других подобных документах ООН. Кстати, либералы не имеют ничего против 10 Божьих Заповедей и среди либералов много христиан.

Спасибо за отклик.

Геннадий Гасилов   09.01.2023 12:12   Заявить о нарушении
Компас? Лучше убеждения.
В приведённой вами цитате из тоста Сталина (грузина «русской национальности») нет ни грамма национализма. Вот полный текст его тоста:

Выступление на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, 24 мая 1945 г.
Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики "ура").
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, – над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты).
Cталин, И.В., Сочинения, в 16 т., т. 15: 1941-1945, Stanford 1967, с. 203-204.

Ваши рассуждения о вере и либерализме оставлю без комментариев. Скажу лишь, что не разделяю их и добавлю, что заднеприводная либеральная Европа, отменившая Рождество, образец социального идиотизма и она вполне заслуживает судьбы Содома и Гоморры.

Борис Миловзоров   09.01.2023 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.