Блок. Над лучшим созданием божьим... Прочтение

    Черная кровь

9. «Над  лучшим  созданием  божьим…»
 




                Над лучшим созданием божьим
                Изведал я силу презренья.
                Я палкой ударил ее.
 
                Поспешно оделась. Уходит.
                Ушла. Оглянулась пугливо
                На сизые окна мои.
 
                И нет ее. В сизые окна
                Вливается вечер ненастный,
                А дальше, за мраком ненастья,
                Горит заревая кайма.
 
                Далекие, влажные долы
                И близкое, бурное счастье!
                Один я стою и внимаю
                Тому, что мне скрипки поют.
 
                Поют они дикие песни
                О том, что свободным я стал!
                О том, что на лучшую долю
                Я низкую страсть променял!
                13 марта 1910



А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Варианты ЧА в ЗК30 [черновые автографы в записной книжке №30]

[между 3 и 4                Я сделал из гибкого тела
                Комок униженной тоски.
               
                б      Всегда так бывает – полюбишь –
                Захочешь, захочешь – ударишь,
                Ударишь – и кончены счеты
                С любовью – презренье и стыд.
               
                в     Всегда так бывает – полюбишь –
                Захочешь, захочешь – ударишь,
                Презренье – замена любви.
     »

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «Над лучшим созданием Божьим // Изведал я силу презренья.» – О "презрении" как одном из проявлений земной любви-страсти Блок писал в дневнике еще в июле 1902 г.: "Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) – только минутное потрясение. ( ... ) Больше испуга не будет. Больше презрения (во многих формах) – не будет". Ср. этот же мотив в раннем стих. "Порою вновь к твоим ногам ... " (1900): "Я с новой силою воздам //И власть и должное презренье".
      »

     С моей точки зрения, всё это – шоковые последствия его первых опытов с женщинами – с К.М.С. и проститутками, из которых он вынес, что секс – это похабная грязь. И каждая новая связь только подтверждала, что, вот была «лучшее созданье божье», а затащишь её в постель – и она точно такая же, как прочие.  И смотришь на это “создание” и думаешь: и чего я в ней находил?
     Напомню слова Л.Д. (Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»):
     «…и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы и только с ней узнал Блок желанный синтез и той и другой любви.»
    ...узнал, что секс – это не только взять, но и отдаться, не столько сила, сколь доверие...
    ...узнал, что любимая дарит при этом не низкое удовольствие, а счастье.

     – «Поют они дикие песни // О том, что свободным я стал» – слишком безнадежно было у него с самого начала с Л.Д., слишком отчетливо он осознавал свою зависимость от нее: «…и вечно  – раб», и слишком оно длилось долго – четыре бесконечных года самой юности: «Но – 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее».
     Характерно, что в  этот период, которые «сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее», не включен ещё хотя бы один год – с их объяснения до  свадьбы… Когда Любочка уже принимала, любила его, радовалась ему, но еще не лезла с “неприличиями” и “грязью”.

     – «Я палкой ударил ее…» – дубиной презрения.
 
     – «Над лучшим созданием божьим // Изведал я силу презренья» – здесь интересна отвлеченность, взгляд сверху – то есть то, что себя к «создания божьим»  герой явно не причисляет.
     Место действия предыдущего стихотворение цикла: «Я ее победил, наконец!» – явно к миру Санкт-Петербурга 1910 года не принадлежит, и вот он спустился из тех мест, где вампиры таскают девиц по своим пыльным дворцам, в наши эмпиреи, но и тут – всё то же самое: и так же он (п)бьет женщин, и так же женщины оставляют после себя лишь презрение.

     («…и только ослепительная, солнечная Кармен…»:

          «Была ты всех ярче, верней и прелестней,
          Не кляни же меня, не кляни!
          Мой поезд летит, как цыганская песня,
          Как те невозвратные дни…
          Что было любимо — все мимо, мимо…
          Впереди – неизвестность пути…
          Благословенно, неизгладимо,
          Невозвратимо… прости!
                1914 г».)

     « – О том, что на лучшую долю // Я низкую страсть променял!» – смысл строк резко противоречит форме его изложения. Фразеологизм «променять на…» подразумевает кардинальное неравнозначность обмена. Причем, именно последнее гораздо хуже первого. Сравните: «И на что ты меня променял? Вот на это?!..» То есть, «лучшая доля»-то она лучшая, но как герою хочется «низкой страсти»… Чтоб «каждый демон во мне» рвался к её демонам, чтоб было почти слышно слитное урчание этих бешеных кошек!
     Чтоб ещё раз взглянуть в эту страшную бездну…

     Если говорить об биографическом источнике конкретно этого стихотворения, мне кажется - это Волохова. Хотя она категорически отрицала, что у неё с Блоком было хотя бы что-то помимо "литературы". Она, я думаю, и свои воспоминания себя написать заставила, чтобы объявить на весь мир: были только стихи, а остальное – лишь "соусы вечности"! 
   Но прочитайте последнее официальное посвящение Волоховой, как вступление к исходному:

          «Я помню длительные муки:
          Ночь догорала за окном;
          Ее заломленные руки
          Чуть брезжили в луче дневном.
          Вся жизнь, ненужно изжитая,
          Пытала, унижала, жгла;
          А там, как призрак возрастая,
          День обозначил купола;
          И под окошком участились
          Прохожих быстрые шаги;
          И в серых лужах расходились
          Под каплями дождя круги;
          И утро длилось, длилось, длилось…
          И праздный тяготил вопрос;
          И ничего не разрешилось
          Весенним ливнем бурных слез.
                4 марта 1908»
 

     А весь цикл…
И еще раз – Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     «…Тут несомненно травма в психологии.   …у Блока так и осталось - разрыв на всю жизнь. Даже при значительнейшей его встрече уже в зрелом возрасте в 1914 году было так, и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы…»
     То есть земная женщина из «Чёрной крови» – это вот эта, с которой у него случилась «…значительнейшая его встреча уже в зрелом возрасте в 1914 году».
     Кто она, я не знаю. В Примечаниях тоже по этому поводу глухое молчание. «Солнечная Кармен» в 14-ом году затмила всё и всех. А они – Кармен и Чернокровка - едва ли не накладывались друг на друга:

«Черная кровь»:
«В пол-оборота ты встала ко мне…» – 2 января 1914;
«Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне…» – 22 марта 1914;
«Даже имя твое мне презренно…» –    30 января 1914;
«Испугом схвачена, влекома…» – 2 января 1914;

«Кармен»:
«Как океан меняет цвет…»  – 4 марта 1914;
«На небе — празелень, и месяца осколок…» –  24 марта 1914;
«Есть демон утра. Дымно-светел он» –   25 марта 1914;
«Бушует снежная весна…» – 18 марта 1914;
«Сердитый взор бесцветных глаз…» –     25 марта 1914;

И сравните, вот как было с той, когда царила черная кровь:

          «…И, в ужасе, несвязно шепчет…
             И, скрыв лицо,
          Пугливых рук свивает крепче
             Певучее кольцо…
 
          …И утра первый луч звенящий
             Сквозь желтых штор…
           И чертит бог на теле спящей
             Свой световой узор.
                2 января 1914»

И вот как будет с солнечной Л.А.Д.:

 
          Есть демон утра. Дымно-светел он,
          Золотокудрый и счастливый.
          Как небо, синь струящийся хитон,
          Весь — перламутра переливы.
 
          Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
          Так этот лик сквозит порой ужасным,
          И золото кудрей — червонно-красным,
          И голос — рокотом забытых бурь.
                24 марта 1914

То есть:

          …Один я стою и внимаю
          Тому, что мне скрипки поют.
 
          Поют они дикие песни
          О том, что свободным я стал!
          О том, что на лучшую долю
          Я низкую страсть променял!

     …в своем размене герой не прогадал… Наверное.


Рецензии