Ч. 1. Янтарное чудо
Из Портретного зала экскурсанты попадают в сверкающий зал чудес. Озарённая янтарным блеском, словно солнечным светом, Янтарная комната - жемчужина Екатерининского дворца, называемая одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Её замысел раньше приписывали немецкому архитектору и скульптору Андреасу Шлютеру (Аndreas Schluter, 1664-1714), который, как считалось, спроектировал её для Литценбурга - пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты.
Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией - европейским центром янтарного промысла - с 1618 года, использовали "золото" Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков.
Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период её создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы и королевской резиденции, комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, ещё раньше вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбург, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом.
По замыслу хозяйки, летний дворец должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утверждён, и этот мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, - Литценбург (с 1709 - Шарлоттенбург) и Ораниенбург - стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего исключительно сферой деятельности Эозандера.
Иоганн Фридрих Нильссон Эозандер, барон фон Гёте (нем. Johann Friedrich Nilsson Eosander Freiherr von Gоthe, 1669 - 1728) - немецкий архитектор эпохи барокко.
Звание барона Эозандер получил от короля Швеции Карла XII, когда после смерти короля Фридриха ушёл в отставку в 1713 году и поступил на службу в Швеции.
Эозандер, назначенный в 1699 году курфюрстом Фридрихом придворным архитектором, работал в Берлине в одно время с Андреасом Шлютером и конкурировал с ним вплоть до его отставки. После смерти супруги Софии Шарлотты Ганноверской в 1705 году король Фридрих I поручил Эозандеру разработать проект закладывавшегося в её честь города Шарлоттенбурга.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург, личной резиденции королевы. Возможно, к мысли о такой комнате королевскую чету подтолкнул визит по случаю коронации Фридриха I в Кёнигсберге, столице янтарного промысла, и преподнесённый ему подарок - две большие янтарные рамы.
Но может быть, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета должен был исполнить её любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.
Для реализации этой идеи в сентябре 1701 года был приглашён из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
Янтарная комната ещё не была завершена, когда в 1705 году София-Шарлотта скончалась. Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце - Ораниенбурге.
Вероятно, король хотел сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном. Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня.
А Литценбург с тех пор в память о Софии-Шарлотте стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает её часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты.
Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Ещё при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи увидел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Пётр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Продолжение http://proza.ru/2022/11/12/1270
Иллюстрация: Янтарная комната в Екатерининском дворце
Свидетельство о публикации №222110601689
Нина Измайлова 2 26.02.2023 17:39 Заявить о нарушении
Светлана Шаляпина 28.02.2023 20:14 Заявить о нарушении
Нина Измайлова 2 28.02.2023 20:57 Заявить о нарушении
Светлана Шаляпина 02.03.2023 22:12 Заявить о нарушении