Кому выпала доля в создании основ русской литерату

Пушкину,опираясь на завоевания Н.М. Карамзина историка и повествователя  создать русскую прозу, свободную от риторики и чувствительности, где  главным героем   стал  человек не углубленный  в одну лишь жизнь сердца, но человека чувствующего и думающего и активно действующего. Отсюда его стремление к предельной точности и лаконизму, концентрация в его повестях  внимания на поступках и событиях, отвержение от всего лишнего, от метафизически возвышенных стихов и «прозы», резкое противопоставление их основ с точки зрения требований стиля.
       Перед Толстым время поставило другую задачу. Опираясь на завоевания Пушкина-прозаика двинуться дальше по пути углубленного изображения,  как внутренней жизни личности, так и народной жизни. И он умел создать в своем творчестве новый, более сложный тип мыслящего человека- личности, наделенного глубокими и смелыми порывами с жадным стремлением к осознанию цельности и полноты своего духовного и физического существования  с ощущением  гармонии внутри души.  Самым верным и надежным  ориентиром  при отображении событий эпохи для него стали   искания в  создании жизни  трудового и нравственного сознания народа. Бунт  Толстого в начале 50-х годов против наготы пушкинской прозы и его  требований   точности и простоты не был отступничеством от Пушкина,  а тем  необходимым звеном творческого продолжения его  традиций, точно также, как бунт Пушкина был против риторики  Карамзина, не был отступничеством от его наследия.
Оба писателя сумели расширить  свое представление о предыдущих традиций и добавить свое,  в результате чего   русскую литературу стали оценивать как литературу мысли своего времени.   


Рецензии