Блок. Над лучшим созданием божьим... Прочтение
9. «Над лучшим созданием божьим…»
Над лучшим созданием божьим
Изведал я силу презренья.
Я палкой ударил ее.
Поспешно оделась. Уходит.
Ушла. Оглянулась пугливо
На сизые окна мои.
И нет ее. В сизые окна
Вливается вечер ненастный,
А дальше, за мраком ненастья,
Горит заревая кайма.
Далекие, влажные долы
И близкое, бурное счастье!
Один я стою и внимаю
Тому, что мне скрипки поют.
Поют они дикие песни
О том, что свободным я стал!
О том, что на лучшую долю
Я низкую страсть променял!
13 марта 1910
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Варианты ЧА в ЗК30 [черновые автографы в записной книжке №30]
[между 3 и 4 Я сделал из гибкого тела
Комок униженной тоски.
б Всегда так бывает – полюбишь –
Захочешь, захочешь – ударишь,
Ударишь – и кончены счеты
С любовью – презренье и стыд.
в Всегда так бывает – полюбишь –
Захочешь, захочешь – ударишь,
Презренье – замена любви.
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Над лучшим созданием Божьим // Изведал я силу презренья.» – О "презрении" как одном из проявлений земной любви-страсти Блок писал в дневнике еще в июле 1902 г.: "Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) – только минутное потрясение. ( ... ) Больше испуга не будет. Больше презрения (во многих формах) – не будет". Ср. этот же мотив в раннем стих. "Порою вновь к твоим ногам ... " (1900): "Я с новой силою воздам //И власть и должное презренье".
»
С моей точки зрения, всё это – шоковые последствия его первых опытов с женщинами – с К.М.С. и проститутками, из которых он вынес, что секс – это похабная грязь. И каждая новая связь только подтверждала, что, вот была «лучшее созданье божье», а затащишь её в постель – и она точно такая же, как прочие. И смотришь на это “создание” и думаешь: и чего я в ней находил?
Напомню слова Л.Д. (Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»):
«…и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы и только с ней узнал Блок желанный синтез и той и другой любви.»
...узнал, что секс – это не только взять, но и отдаться, не столько сила, сколь доверие...
...узнал, что любимая дарит при этом не низкое удовольствие, а счастье.
– «Поют они дикие песни // О том, что свободным я стал» – слишком безнадежно было у него с самого начала с Л.Д., слишком отчетливо он осознавал свою зависимость от нее: «…и вечно – раб», и слишком оно длилось долго – четыре бесконечных года самой юности: «Но – 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее».
Характерно, что в этот период, которые «сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее», не включен ещё хотя бы один год – с их объяснения до свадьбы… Когда Любочка уже принимала, любила его, радовалась ему, но еще не лезла с “неприличиями” и “грязью”.
– «Я палкой ударил ее…» – дубиной презрения.
– «Над лучшим созданием божьим // Изведал я силу презренья» – здесь интересна отвлеченность, взгляд сверху – то есть то, что себя к «создания божьим» герой явно не причисляет.
Место действия предыдущего стихотворение цикла: «Я ее победил, наконец!» – явно к миру Санкт-Петербурга 1910 года не принадлежит, и вот он спустился из тех мест, где вампиры таскают девиц по своим пыльным дворцам, в наши эмпиреи, но и тут – всё то же самое: и так же он (п)бьет женщин, и так же женщины оставляют после себя лишь презрение.
(«…и только ослепительная, солнечная Кармен…»:
«Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни…
Что было любимо — все мимо, мимо…
Впереди – неизвестность пути…
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо… прости!
1914 г».)
« – О том, что на лучшую долю // Я низкую страсть променял!» – смысл строк резко противоречит форме его изложения. Фразеологизм «променять на…» подразумевает кардинальное неравнозначность обмена. Причем, именно последнее гораздо хуже первого. Сравните: «И на что ты меня променял? Вот на это?!..» То есть, «лучшая доля»-то она лучшая, но как герою хочется «низкой страсти»… Чтоб «каждый демон во мне» рвался к её демонам, чтоб было почти слышно слитное урчание этих бешеных кошек!
Чтоб ещё раз взглянуть в эту страшную бездну…
Если говорить об биографическом источнике конкретно этого стихотворения, мне кажется - это Волохова. Хотя она категорически отрицала, что у неё с Блоком было хотя бы что-то помимо "литературы". Она, я думаю, и свои воспоминания себя написать заставила, чтобы объявить на весь мир: были только стихи, а остальное – лишь "соусы вечности"!
Но прочитайте последнее официальное посвящение Волоховой, как вступление к исходному:
«Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.
Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;
И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;
И утро длилось, длилось, длилось…
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.
4 марта 1908»
А весь цикл…
И еще раз – Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«…Тут несомненно травма в психологии. …у Блока так и осталось - разрыв на всю жизнь. Даже при значительнейшей его встрече уже в зрелом возрасте в 1914 году было так, и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен победила все травмы…»
То есть земная женщина из «Чёрной крови» – это вот эта, с которой у него случилась «…значительнейшая его встреча уже в зрелом возрасте в 1914 году».
Кто она, я не знаю. В Примечаниях тоже по этому поводу глухое молчание. «Солнечная Кармен» в 14-ом году затмила всё и всех. А они – Кармен и Чернокровка - едва ли не накладывались друг на друга:
«Черная кровь»:
«В пол-оборота ты встала ко мне…» – 2 января 1914;
«Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне…» – 22 марта 1914;
«Даже имя твое мне презренно…» – 30 января 1914;
«Испугом схвачена, влекома…» – 2 января 1914;
«Кармен»:
«Как океан меняет цвет…» – 4 марта 1914;
«На небе — празелень, и месяца осколок…» – 24 марта 1914;
«Есть демон утра. Дымно-светел он» – 25 марта 1914;
«Бушует снежная весна…» – 18 марта 1914;
«Сердитый взор бесцветных глаз…» – 25 марта 1914;
И сравните, вот как было с той, когда царила черная кровь:
«…И, в ужасе, несвязно шепчет…
И, скрыв лицо,
Пугливых рук свивает крепче
Певучее кольцо…
…И утра первый луч звенящий
Сквозь желтых штор…
И чертит бог на теле спящей
Свой световой узор.
2 января 1914»
И вот как будет с солнечной Л.А.Д.:
Есть демон утра. Дымно-светел он,
Золотокудрый и счастливый.
Как небо, синь струящийся хитон,
Весь — перламутра переливы.
Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
Так этот лик сквозит порой ужасным,
И золото кудрей — червонно-красным,
И голос — рокотом забытых бурь.
24 марта 1914
То есть:
…Один я стою и внимаю
Тому, что мне скрипки поют.
Поют они дикие песни
О том, что свободным я стал!
О том, что на лучшую долю
Я низкую страсть променял!
…в своем размене герой не прогадал… Наверное.
Свидетельство о публикации №222110700998