Прогулки по Москве. Петровка

Еще  в старинных Путеводителях  назвали Петровку одной  из  красивейших  улиц Москвы. Антон Павлович Чехов в1903 году жил в Москве на этой улице  и позже в письмах из Ялты мечтал пройтись  по Петровке.
          Улица получила свое название  от Высокопетровского монастыря, расположенного ближе к бульварной линии. Петровским же монастырь назван был царем Алексеем Михайловичем в честь рождения сына Петра, будущего императора Петра Первого.
          В нашем городе, который мы так любим, буквально каждая улица, каждый дом имеют свою историю. Петровка, Арбат, Тверская, Кузнецкий мост, кольцо старинных бульваров разбитых на границе Белого города  - почему  нас так тянет сюда просто побродить? Ведь нет здесь у нас решительно никаких дел. Да потому, что нигде сердце русского не бьется так сильно и так радостно, как в Москве. «О, Москва! Москва! Жить и умереть в тебе, белокаменная – есть верх моих желаний», - так взволнованно высказывался Виссарион Белинский.
        Ни один русский город не связан с литературой так тесно, как Москва. Дома, улицы, бульвары и площади воспринимаются как живые страницы романов, мемуаров, дневниковых записей. Все бульварное кольцо – память о проходивших по аллеям Чехове, Куприне, Бунине, Шаляпине… На углу Петровки и Страстного бульвара рылся  в книгах оставленного дома, пораженный их обилием, Анри Бейль,  будущий французский писатель Стендаль, во время войны  двенадцатого года офицер армии Наполеона. В письмах к сестре он восхищался Москвой, как  великолепным городом, незнакомым Европе. В своем же дневнике он отметил богатство московских дворцов и их книжных собраний.
           Не зря же устами Фамусова Грибоедов сказал: «…едва, где сыщется столица, как Москва».
     Владимир Гиляровский, который жил на углу Петровки в Столешниковом переулке, так говорил о Москве: « Поражен, очарован и навсегда полюбил Москву, и любил ее, любил! Любил ее такой,  какой она была, люблю такой, какая есть!»   
    К великому сожалению  архитектурный облик   улицы много потерял с течением времени, изменением стилей и вкусов. Все чаще  спотыкается  сердце о  слова: «Дом не сохранился». Так , например, в самом начале улицы Петровки не сохранился дом помещицы Анненковой, матери  декабриста  Анненкова, женившегося на гувернантке, француженке Полине Гебль, последовавшей за ним в Сибирь.    Эта романтическая история была описана в мемуарах преподавателем фехтования Огюстеном Гризье,  и , в свою очередь, попав  на глаза Александру Дюма, претворилась в роман « Учитель фехтования».  Роман был запрещен в России, но весь «свет» зачитывался им и даже сама императрица, Александра Федоровна!         
             
    В начале двадцатого века на смену классическому стилю     архитектуры пришел другой- изысканный и шикарный стиль «Модерн». На углу Петровки и Театральной площади, возле Малого театра, архитектор Клейн воздвиг, иначе и не скажешь, громаду универсального магазина, носившего имя их владельцев Мюра и Мерилиза. Здание поражало воображение. Великолепный световой фонарь сочетался со  средневековыми стрельчатыми окнами и готическими башенками по углам. Цифры, приводимые в газетах, изумляли: семь этажей, да еще два под землей! Полторы тысячи приказчиков… лифты для посетителей…  И чего только в магазине не было…  Подобного рода универмаги пришли на смену пассажам, популярным ранее.               
      Петровский пассаж с товарами поставщиков двора Его Императорского Величества  был построен на три года раньше ЦУМа, то бишь магазина Мюра и Мерилиза. Пассажи – торговые здания в виде крытых галерей с рядом магазинов. Они располагались обыкновенно между двух параллельных улиц. Петровский пассаж  как раз и соединял Неглинную улицу и Петровку.
      В истории старинного магазина была  такая страничка: в тридцатых годах двадцатого века на одной из торговых линий разместился трест «Дирижаблестрой», выпускавший первые советские воздушные корабли- дирижабли. Главным конструктором был приглашен сам Умберто Нобиле.               
  Вся Европа знала “Торговый Дом “Павел Сорокоумский с сыновьями”, а в модных  женских журналах  были странички моделей этой фирмы: шубки, пелерины, манто...  Главный магазин фирмы был в самом центре Москвы, на Ильинке, неподалеку от Кремля. А  многие москвичи  еще  помнят  магазин “Меха” на углу Большой Дмитровки  и Столешникова переулка. 
 В конце 19 столетия фирма “Павел Сорокоумовский с сыновьями” была удостоена звания Поставщик Двора Его Императорского Величества, что означало  исключительное право фирмы на поставку  и изготовление меховых изделий для  государственных регалий российских царей.
 В середине 19 века в доме, где позже был открыт   магазин Сорокоумовских, располагалась гостиница Англия.  Гостиница славилась  своим рестораном.
     Вообще, в Москве всегда любили и умели  хорошо поесть. За едой, а то за чаепитием вершились часто крупные дела и сделки. Вспомните затянувшийся на сутки обед Станиславского и Немировича –Данченко в  ресторане «Славянский базар» на Никольской улице, приведший к рождению Художественного театра.
        Лев Толстой в романе «Анна  Каренина» описывает обед  Стивы Облонского с Левиным в ресторане гостиницы Англия.
«Хороши ли устрицы? Фленсбургские, ваше сиятельство, Остендских нет…А недурны,- говорил Стива Облонский, сдирая серебряною вилочкой  шлюпающих  устриц, и проглатывая их  одну за другой. -Недурны!»…
         Когда-то петербургские гурманы получали из Москвы     замороженные расстегаи, поросят от Тестова, калачи от Филиппова, что на Тверской… «Супы в кастрюльке – прямо из Парижа»   в Москве не уважали. Свои щи,  пироги, бараний бок с  кашей хороши были.         
На Петровке, в верхней ее части, стоит дом 25- здание  типично    дворянской постройки, но строилось оно для богатого купца Губина, позволившего себе смелость поселиться на улице тогда еще сплошь дворянской. И жилье ему создавал сам Матвей Казаков. Строил на дворянский манер – с шестиугольным портиком и треугольным фронтоном.
    Позже наследники Губина отдали центральную часть дома под частную гимназию Креймана, в которой учился  будущий глава символистов Валерий Брюсов. Впрочем, пробыл  будущий поэт  в гимназии недолго. В 5-м классе он был изгнан из этого учебного заведения за издание «гимназического журнала, в котором развивались атеистические и республиканские идеи»
Вот так! Надо сказать, что «вылететь» из гимназии Креймана можно было только за какие-нибудь чрезвычайные поступки. Гимназия славилась тем, что в нее принимали  юношей, уже исключенных из других учебных заведений.
   Имя Матвея Казакова, строителя и зодчего неотделимо от архитектурного облика Москвы. А сам архитектор считал своим лучшим творением здание Сената в Кремле.  А кто не знает великолепный  Дом дворянского собрания (Колонный зал Дома союзов). Да мало ли в Москве домов, осененных его гением.
Когда Наполеон приближался к Москве, больного архитектора увезли из города. Узнав о том, что его любимая Москва в огне, он с горя умер.
    Но не зря говорят, что Казаков – счастливейший московский зодчий. Из его творений ни одно в огне не пострадало! Жаль только, что самому  архитектору этого не дано было узнать.

    
. Я люблю большие дома
И узкие  улицы города,-
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные,-
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные…

 
  Вечерами в Москве зажигаются огни, на улицах становится многолюдно и празднично… Ярко светятся витрины магазинов и  театральные подъезды, шуршат шины автомобилей. И весь огромный город как-то сжимается, делается милым и уютным. Когда-то Анна Ахматова писала:
Все в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь…
И еще:
 За ландышевый май
 В моей Москве стоглавой,
Отдам я звездных стай
            Сияние и славу.


Рецензии
Так поэтично описывать Москву может только тот, кто безгранично в неё влюблён.
Разделяю Ваш восторг.

Валерий Шаханов   16.11.2022 18:34     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Валерий! Спасибо за отзыв.То, что я хотела сказать- сказали Вы, и я благодарна Вам за понимание. С уважением. Алла

Алла Сорокина   16.11.2022 23:30   Заявить о нарушении